Дэвид СиллитоБи-би-си
По советскую сторону железного занавеса пьесы Шекспира всегда были способом рассказать аудитории о происходящем в тоталитарном обществе. Напоминанием об этом послужит литовская постановка «Гамлета», которая будет показана в Лондоне в рамках начинающегося здесь международного Шекспировского фестиваля.
Дэвид СиллитоБи-би-си
По советскую сторону железного занавеса пьесы Шекспира всегда были способом рассказать аудитории о происходящем в тоталитарном обществе. Напоминанием об этом послужит литовская постановка «Гамлета», которая будет показана в Лондоне в рамках начинающегося здесь международного Шекспировского фестиваля.
Сталин, который ненавидел «Гамлета», видимо, уже не раз перевернулся в своем гробу. Но почему пьесы 400-летней давности вызывают такой резонанс в странах бывшего коммунистического блока?
Когда в 1996 году самый известный литовский театральный режиссер Эймунтас Някрошюс предложил самому известному рок-музыканту Литвы Андрюсу Мамонтовасу сыграть роль Гамлета, то тот был несколько удивлен, но решил попробовать заняться новым для себя делом.
Пятнадцать лет спустя он вместе с вильнюсским театром «Мено Фортас» приезжает в Лондон в рамках культурного фестиваля, приуроченного к Олимпийским играм.
Тайный код Шекспира
Литовский Шекспир имеет славную историю. Во времена независимой Литвы, до Второй мировой войны, в Каунасе работал Михаил Чехов, племянник великого драматурга, и поставил там «Гамлета» и «Двенадцатую ночь».
Первая постановка «Гамлета» Някрошюса длилась семь с половиной часов и потребовала девяти месяцев репетиций. На сегодняшний день постановку слегка сократили, и она длится всего лишь четыре часа. Есть и сверх-укороченная версия в два часа.
Андрюс Мамонтовас рассказывает, что его удержали на сцене Эймунтас Някрошюс, один из самых знаменитых театральных режиссеров в Европе, а также почти священный статус Шекспира в странных бывшего СССР.
В советские времена в Литве люди стояли ночами за билетами на постановки шекспировских пьес. С одной стороны, Шекспир пользовался одобрением советских властей, а с другой, его пьесы были отдушиной от бесконечных былин про героев социалистического труда.
Кроме того, Шекспир давал возможность режиссерам завуалировано говорить о насущных проблемах общества. По словам Мамонтоваса, поход в театр в те годы сопровождался неповторимым волнением.
«Мне до сих пор не хватает этих секретных посланий, как бы подстрочника, — признается он. — Тогда актеры все время на что-то намекали. Сейчас это больше не нужно, так как все можно сказать открыто. Сейчас театр — это, скорее, развлечение».
«Ромео и Джульетта» под музыку ACDC
Музыкальное оформление постановок Шекспира также открывало удивительные по советским меркам возможности. В те времена многие западные рок-группы были просто запрещены в Советском Союзе, но режиссерам иногда удавалось «протащить» их на сцену в качестве аккомпанемента Шекспиру.
«ACDC, Тина Тернер, которая была запрещена за свою сексуальность, „Клэш“ и, конечно, Хулио Иглесиас», — вспоминает Андрюс Мамонтовас.
Аудронис Люга, художественный руководитель Национального драматического театра Литвы, вспоминает об удивительной музыкальной постановке «Ромео и Джульетты» в 1982 году.
«Там был такой дух свободы, это было молодо, весело, там было много импровизации, и все это было понятно поколению, которое выросло, слушая „Битлз“ и „Иисус Христос — суперзвезда“, такой вот музыке, хотя она и была запрещена».
Новая литовская постановка «Гамлета» также полна музыки, но не рока. Традиционной ее также не назовешь — на сцене не видно ни одного камзола или шляпы с пером, а вместо черепа Йорика актер держит в руке кокосовый орех.
Сталин против Гамлета
«Гамлета» в Советском Союзе ставили часто. Но в сталинские времена эта шекспировская пьеса впала в немилость.
Насколько известно, Сталину не понравился полный рефлексии принц датский. Кроме того, ему явно были не по душе очевидные параллели между мрачной атмосферой Эльсинора и Кремля.
Потом, у «Гамлета» проблематичный сюжет. Дядя Гамлета Клавдий захватил трон, и для тех, кто хотел это услышать, тут были намеки на то, как Сталин узурпировал ведущую роль в партии и стране и уничтожил бывших соратников.
Более того, по приказу Сталина был арестован великий режиссер Всеволод Мейерхольд, которого пытали и расстреляли.
Мейерхольд всю жизнь мечтал поставить «Гамлета», но ему так и не удалось этого сделать. Говорят, что он хотел, чтобы на его могиле было написано «Здесь лежит актер и режиссер, не сыгравший и не поставивший „Гамлета“. После его казни в 1940 году Мейерхольд и „Гамлет“ остались неразрывно связаны в сознании театралов.
«Гамлет» и Гамлетовичи
После смерти Сталина и начала «оттепели» постановки «Гамлета» в Советском Союзе последовали одна за другой. Режиссеры пытались понять, как далеко заходит эта самая «оттепель». Пьеса стала своего рода барометром свободы слова.
По словам главы Шекспировского фестиваля в лондонском театре «Глобус» Тома Берда, «Гамлет» по-прежнему остается значимой пьесой во всех странах Восточной и Центральной Европы.
«В бывшем Советском Союзе было чувство, что Шекспир никогда не подвергался цензуре. Так что во многих этих странах он не просто писатель, а почти борец за свободу, почти святой».
«Если вы приедете в Армению, то в деревнях вы обнаружите людей, которых зовут Шекспир, — восторгается Берд. — Самый известный футболист в Армении — Генрих Мхитарян. Его отчество — Гамлетович. Это просто поразительно, как Шекспир там проник во все сферы жизни!»
Но многое изменилось с советских времен. Никто не хочет возврата к постоянному страху, но «высокая культура», да и сам Шекспир уже больше играют столь важной роли в обществе.
Андрюс Мамонтовас хотел бы играть роль принца датского еще несколько лет. Но он отдает себе отчет, что время неумолимо проходит.
«Я очень рад, что я все еще здесь. Эта пьеса открыла для меня много дверей. Я начал играть эту роль, когда я был ровесником Гамлета — в 29 лет. Было бы странно, если бы я продолжал его играть в 50».
Литовская постановка «Гамлета» будет показана в лондонском шекспировском театре «Глобус» в начале июня.
Источник: bbc.co.uk