Большой театр дает уроки благородства

Большой театр дает уроки благородства
Шедевр немецкого композитора отличает не только красота музыки, но и благородство персонажей, считает музыкальный руководитель постановки, дирижер Василий Синайский.

В России оперу «Кавалер розы» фактически не знают, несмотря на то, что произведение было написано в начале прошлого века. В Советском Союзе музыка Рихарда Штрауса «не рекомендовалась» к исполнению. А некоторые сочинения, как, например, опус «Так говорил Заратустра», были просто запрещены.

Шедевр немецкого композитора отличает не только красота музыки, но и благородство персонажей, считает музыкальный руководитель постановки, дирижер Василий Синайский.

В России оперу «Кавалер розы» фактически не знают, несмотря на то, что произведение было написано в начале прошлого века. В Советском Союзе музыка Рихарда Штрауса «не рекомендовалась» к исполнению. А некоторые сочинения, как, например, опус «Так говорил Заратустра», были просто запрещены.

Большой театр дает уроки благородства

Но все же жители СССР имели возможность услышать оперу «Кавалер розы» — советская премьера произведения Штрауса состоялась в Ленинградском театре оперы и балета в 1928 году. А через 43 года оперу смогли услышать москвичи во время гастролей Венской оперы.

И вот, наконец, европейский шедевр появляется в репертуаре главного театра страны. Генеральный директор Большого Анатолий Иксанов уверен, что эта моцартовская по духу опера Штрауса украсит репертуар театра и понравится зрителям:

«Очень хотелось чего-нибудь такого веселого, искрометного, не только проблемного. Без этого театр тоже не может жить. Мне кажется, и зрители тоже соскучились по такому жанру».

В качестве постановщика приглашен известный английский оперный режиссер Стивен Лоулесс. Его имя стало известно в России в 1990 году, когда Лоулесс перенес на сцену Мариинского театра постановку Андрея Тарковского «Бориса Годунова». В опере «Кавалер розы» Штраус сталкивает двух героинь из разных социальных слоев. Одна из них, Софи, принадлежит среднему классу и ведет себя намного свободнее, чем Маршальша, героиня из высшего сословия.

Однако режиссер Стивен Лоулесс пошел дальше и показывает, как меняется социальное поведение женщин на протяжении нескольких веков. Первый акт оперы — это XVIII век, во втором — события разворачиваются в XIX веке. А третий акт играется в XX веке, где границы между сословиями фактически стираются. По мнению музыкального руководителя постановки, дирижера Василия Синайского, такое прочтение совершенно не противоречит музыке Рихарда Штрауса:

«Три акта действительно проходят в трех разных психологических сферах, а не просто в разных декорациях: вначале — во дворце, а в последнем действии — в пригороде Вены в маленькой таверне. Так что действительно разные социальные сферы очень здорово переплетены. Мне кажется, что Стивен Лоулесс это подчеркивает.

«Кавалер розы» — это очень красивая музыка. В ней очень много сердечности, много красивых мелодий, не только вальсовых, и много того, что говорит о человеческих чувствах, любви, взаимоотношениях, много благородства — вообще таких эмоций, которые, может быть, сейчас не очень модны, но в этой красивой кристальной музыке они присутствуют. Это очень важно. Это очень гуманная музыка».

Благородство прежде всего свойственно поведению героини Мелани Динер. Английская певица уверена, что роль Маршальши дает ей возможность открыть что-то новое и в себе самой:

«Эта опера показывает, как со временем молодые люди взрослеют и учатся любить, отдавая себя. И Маршальша учит этому, она дает щедрый урок благородства. Она показывает, как можно укротить эмоции, и готова взять над ними власть.

Социальный статус ее возлюбленного не позволяет ей в присутствии других выражать эмоции открыто. Поэтому иногда слова и музыка не совпадают эмоционально. Слова говорят одно, а музыка передает то, что она чувствует на самом деле».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий