Выменявший содержание у формы

Выменявший содержание у формы
Художник эпохи. Вероятно, так можно было бы охарактеризовать целый ряд великих живописцев. Но к Валентину Александровичу Серову данное определение подходит как нельзя точнее. Его портреты стали ярчайшим отражением времени, переломной для России предреволюционной эпохи.

Художник эпохи. Вероятно, так можно было бы охарактеризовать целый ряд великих живописцев. Но к Валентину Александровичу Серову данное определение подходит как нельзя точнее. Его портреты стали ярчайшим отражением времени, переломной для России предреволюционной эпохи.

Выменявший содержание у формы

Валентин Серов родился в артистической семье. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Рано проявивший свое уникальное дарование, мальчик обучался сначала у немецкого художника Кемпинга, а затем — у знаменитого живописца Ильи Репина. Позже Репин направил Серова в Петербургскую академию художеств, где он занимался в мастерской Чистякова, став одним из самых способных и любимых учеников. Все схватывая налету, Серов быстро перерос уровень Академии и в 1885 году оставил учебу, так и не получив диплома, который был ему фактически не нужен.

Уже в ранних своих работах Валентин Серов ярко раскрыл свое дарование живописца, создав ряд великолепных полотен. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Работая над ними, художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Эти работы принесли Валентину Александровичу большую известность и привлекли к нему широкий круг заказчиков.

В последующие годы, постоянно совершенствуя свое мастерство, художник создал обширную галерею образов самых знаменитых людей эпохи, в числе которых были монаршие особы и князья, промышленники и банкиры, артисты и художники. Его портрет Николая Романова навсегда остался одним из лучших изображений последнего российского императора.

С годами менялась не только художественная манера Валентина Серова, все сильнее тяготевшего к импрессионизму и модернизму, но и его мироощущение. Все меньше оставалось в живописце той былой юношеской радости, с которой он создавал свои ранние произведения. Став свидетелем расстрела рабочих во время революции 1905 года, Серов в знак протеста вышел из состава членов Академии. В то же время появились его политические карикатуры.

В 1909 году Серов из солидарности с обвиненной в неблагонадежности скульптором Голубкиной оставил преподавание в Училище живописи, ваяния и зодчества. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Пятого декабря 1911 года Валентин Серов спешил на портретный сеанс, но внезапно упал и умер от стенокардии.

В молодости Серов дерзко заявлял, что он не признает картин с содержанием, а признает картины, художественно написанные. С течением лет именно содержание стало главной отличительной чертой произведений Валентина Александровича, открыв поклонникам его творчества всю глубину неординарной личности этого художника. Кто знает, какие еще шедевры создал бы этот талантливейший живописец, проживи он хотя бы на десяток лет дольше.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий