62-й Берлинский кинофестиваль неуклонно движется к финалу

В рейтинге немецких критиков среди лидеров — свои, фильм германского режиссера Пецольда «Барбара», о жизни доктора-диссидентки в ГДР. Героиню по туманным причинам (скорее всего, за неблагонадежность и связь с Западом) сослали из столичной клиники в провинцию, ведут слежку и прослушку, нет-нет, да и нагрянут с обыском. Секрет успеха данной ленты не в ностальгии по старым временам и даже не в том, что главную роль исполняет местная большеглазая красавица Нина Хосс. Думается, критикам прежде всего импонирует четкость линейного повествования, поступательность действия, словом, порядок. Что касается критиков зарубежных, то они склонны включить в охоту на Золотого и Серебряных медведей «темных лошадок» — греческую картину «Метеора», португальский фильм «Табу», индонезийский «Открытки из зоопарка», а также венгерский «Просто ветер».
В рейтинге немецких критиков среди лидеров — свои, фильм германского режиссера Пецольда «Барбара», о жизни доктора-диссидентки в ГДР. Героиню по туманным причинам (скорее всего, за неблагонадежность и связь с Западом) сослали из столичной клиники в провинцию, ведут слежку и прослушку, нет-нет, да и нагрянут с обыском. Секрет успеха данной ленты не в ностальгии по старым временам и даже не в том, что главную роль исполняет местная большеглазая красавица Нина Хосс. Думается, критикам прежде всего импонирует четкость линейного повествования, поступательность действия, словом, порядок. Что касается критиков зарубежных, то они склонны включить в охоту на Золотого и Серебряных медведей «темных лошадок» — греческую картину «Метеора», португальский фильм «Табу», индонезийский «Открытки из зоопарка», а также венгерский «Просто ветер».

В рейтинге немецких критиков среди лидеров — свои, фильм германского режиссера Пецольда «Барбара», о жизни доктора-диссидентки в ГДР. Героиню по туманным причинам (скорее всего, за неблагонадежность и связь с Западом) сослали из столичной клиники в провинцию, ведут слежку и прослушку, нет-нет, да и нагрянут с обыском. Секрет успеха дан
«Метеора» Спироса Сатулопулоса — это история любви монаха и монахини из двух православных монастырей в греческих горах, с пейзажами неземной красоты. «Табу» Мигеля Гомеша — тоже лав-стори, и тоже немногословная и созерцательная, но в отличие от греческой — не возвышенная, а трагикомическая, и при этом черно-белая. «Открытки…» — фильм, сделанный в жанре магического реализма, о зверях и людях, волею судьбы обитающих на одной небольшой территории, в зоопрарке в Джакарте. С венгерской картиной дело серьезнее. Фильм режиссера Бенса Флигауфа «Просто ветер» посвящен реальным событиям: атакам венгерских националистов на цыганское население. В 2008-09 годах в девяти населенных пунктах была зарегистрирована серия убийств и нападений на цыганские дома и семьи, среди жертв оказались и дети. Фильм выстроен как дневник нескольких представителей нацменьшинства. Следя за повседневной жизнью цыганской девочки — прилежной ученицы, или измотанной матери, вкалывающей на двух работах, невольно понимаешь, насколько сильны в обществе те стереотипы, что в фильме озвучивают полицейские: цыгане-де не работают, создают криминогенную среду, так что превентивные меры оправданны. Такие реплики, произнесенные людьми с пистолетами и в форме, идут вразрез с показанными сценами реального цыганского быта. И заставляют подозревать, что защищать цыган никто особо и не собирается. Режиссер задействовал в съемках непрофессиональных актеров, некоторые из которых испытали страх перед националистами на себе. «Я не думаю, что моя картина создает негативный образ Венгрии», — заявил режиссер на пресс-конференции в Берлине. — «Наоброт, это положительный знак, раз мы говорим о данной проблеме, освещаем ситуацию честно и открыто.» Режиссер упомянул, что по делу о нападениях арестовано четыре человека, а правительство его страны начало разрабатывать для цыганского населения социальные программы.

О преобразованиях на государственном уровне говорит и еще одна конкурсная картина, датский «Королевский адюльтер». Картина историческая, и повествует о том, что пока в Европе цвел пышным цветом век Просвещения, Дания оставалась «тюрьмой», так и не вышедшей из Средневековья. Повод для реформ появился, когда юный датский король Кристиан взял в жены не в меру образованную и эмансипированную английскую принцессу. Свита держала неуравновешенного короля чуть ли не за сумасшедшего, и наняла ему личного доктора, чтоб корректировал поведение монарха. Шаг вышел опрометчивым: король, принцесса и доктор скоро образовали прочный любовный треугольник, в котором не было места ревности, Зато царило единство убеждений. К неудовольствию старой гвардии, троица принялась за преобразования, за что вскоре поплатилась.

Датчане, а точнее основанная самим Ларсом фон Триером студия «Центропа», продемонстрировали, что знают толк в костюмных драмах, аутентичность тут — в каждой складке каждого платья. Неясно, правда, почему эта добротная, но телевизионного формата картина попала в фестивальный конкурс: это типичный продукт для массового зрителя, без творческих открытий. В датском кино наверняка нашлись бы для Берлина проекты позанимательнее…

Завершающим аккордом берлинской программы между тем станет опять же костюмная драма, на это раз британская. Известный театральный режиссер Деклан Доннеллан привез на Берлинале свой кинодебют — «Милого друга» (фильм показывают вне конкурса). В богатой на наряды и интерьеры экранизации романа Ги де Мопассана снялись Роберт Паттинсон, Кристина Риччи, Ума Турман и Кристин Скотт-Томас. Будучи звездой франшизы «Сумерки», актер Паттинсон собирает толпы поклонниц повсюду, и германская столица — не исключение. Берлинские газеты стремятся облегчить жизнь не звездам, а публике, поэтому ежедневно подробно сообщают, во сколько и у какого отеля или кинозала можно ту или иную знаменитость заловить для фото и автографа.

Но даже когда завершится охота за Паттинсоном и наградными «Медведями», фестиваль не закончится! По традиции, в воскресенье, когда победители уже известны и дорогие во всех смыслах гости разъехались, фильмы и залы Берлинале поступают в безраздельное распоряжение зрителей. Берлинский Kinotag — день повторов на бис наиболее ярких лент программы. отдельное внимание уделено детям. Берлин — единственный из крпуных фестивалей, организующий специальную программу детских фильмов — Generation. Одним из хитов этой пограммы стала французская анимационная лента «Жирафа» (Zarafa). Ее создатели, равняющиеся не на американскую компьютерную продукцию, а на штучное hand-made творчество Сильвена Шомэ и Хаяо Миядзаки, раскопали во французской истории потрясающий сюжет: в начале 19 века египетский султан решил подарить французскому монарху живого жирафа. В Европе тогда это животное было в диковинку, навроде динозавра. Жирафа долго и трудно везли через пустню и море, потом через всю Францию, собирая толпы зевак. Фильм, наряду со смакованием дорожных приключений, ставит в доступной для юной аудитории форме отнюдь не детские проблемы и оперирует основопологающими для цивилизации понятиями: свобода, равенство, рабство, эгоизм властей, да и просто — хорошее отношение к жирафам. Культура изображения, не портящая детям вкус красками и формами, не имеющими отношения к реальной природе вещей, стала достойным оммажем тому же Миядзаки. Как и вся детская подборка Берлинале является важным напоминанием о том, что у каждого возраста должно быть свое кино.

Источник: expert.ru

Добавить комментарий