Каунт Бейси, Клиффорд Браун, Чет Бейкер, Карла Блей и Сидней Беше

Каунт Бейси, Клиффорд Браун, Чет Бейкер, Карла Блей и Сидней Беше
ДС: В списках лучших компактных дисков Стива Харриса и Скотта Яноу мы пока что освоили лишь букву А, она же «Эй». Как подсказывают мне слушатели, пора заняться остальным алфавитом. Так что сегодня у нас на афише джазмены на букву Б, она же «Би» и народу здесь немало. Быть может в одно радио-шоу все они не втиснутся.
ДС: В списках лучших компактных дисков Стива Харриса и Скотта Яноу мы пока что освоили лишь букву А, она же «Эй». Как подсказывают мне слушатели, пора заняться остальным алфавитом. Так что сегодня у нас на афише джазмены на букву Б, она же «Би» и народу здесь немало. Быть может в одно радио-шоу все они не втиснутся.
Каунт Бейси, Клиффорд Браун, Чет Бейкер, Карла Блей и Сидней Беше

Случайным одиссеям эфира напомню: вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» или через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего бессонного сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже — Дмитрий Савицкий.

Count Basie & Zoot Sims — Captain Bligh — 6:40 (Count Basie & Zoot Sims — Basie & Zoot — Pablo)

ДС: — «Captain Bligh», «Капитан Блай», тот самый, против которого взбунтовалась команда «Bounty» в 1787 году. «Bounty» должен был доставить саженцы хлебного дерева с Таити в Вест-Индию. По идее плоды хлебного дерева стали бы дешевой пищей для рабов колонии. После мятежа матросов «Bounty» Уильям Блай был высажен с судна. Вполне возможно вы видел одну из версий фильма, а может быть даже лучшую, в которой Марлон Брандо играет роль Кристиана — мятежного офицера «Bounty». Почему Каунт Бейси и Зут Симс назвали свою композицию именем капитана Блая — для меня загадка!
Си-ди фирмы «Pablo» «Каунт Бейси и Зут Симс» входит в оба списка лучших компактных дисков: и Стива Харриса и Скотта Яноу.
Состав комбо: Каунт Бейси — рояль; Зут Симс — тенор-саксофон; Джон Херд — контрабас и Луи Белсон — ударные. Нормэн Гранц записал квартет 9 апреля 75 года в Нью-Йорке.
Краткая справка для неофитов: Уильям Бейси по кличке «Граф», «Count», родился в Ред Бэнк, городке в Нью-Джерси в августе 1904 года.. Кстати, в джазе так же тьма кличек «Earl». Отсюда Ёрл Хайнс или Ёрл Бостик. «Earl» скорее чисто английское звучание титула Граф, а «Count» — континентальное. Учителем Бейси был сам «Фатс» Уоллер. В 1927 году Уильям Бейси, который гастролировал по Штатам, остановился в Канзас-Сити, где и решил войти в состав оркестра контрабасиста Уолтера Пейджа «Blue Devils», в котором уже играли трубач Оран «Хот Липс» Пейдж и тромбонист Эдди Дорэм. Певцом был, еще не раздавшийся вширь, Джимми Рашинг. То была легендарная эпоха зарождения свинга. Бейси увел из оркестра Уолтера Пейджа лучших музыкантов и вся, буквально банда, стала частью оркестра более успешного Бенни Мотена. После кончины Мотена в 35 году Каунт Бейси стал бандлидером и руководил оркестром ровно полвека. Среди новшеств, введенных им в джаз, было деление оркестра на две группы, которые (здесь и вспоминается африканское наследие и перекличка вокалистов!), которые соревновались друг с другом. То были первые джазовые битвы, которые позже превратились в битвы оркестров.
Для заначки, я думаю, этого хватит: то, что Каунт Бейси один из отцов-основателей современного джаза, знают даже томские школьницы.

Count Basie — Sleepwalker\’s Serenade — 3:36 (Count Basie — Count Basie — The Atomic Basie — Blue Note)

ДС: «Sleepwalker\’s Serenade», «Серенада Лунатика» Нила Хефти и Джимми Манди. Большой оркестр Каунта Бейси, октябрь 57 года, Нью-Йорк.
Этот компакт «Атомный Бейси» вышел на «Blue Note» и его рекомендует в числе лучших записей — Стив Харрис. Он так же рекомендует диск «Канзас-Сити 7» и оба историка джаза считают, что в коллекцию записей Бейси должны входить такие си-ди, как «Бейси в Европе» и «Каунт Бейси на Ньюпортском фестивале». Скотт Яноу добавляет так же «Апрель в Париже» и «Каунт Бейси свингует и Джо Уильямс поет».

Списки лучших записей, лучших си-ди, лучших компактных дисков имеет смысл делить, по крайне мере, на три категории. В первую входят уникальные исторические записи — участники давным-давно переселились в иные миры, а вариантов оригинальных записей не обнаружено. Вторая категория — до сих пор активные музыканты. К списку их лучших си-ди, быть может, стоит добавить что-то новое. К третьей категории можно отнести неожиданные находки записей прошлого и ремастеринг того, что звучало глухо, со скрипом и натугой. К последней категории относятся самым серьезным образом отреставрированные записи «Kind of Blue» Майлза Дейвиса, к которым были добавлены варианты (takes) сеансов звукозаписи. Последнее происходит почти всегда против воли авторов, музыкантов. Но их нет! Нет, быть может, и их наследников, а для фирм звукозаписи и, особенно, для тех, кто выпускает компиляции дисков, скупая версии, воля авторов ничего не значит. Всё это стоит учитывать, собирая коллекцию компактных дисков.
В наушниках неизвестной марки, так как все уже спят, или же на всю катушку, так как спать никто и не собирается, вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза»; на частотах «Свободы» или же с нашего сайта svobodanews.ru. «Время Джаза» — это история американской музыки и история ее распространения и влияния в мире. У микрофона в Лютеции — ваш ДС.

Clifford Brown & Max Roach — Step Lightly — 3:33 (Clifford Brown and Max Roach at Basin Street — Mercury)

ДС: «Step Lightly», «Ступай легко» — не правда ли, нечто знакомое? Мелодия аукается с чем-то уже слышанным? Это потому, что автор — саксофонист Бенни Голсон. Диск, настоятельно рекомендуемый Стивом Харрисом и Скоттом Яноу: «Clifford Brown and Max Roach at Basin Street» — то есть трубач Клиффорд Браун и ударник Макс Роуч (два лидера квинтета) в клубе «Basin Street». Четвертое января 56 года, студия звукозаписи «Capitol», Нью-Йорк. Лишь часть си-ди записана в самом клубе, названным в честь знаменитой нью-орлеанской улицы, с которой начинался самый горячий квартал города Сторивилл. На улице Бассейной джаз звучал по меньшей мере полтора века.
Клиффорд Браун — труба; Сонни Роллинс — тенор-саксофон; Риччи Пауэл — рояль; Джордж Морроу — контрабас и Макс Роуч ударные.
Как я уже упоминал не раз, Клиффорд и Риччи погибли в автомобильной аварии в июне 56 года. Но до июня джазфаны и профессиональные рецензенты считали, что у Майлза Дейвиса есть лишь один соперник — Клиффорд Браун по кличке «Брауни».
«Брауни» родился в Уилмингтоне, штат Делавэр 30 октября 30 года. Нынче ему было бы 82 года, он был бы моложе Ли Конитца, который до сих пор играет! В юности он собирался посвятить будущее математике, но подрабатывал, играя в оркестрах Филадельфии. Трубачи Фатс Наварро и Диззи Гиллеспи убедили Клиффорда в том, что его место в джазе. В 51 году он дебютировал у Чарли Паркера, а затем собрал собственное комбо, однако это был не, скажем, чистый джаз, а Ритм-и-Блюз. Записи настоящего Клиффорда Брауна, несомненно, би-боппера, появились в июне 53 года, причем он играл с лучшими джазменами эпохи, такими как Лу Дональдсон, Тадд Дэмрон и Джей Джей Джонсон. Клиффорд исколесил Европу с оркестром Лайонела Хэмптона, а в 54 году появился в будущих «Вестниках» Арта Блейки и Хораса Силвера.

Clifford Brown — Yesterdays — 2:58 (Clifford Brown — With Strings — Verve)

ДС: «Yesterdays», «Вчера» Джерома Дэйвида Кёрна. Клиффорд Браун — труба; Риччи Пауэл — рояль; Барри Голдбрайт — гитара; Джордж Морроу — контрабас и Макс Роуч — ударные. Оркестр Нила Хэфти. 18 января 55 года, студия звукозаписи «Fine Sound», Нью-Йорк. Этот диск «Клиффорд Браун со струнами» вы найдете в списке лучших си-ди Стива Харриса. Харрис так же рекомендует си-ди, записанный в Париже в 53 году «Большой Оркестр Клиффорда Брауна»:

Clifford Brown — Bum\’s Rush — 3:11 (Clifford Brown — Clifford Brown Big Band — Vogue)

ДС: «Bum\’s Rush» — перевод немыслим, не потому что двусмысленен, а потому что соперничает с Генри Миллером, цитаты из которого лучше не выдергивать. Клиффорд Браун, Арт Фармер, Уолтер Уильямс — трубы; Куинси Джоунз — труба и аранжировки; Джимми Кливленд, Эл Хэйз и Бенни Вассёр — тромбоны; Джиджи Грайс, Энтони Ортега — альт-саксофоны; Клиффорд Соломон, Андрэ Даббонвиль — тенор-саксофоны; Уильям Букайя — баритон-сакс; Анри Рено — рояль; Пьер Мишло — контрабас и Жан-Луи Виаль — ударные. 9 октября 53 года, Париж.
Трудно себе представить, как бы развивалась история джаза, особенно би-бопа и кула, не погибни Брауни в автомобильной аварии. По крайней мере, можно сказать одно: развитие Майлза Дейвиса да и Чета Бейкера были бы иными.

Джефф Дайер, писатель, автор книги, по следам которой я бреду последние три месяца («But Beautiful»), так же приводит свой список великих записей, лучших си-ди. Но очень короткий. На дежурную букву «Б» я у него нашел лишь Чета Бейкера, зато семь дисков. Чет тоже был соперником Майлза, но Майлз считал, что на лидирующее место Чета выталкивают белые рецензенты. Позднее почти такую же позицию Майлз принял по отношению к Уинтону Марсалису. Тут уже были не белые критики из «Даунбитов», а классическое образование, которое Уинтон получил. Майлз дружил с его отцом, Эллисом и, полушутя, советовал Эллису отобрать у сына трубу…
С Четом Бейкером было сложнее. Он обладал воистину бразильским чувством меланхолии. Если saudade, грусть и тоска, были приоритетом португальских моряков, отчаянно кувыркавшихся в волнах океана вдали от родных и любимых, Чет грустил о несбывшемся, о не сбывающемся, но, прежде всего о потерянной любви. То был критический момент его жизни, уход любимой. Игла не просто прошила его насквозь, игла шприца, она стала бесценной подругой до последнего момента, до смерти в «Prins Hendrik Hotel» в Амстердаме 13 мая 88 года от overdose.
История джаза, которая звучала в «49 минутах Джаза» и которая, не смотря ни на что, свингует нынче во «Времени Джаза» на частотах «Свободы» — это не история синкопированного счастья и гарантированной сублимации талантов. Это сложная драматичная история, часто фальсифицированных биографий великих музыкантов, которые возвели храм американской музыки. Вы можете слушать нас еженедельно на частотах «Свободы», через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего всемирно известного сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции — ваш неизменный ДС.

Chet Baker — All Blues — 5:30 (Chet Baker — My Favourite Songs — The Last Great Concert — ENJA)

ДС: — «All Blues», «Все блюзы» Майлза Дейвиса. Вот тут меня удивили оба. И Стив Харрис и Скотт Яноу. У Харриса Чета Бейкера нет вообще! Мол, не было этого застенчивого наглеца, грустного, как blue note наркома, скрывавшегося в Европе от сыщиков управление по борьбе с наркотиками… А вот у Скотта Яноу Чет Булочник, Чет Бейкер, это — «Серый Декабрь», «Мои любимые песни» и «Итальянские Записи».
Чесни «Чет» Бейкер родился 23 декабря 29 года в Йеле, Оклахома. Отец Чета играл на банджо, а из всех джазменов выбрал себе кумиром тромбониста Джака Тигардена. В десять лет, в Калифорнии, куда переехала семья, Чет, что вполне логично, получил от папаши в подарок — тромбон. Но у сына были свои кумиры и среди них трубач Харри Джеймс, так что он махнул тромбон на трубу. Как и все музыканты, он развивался с помощью ушей, то есть, слушая пластинки и в первую очередь Уорделла Грея, Лестера Янга и Декстера Гордона. В 1946 году он был призван в армию и служил в Берлине. Именно в Европе, слушая радио, он и открыл для себя настоящий современный джаз: Вуди Хэрмана, Леса Брауна, Стена Кентона, Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера.
Подробнее о Бейкере — в декабре.

Chet Baker — Once Upon A Summertime (La Valse Des Lilas) — 11:20 (Chet Baker — Once Upon A Summertime — Galaxy)

ДС: «Once Upon A Summertime», «Однажды Летней Порою» — пьеска Мишеля Леграна, которая по-французски звучала под названием «La Valse Des Lilas», «Вальс Сирени».
Чет Бейкер — труба; Грегори Хёрберт — тенор-саксофон; Харольд Данко — рояль; Рон Картер — контрабас и Мел Льюис — ударные. Февраль 77 года, Нью-Йорк.

Кто у нас сегодня остается за бортом? Бикс Байдербек, Джордж Бенсон, сестры Босуелл, Энтони Бракстон, Майкл Брекер, Банни Бериган, Гато Барбиери, Доллар Брэнд, сам Дейв Брубек и Гари Бёртон. Все они либо появятся в списке-бис, либо в джазовом календаре. Я же попытаюсь уместить в оставшиеся минуты весьма объемную пьеску Карлы Блей и «Маленький Цветок», стабильно прописанный в ваших заявках, ветерана джаза — Сиднея Беше.
Вы все еще слушаете еженедельное «Время Джаза» на частотах «Свободы», посвященное сегодня лучшим дискам джаза из списков Стива Харриса и Скотта Яноу. Я готов прислать вам список Стива Харриса в любое время дня и ночи. Стоит лишь написать мне на адрес dsjazz@orange.fr.

Carla Bley — Wolfgang Tango — 14:27 (Carla Bley — Carla Bley — Fancy Chamber Music — Watt)

ДС: — «Wolfgang Tango», «Танго Вольфганга» — пианистки, певицы, саксофонистки, аранжировщицы, а главное — композиторши — Карлы Блей. Седеющей блондинки, 38 года рождения из Оаклэнда, Калифорния, авангардистки, долгие годы пробивавшейся на сцену, работавшей продавщицей нот в Калифорнии и продавщицей сигарет в джазовых клубах Нью-Йорка. Стив Харрис пишет, что славу ей принесла «мрачная опера без слов»: «A Genuine Tong Funeral», «Подлинные похороны секты Тонг». Французские музыковеды делают акцент на ее сотрудничестве с Чарли Хейденом и его «Liberation Music Orchestra».
Ну, и под занавес тот самый крошечный цветок «La Petite Fleur», который обессмертил новоорлеанского кларнетиста и сопрано-саксофониста Сиднея Беше. Беше родился аж в позапрошлом веке — 14 мая 1897 года. И последние десятилетия своей жизни прожил во Франции, где он был признанным и почитаемым королем джаза. В большей степени, чем Луи Армстронг. Стив Харрис рекомендует диск избранных записей Беше «Platinum for Sidney Bechet». Скотт Яноу предлагает схожую антологию «Master Takes» 32-45 годов.

Sidney Bechet — Petite Fleur — 3:10 (Sidney Bechet — Shake it & Break it — Le Chant du Monde)
ДС: «La Petite Fleur» — Сиднея Беше — сопрано саксофон; Андрэ Персианни — рояль; Бенуа Кёрсан — контрабас и Марсель Бланш — ударные. Париж, 22 сентября 1954 года.
Вот и всё на сегодня. В запасе у нас еще 24 буквы, с которыми стоит поработать. Подкаст этого «Времени Джаза» вы без труда найдете на нашем сайте svobodanews.ru. Я же желаю вам удачной в трудах и веселой в жизни недели! Чао, бай-бай!

Источник: svobodanews.ru

Добавить комментарий