Быстрицкая:«Талант без труда — пропадает, труд без таланта — никчемен

Быстрицкая:«Талант без труда — пропадает, труд без таланта — никчемен
Народная артистка СССР Элина Быстрицкая отмечает свое 85-летие. Незадолго до сегодняшнего празднования юбилея в Кремлевском дворце актриса пообщалась с корреспондентом «Известий»

—Вы встретили войну, работали в военном госпитале… все последующие жизненные невзгоды, наверняка, казались вам мелочью?

Народная артистка СССР Элина Быстрицкая отмечает свое 85-летие. Незадолго до сегодняшнего празднования юбилея в Кремлевском дворце актриса пообщалась с корреспондентом «Известий»

—Вы встретили войну, работали в военном госпитале… все последующие жизненные невзгоды, наверняка, казались вам мелочью?

Быстрицкая:«Талант без труда — пропадает, труд без таланта — никчемен

— Я могу сказать, как я представляю эти дни, месяцы и годы. Я претворяла мечты в реальность, добивалась, делала то, что мне очень хотелось. Всегда все делала до предела. И если что-то не получалось в итоге, только тогда я понимала, что берусь не за свое дело.

—Ваша первая звездная роль — роль Аксиньи. Говорят, что на эту роль вас утвердил сам автор «Тихого Дона» Михаил Шолохов?

— Так и было. Дело в том, что я приезжала на пробные съемки несколько раз, знала, что на эту роль пробуются и другие актрисы, известные актрисы, и я попросила второго режиссера Клавдию Ивановну Николаевич сообщить мне, удачны мои пробы или нет. Я боялась попадаться на глаза Шолохову, считала, что для Аксиньи не гожусь. У меня не было достаточной уверенности. Клавдия Ивановна мне позвонила и сказала, что эту роль буду играть я. Это было после того, как Шолохов приехал утверждать исполнителей. Он утвердил не только меня, но и исполнителей на другие роли. Мне известно было, что он сказал фразу: «Так вот она!» А когда приехали его дети на празднование столетия, его дочь рассказала мне, что когда Шолохов начал работу над подготовкой сценария фильма, ему дали мою фотографию и сказали, вот тебе будет Аксинья. Я-то считаю, что я выиграла пробу, потому что лучше всех сыграла. Но после рассказа дочери Шолохова, я поняла, что он узнал меня по той фотографии, которую ему дети дали.

— Кроме звездной Аксиньи, какие еще роли вы любите и вспоминаете с теплотой?

— У меня их четыре. «Неоконченная повесть», «Добровольцы», «Все остается людям», «Николай Бауман».

—Почему вы хотели служить именно в Малом театре?

— Это смешная деталь, но это правда. Когда я училась в институте, еще в Киеве, Малый театр приезжал на гастроли. Я увидела четыре спектакля этого театра: «Порт Артур», «Варвары», «Калиновая роща», «Волки и овцы». И подумала: «Да, вот это настоящий театр!» Когда я снялась в «Тихом доне», а я всегда знала, что хочу в театр, думала о том, куда бы мне пойти. И моя партнерша по Вильнюсскому театру Леночка Аросьева, сестра Ольги, сказала: Иди в Малый, тебе там будет хорошо». После этого я позвонила Михаилу Цареву, попросила о встрече, сказала, что я мечтаю работать в Малом театре. Он сказал, хорошо, вам позвонят через пару недель. Через пять дней мне позвонили и предложили прочитать пьесу «Веер Леди Уиндермиер» Оскара Уайльда. Полтора года я была на договоре, а потом после премьеры этого спектакля меня взяли в штат труппы. Я проработала в Малом театре с 1958 года, то есть уже 55 лет.

— Как вы считаете, что важнее для актрисы: талант или характер?

— Никогда не могла определить, что талант, а что труд. Я не могла этого понять, ни у себя, ни у других. Я думаю, что талант без труда — пропадает, труд без таланта — никчемен. Характер формируется не зависимо от нашего желания, он формируется благодаря жизненным преградам, которые приходится преодолевать, обстоятельствам. Характер формируется через жизнь. Это мое убеждение.

—Я слышала, что вы до сих пор играете на бильярде и Жириновского недавно обыграли.

—Да это было на Кубке Кремля. Бильярдисты меня уважают, потому что я помогла в свое время организовать Федерацию бильярда и я до сих пор у них почетный Президент. Они пригласили меня на соревнование и пришлось играть с Жириновским, у которого я выиграла в последнем шаре. Он тогда сказал: женщинам надо уступать. Но я не удержалась и добавила: мы все знаем, как вы это делаете.

—В последние годы вы поете с ансамблем «Русская песня», созданным Людмилой Зыкиной

— Я пела всегда, но я не пела с оркестром до 1985 года. В 1985 году в театре Эстрады был спектакль, который назывался «Случайный вальс» по книге Светланы Алексиевич, «У войны не женское лицо». Там пела я и мои ученицы. Петь я начала еще живя на Украины, там же все поют. На Украине нет драматических театров, а есть национальные музыкально-драматические. На учебу не принимают, если у человека нет голоса и слуха. На Украине танцевала в Нежинском театре в спектакле «Маруся Богуславка», потому что я же еще и в балетном колледже училась. Кстати, начинала я учебу— на русском языке в Вильнюсе, где начинала как профессиональная актриса и готовила себя для сцены.

— Вы дружили с Людмилой Зыкиной. Наверное знаете, что сейчас о ней делают ТВ-сериал?

— Я отказалась в нем сниматься. Мне не нравится, что об этой великой и душевной певице сегодня рассказывают в основном обсуждая ее бриллианты и родственников — кто кого обворовал и все в таком духе. Я не увидела сценария, когда попросила мне его показать. Поэтому я решила, что мне это не надо. Не хочу помогать лгать. Да, она любила эти красивые украшения, ей нужно было их надевать выходя на сцену. Но для нее самым главным в жизни было пение, и делала она это прекрасно. У нее был совершенно немыслимой широты диапазон, дивный звук и главное — фантастическое понимание русской песни и романса.

Источник: izvestia.ru

Добавить комментарий