«Парфюмерный концерт» — довольно успешный проект Лорана Ассулена, существующий при поддержке одной известной французской парфюмерной компании. Проект родился в 2008 году на Венском джазовом фестивале. На сегодняшний момент уже записан компакт-диск с композициями маэстро, а к диску прилагается набор ароматов в специальных тестерах. То есть человек слушает музыку и наслаждается запахами — вот такая арома-музыкальная терапия.
— Русский устный → Ощущения «на слух»
«Парфюмерный концерт» — довольно успешный проект Лорана Ассулена, существующий при поддержке одной известной французской парфюмерной компании. Проект родился в 2008 году на Венском джазовом фестивале. На сегодняшний момент уже записан компакт-диск с композициями маэстро, а к диску прилагается набор ароматов в специальных тестерах. То есть человек слушает музыку и наслаждается запахами — вот такая арома-музыкальная терапия.
— Русский устный → Ощущения «на слух»
Перед началом единственного московского концерта Лорана Ассулена организатор его гастролей с французской стороны Александра Дурасофф в интервью «Голосу России» рассказала о пианисте-парфюмере.
«Звук связывается с запахом по его личному ощущению, — говорит Александра Дурасофф. — Когда он сочиняет, то вдохновляется ароматами, они вызывают у него ассоциации со звуками. Лоран Ассулен долго учился в Грассе, где находится высшая парфюмерная школа, и, как говорится, собственным носом, сам создал вот эти ароматы. Они довольно распространенные — такие, как „жасмин“ или „роза“. В программе его концерта будет 10 сочинений. Из них пять — с ароматом. Зрителям подаются блоттеры, заранее обрызганные ароматами, и они под звук мелодий пианиста открывают для себя парфюмерные композиции».
Кстати, стремление передавать в музыке запахи — это чисто французская традиция. Здесь, конечно, сразу вспоминается Клод Дебюсси с его пьесами «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе» или «Ароматы ночи». А можно заглянуть еще глубже и найти у французского клавесиниста Франсуа Куперена, жившего в 17-м веке, пьесу «Колючая»: музыку, «душисто-колючую, зеленою хвоей овеянную».
Примеры «ароматной звукописи» есть и у русских композиторов. Думается, когда Петр Чайковский писал «Вальс цветов» для своего балета «Щелкунчик», то прекрасно понимал, чем, так сказать, пахнет его музыка.
— Флакон духов за миллион долларов отправится колесить по миру
Вообще, наделение произведения искусства ароматом становится трендом. Еще семь лет назад знаменитый петербургский музей «Эрмитаж» провел такой эксперимент с картиной Караваджо «Юноша с лютней». Тогда перед картиной расположили сосуды с парфюмерными ароматами цветов и фруктов, изображенных на полотне великого итальянца. Поочередно ощущая аромат изображенных ириса, ромашки или инжира, зритель мог почувствовать себя «внутри» картины, рядом с юношей. Более того, желающие могли даже услышать мадригал, который этот юноша играет по нотам, лежащим перед ним, потому что проект «Эрмитажа» включал в себя и звучание лютневой музыки.
Получается, Лоран Ассулен — не совсем первопроходец в своем деле. Хотя надо признать, что особенность его восприятия звука через запах и наоборот редка в музыкальной среде. Здесь давно известны примеры «цветного слуха», то есть прямой связи звука и цвета, а вот обонятельная синестезия — случай интересный и пока не описанный.
Источник: rus.ruvr.ru