Апрель 2013

Апрель 2013
Тысяча семьсот шестьдесят пять лет назад, в 248 году от Рождества Христова, по приказу свежего римского императора Филиппа были возобновлены так называемые Столетние (или, как их еще называли, «секулярные») игры. Традиционно, это был праздник, заключающий saeculum — столетний цикл. Считается, что проводился он в 249 и 149 годах до Рождества Христова, сопровождался ночными жертвоприношениями силам подземного мира и должен был знаменовать собою конец старого, отягченного проклятьями века. Император Август изменил характер праздника. Наряду с идеей искупления на первый план он выдвинул идею очищения перед началом новой счастливой эры; в торжества он ввел фигуры Аполлона и Дианы, богов, как он считал, близких его династии. С тех пор всевозможные узурпаторы пытались упрочить свое положение, устраивая пышные Столетние игры, намекая, тем самым, что с началом их правления начинается счастливейшая из эпох. Однако Филипп, ставший императором после убийства третьего Гордиана, превзошел всех своих предшественников. Вот как описаны организованные им Столетние игры в классическом «Закате и падении Римской империи» Эдуарда Гиббона: «Мистические жертвоприношения совершались в течение трех дней на берегах Тибра, а Марсово поле, освещенное бесчисленными лампами и факелами, оглашалось музыкой и оживлялось танцами. Рабы и иностранцы не могли принимать никакого участия в этих торжествах. Хор из двадцати семи юношей и стольких же девственниц, которые принадлежали к знатным семьям и родители которых еще находились в живых, молил милосердных богов о ниспослании всех благ настоящему поколению…». Тут не только Берлинская Олимпиада 1936 года приходит на ум, и даже не жалкая Московская 1980-го, а Сочи… Сочи… Обратите внимание, как мрачно звучит у Гиббона фраза «родители которых еще находились в живых»…
Тысяча семьсот шестьдесят пять лет назад, в 248 году от Рождества Христова, по приказу свежего римского императора Филиппа были возобновлены так называемые Столетние (или, как их еще называли, «секулярные») игры. Традиционно, это был праздник, заключающий saeculum — столетний цикл. Считается, что проводился он в 249 и 149 годах до Рождества Христова, сопровождался ночными жертвоприношениями силам подземного мира и должен был знаменовать собою конец старого, отягченного проклятьями века. Император Август изменил характер праздника. Наряду с идеей искупления на первый план он выдвинул идею очищения перед началом новой счастливой эры; в торжества он ввел фигуры Аполлона и Дианы, богов, как он считал, близких его династии. С тех пор всевозможные узурпаторы пытались упрочить свое положение, устраивая пышные Столетние игры, намекая, тем самым, что с началом их правления начинается счастливейшая из эпох. Однако Филипп, ставший императором после убийства третьего Гордиана, превзошел всех своих предшественников. Вот как описаны организованные им Столетние игры в классическом «Закате и падении Римской империи» Эдуарда Гиббона: «Мистические жертвоприношения совершались в течение трех дней на берегах Тибра, а Марсово поле, освещенное бесчисленными лампами и факелами, оглашалось музыкой и оживлялось танцами. Рабы и иностранцы не могли принимать никакого участия в этих торжествах. Хор из двадцати семи юношей и стольких же девственниц, которые принадлежали к знатным семьям и родители которых еще находились в живых, молил милосердных богов о ниспослании всех благ настоящему поколению…». Тут не только Берлинская Олимпиада 1936 года приходит на ум, и даже не жалкая Московская 1980-го, а Сочи… Сочи… Обратите внимание, как мрачно звучит у Гиббона фраза «родители которых еще находились в живых»…
Апрель 2013

Тысяча семьсот шестьдесят пять лет назад, в 248 году от Рождества Христова, по приказу свежего римского императора Филиппа были возобновлены так называемые Столетние (или, как их еще называли, «секулярные») игры. Традиционно, это был праздник, заключающий saeculum — столетний цикл. Считается, что проводился он в 249 и 149 годах до Рождества Христова, сопровождался ночными жертвоприношениями силам подземного мира и должен был знаменовать собою конец старого, отягченного проклятьями века. Император Август изменил характер праздника. Наряду с идеей искупления на первый план он выдвинул идею очищения перед началом новой счастливой эры; в торжества он ввел фигуры Аполлона и Дианы, богов, как он считал, близких его династии. С тех пор всевозможные узурпаторы пытались упрочить свое положение, устраивая пышные Столетние игры, намекая, тем самым, что с началом их правления начинается счастливейшая из эпох. Однако Филипп, ставший императором после убийства третьего Гордиана, превзошел всех своих предшественников. Вот как описаны организованные им Столетние игры в классическом «Закате и падении Римской империи» Эдуарда Гиббона: «Мистические жертвоприношения совершались в течение трех дней на берегах Тибра, а Марсово поле, освещенное бесчисленными лампами и факелами, оглашалось музыкой и оживляло
Тысяча семьсот пять лет назад, в 398 году от Рождества Христова, Иоанн Златоуст, проповедник, автор трудов по аскетике, экзегетике, духовных песен, катехизиса и известной в православном богослужении «литургии Иоанна Златоуста» стал константинопольским патриархом. История избрания Иоанна Златоуста несколько напоминает детективный роман. Его инициатором был византийский министр Евтропий, который, понимая, что население Антиохии, где Иоанн жил тогда, вряд ли добровольно согласится на отъезд любимого пресвитера, приказал тайком перевезти его из этого города в Константинополь. Впрочем, народная любовь не помогла новому столичному патриарху, бичевавшему богатство и роскошь духовенства и весьма византийское поведение императорской семьи: через шесть лет, в 404 году, он был низложен и сослан. Сюжет вполне достойный русской истории XVI-XVII веков.

Девятьсот шестьдесят пять лет назад, в августе 1048 года, подошел к концу один из самых авантюрных и легкомысленных периодов истории папства. Святейший Престол перешел от Бенедикта IX к немцу Поппо фон Бриксену, ставшему папой под именем Дамаса II. Бенедикт IX, в миру Теофилакт, граф Тускуламский, был несомненным чемпионом по заниманию римского престола. Первый раз он стал папой в 1032 году, в возрасте 18 лет. Юный первосвященник отличился большим коммерческим азартом. За крупные суммы он продавал церковные должности и преуспел в этом деле настолько, что в 1045 году загнал собственные тиару и трон некоему Джованни Грациано, ставшему папой под именем Григория IV. С этой сделкой, впрочем, не согласились ни император Священной Римской империи, ни римская аристократия; одни требовали вернуть престол Бенедикту, другие выдвинули еще одного папу в лице Сильвестра III. Таким образом, в 1046 году одновременно было трое пап: Бенедикт IX (во второй раз), Григорий IV и Сильвестр III. В третий раз Бенедикт стал папой на короткий срок в девять месяцев после внезапной смерти Климента II в ноябре 1047 года. Впрочем, и его преемник, Дамас II недолго занимал Святейший Престол: в том же 1048 году он был отравлен. И только ставший папой в 1049 году Лев IX, позже канонизированный католической церковью, смог положить конец этому невеселому периоду.

Вот так сочетались столь разные вещи, как крепость духа и радости/полезности плоти, в самые разные времена. При перечитывании вышенаписанного в мою голову закралась позорная для выученного историка мыслишка — а может быть, как считают буддисты, нет никакой истории. Одни бесчисленные дхармы, да и те по сути неразличимы.

Источник: svoboda.org

Добавить комментарий