Корреспондент «Эксперт Online» называет пять главных событий уходящего года в Сибири

На фоне возросшего федерального внимания к Дальнему Востоку, ознаменованного созданием Минвостокразвития, уходящий год для соседней Сибири запомнится разве что небывалыми лесными пожарами и запуском советского долгостроя — Богучанской ГЭС. Потерь и достижений, которые запомнились, тем не менее, было гораздо больше. Предлагаемый ниже список — мой личный рейтинг, не претендующий на абсолютную точность. Более полный перечень знаковых новостей можно прочитать в журнале «Эксперт-Сибирь».

На фоне возросшего федерального внимания к Дальнему Востоку, ознаменованного созданием Минвостокразвития, уходящий год для соседней Сибири запомнится разве что небывалыми лесными пожарами и запуском советского долгостроя — Богучанской ГЭС. Потерь и достижений, которые запомнились, тем не менее, было гораздо больше. Предлагаемый ниже список — мой личный рейтинг, не претендующий на абсолютную точность. Более полный перечень знаковых новостей можно прочитать в журнале «Эксперт-Сибирь».

Обновление губернаторского корпуса

Уход с постов губернаторов двух старожилов ельцинского призыва — Виктора Кресса и Леонида Полежаева, более двух десятилетий руководивших Томской и Омской областями соответственно, стал главным политическим событием года. Правда, если Кресс из политики формально не ушел, переместившись в кресло сенатора, то Полежаев синекуре для статусных отставников предпочел собственный благотворительный фонд. Но из Омска, также как и Кресс из Томска, не уехал…

Двух политических тяжеловесов сменили выходцы из структур «Газпрома» — Сергей Жвачкин (последние годы руководивший «дочкой» монополии в Краснодаре) и Виктор Назаров (возглавлявший омский «Межрегионгаз»). Неудивительно, что газовая монополия и в Омске, и в Томске существенно нарастила свое влияние. Лично посетивший регионы Алексей Миллер подписал с губернаторами масштабные по объемам финансирования программы газификаций, а также раздал подарки помельче: от обещаний щедрых заказов томским машиностроителям и генерального партнерства форуму INNOVUS (вновь пройдет в Томске в мае 2013 года) до поддержки хоккейного клуба «Авангард». Кстати, львиная доля из 120 млрд рублей инвестиций, которые «Газпром» в ближайшие годы планирует вложить в Омскую область, пойдет на реконструкцию Омского НПЗ (входит в структуру «Газпром нефти»).

Приход новых руководителей, конечно, всколыхнул порядком застоявшееся местное политическое болото. Обновились губернаторские команды (прежде всего, на уровне вице-губернаторов), началась ревизия прежних обещаний и проектов, полетели головы и т.п. При этом Сергей Жвачкин, при всем своем «сырьевом» прошлом, не поставил под сомнение инновационный статус Томской области, сложившийся при его предшественнике. Более того, в свою команду на должность вице-губернатора по науке и инновационной политике он пригласил предпринимателя и ученого Алексея Князева. А из знаковых достижений Виктора Назарова можно выделить решение группы «Полипластик», одного из крупнейших в России производителей пластиковых труб для коммунального хозяйства и промышленности, перерегистрировать в Омске свою головную структуру.

Но самой, на мой взгляд, главной перестановкой года в Сибири стала смена губернатора в Иркутской области. С 2005 года, после ухода с этого поста местного политика Бориса Говорина, регион явно страдал от чехарды «варягов». Ушедший в мае по собственному желанию Дмитрий Мезенцев, ставший губернатором, можно сказать, случайно (его предшественник Игорь Есиповский погиб в авиакатастрофе), не сумел в полной мере вписаться в местные политические расклады (проигрыш его ставленника на выборах мэра Иркутска выдвиженцу КПРФ — самое яркое тому подтверждение). Зато такие шансы есть у Сергея Ерощенко — бывшего руководителя группы «Истлэнд», объединяющей ряд разноплановых активов в Иркутской области. Впервые за семь лет этот большой, сложный, но перспективный регион возглавил местный — пусть не политик, а бизнесмен. Его первые шаги и громкие заявления дают надежду на то, что Приангарье наконец-то выйдет из режима временного управления и громче заявит о себе как на уровне Сибири, так и России.

Красноярск миллионный и спортивный

Красноярский край — как крупнейший регион Сибири и по площади, и по экономическому весу — в этом году подтвердил свой статус главного сибирского ньюсмейкера. Кроме событий федерального масштаба (вроде уже упомянутой Богучанской ГЭС или скандального проигрыша «Норникеля» в конкурсе на право освоения месторождения «Норильск-1»), мне лично импонирует два достижения краевого центра — Красноярска.

Во-первых, город стал миллионником. И хотя этот статус в современной России, в отличие от времен СССР, позволяет испытывать разве что моральное удовлетворение, событие все равно можно считать знаковым. Правда, оценивать его можно по-разному. Рост крупных городов — явление позитивное, но растут они не столько за счет рождаемости, сколько за счет миграции из депрессивной сельской местности. Это значит, что территория Сибири сжимается в границах наиболее развитых точек концентрации экономического, человеческого и других капиталов. С одной стороны, это хорошо — ведь структура расселения, доставшаяся стране от советского государства, давно нуждается в коренной перестройке. С другой — если города не станут развивается ускоренными темпами, предлагая своим жителям не только комфортные условия для жизни, но и разнообразную занятость (причем не столько в торговле и сфере услуг, сколько в производственном секторе), они не смогут задержать новых людей. И те продолжат свой путь — в Москву или вообще за границу.

Во-вторых, Красноярск включился в гонку за право стать столицей Всемирной зимней Универсиады 2019 года. Сибирь, как известно, давно обделена крупными событиями. Олимпиада пройдет в Сочи, летняя Универсиада 2013 года — в Казани. Саммит АТЭС состоялся в сентябре во Владивостоке. Не пройдут в городах Сибири ни матчи чемпионата мира по футболу 2018 года, ни выставка ЭКСПО-2020 (на нее претендует Екатеринбург), ни другие масштабные мероприятия федерального или международного уровня. На этом фоне заявка Красноярска — прекрасный шанс не только для города (в случае положительного решения FISU федеральные инвестиции в развитие инфраструктуры не заставят себя ждать), но и для всего макрорегиона. Ветер с Енисея что ли какой-то особенный? Или же заряд, подаренный краю Александром Хлопониным, никак не иссякнет? Но факт остается фактом: амбициями Красноярска можно только восхищаться. Другие крупные муниципалитеты, Новосибирск и Омск, пока не могут похвастаться аналогичным идейным потенциалом.

Экологический всплеск

Нельзя сказать, что экологическое движение в Сибири окрепло именно в 2012 году. Всплески активности случались и раньше — достаточно вспомнить 2005-2006 годы, когда путем экологических протестов удалось добиться переноса маршрута нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» подальше от Байкала (кстати, вторая очередь этой трубы была введена в эксплуатацию под занавес уходящего года). Однако журнал «Эксперт-Сибирь» не просто так назвал экологического активиста человеком года. Дело в том, что к этому движению именно в уходящем году стали присоединяться и ранее совершенно далекие от экологический темы люди.

Ярче всего это проявилось в Красноярске, где спонтанно возникшее движение вынудило губернатора Льва Кузнецова поставить крест на масштабном проекте строительства Енисейского ферросплавного завода (который, кстати, был поддержан Внешэкономбанком). Во главе этой силы стояли совсем не экологи, а местные жители — например, юрист Артем Карданец. При этом традиционные очаги экологического протеста остались на прежнем месте. Несмотря на открытые заявления Сергея Ерощенко и многочисленные митинги, Байкальский ЦБК продолжает сбрасывать свои стоки в «священное море» (правда, на недавней пресс-конференции иркутский губернатор заявил, что средства на ликвидацию отходов комбината начнут поступать по федеральной программе уже со следующего года). А «РусГидро», не обращая внимания на экологов, тихо и спокойно провело заполнение водохранилища Богучанской ГЭС — после чего, в ответ на претензии Генпрокуратуры, развело руками: «Спустить его уже невозможно».

И тем не менее, экология в Сибири все больше становится сильным трендом. В ноябре, на форуме «Эксперт-Сибирь-400», руководитель офиса PricewaterhouseCoopers в Новосибирске Алексей Фомин даже включил ее в список факторов, тормозящих рост инвестиций в основной капитал в СФО. Такие гиганты, как En+ Group Олега Дерипаски, уже начинают учитывать экологический фактор в своих инвестиционных программах — к примеру, путем проведения совместной с WWF экспертизы последствий строительства новых ГЭС. Это важно — никогда в истории к Сибири не относились бережно; колонизация макрорегиона всегда велась без оглядки на природу и здоровье населения, чему подтверждение — лидерство сибирских городов в техногенных рейтингах. Возможно, возросшая активность именно рядовых сибиряков, а не профессиональных активистов экологических движений, позволит более грамотно провести «доиндустриализацию» округа. Правда, не хотелось бы впадать и в другую крайность — иначе ничего нового и современного в Сибири не появится, при этом построенные в советские годы комбинаты и фабрики продолжат отравлять атмосферу и загрязнять почвы.

Теологи из ИГУ

Недавно МАрхИ заказал молебен за исключение вуза из списка неэффективных. А в МФТИ была открыта кафедра теологии. Все эти события на фоне явно возросшего в этом году влияния религии и особенно Русской православной церкви на общественную жизнь в стране вызвали шквал критики в социальных сетях. Самопровозглашенный «креативный класс» бесновался и заливал Интернет сарказмом, недоумевая, зачем физикам изучать писание. Разве что для того, чтобы нераскрытые научные тайны объяснять божьим промыслом?

Между тем московские вузы стали не первопроходцами в этих процессах. Просто «креативщиков» события, происходящие под боком, волнуют больше — в силу абсолютного москвоцентризма информационной повестки. Однако факультет религиоведения и теологии, причем единственный в Сибири, еще в апреле в открылся в классическом Иркутском государственном университете. Его образовали на базе отделения религии и теологии, существовавшего в течение шести лет в структуре факультета психологии. В состав факультета вошли две кафедры — философии и методологии науки, которую возглавил доктор философии, заслуженный профессор ИГУ Юрий Абрамов (он же стал деканом факультета), а также религиоведения и теологии. Последнюю возглавил митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, которому в конце марта ректор ИГУ Александр Смирнов вручил диплом и мантию почетного профессора. Сама кафедра, кстати, расположилась в Харлампиевской церкви, где уже находится Восточно-Сибирский Православный научно-образовательный центр.

«Есть государственный стандарт „бакалавр теологии“, выработанный Министерством образования РФ, по нему давно работают как государственные, так и принадлежащие конфессиям вузы… То есть с точки зрения самой технологии преподавания можно ставить знак равенства между теологией и, например, математикой или физикой», — отмечал в интервью журналу «Эксперт-Сибирь» Юрий Абрамов. Добавляя, что пока факультет будет ориентироваться на подготовку уже рукоположенных, работающих православных священников: «В идеале наш студент должен получить образование еще до рукоположения, но к нам, как правило, приходят уже действующие священники возрастом где-то 30–40 лет. Для поступления требуется аттестат о среднем образовании, а на сокращенную форму обучения — документ о высшем образовании. Однако подготовка кадров для православной церкви — это только одно направление. Среди наших студентов масса людей, которые по тем или иным причинам интересуются этой сферой знания, активно читают религиозную литературу, посещают церковь, и не обязательно православный храм. Это наша интеллектуальная элита: актеры, художники, поэты, писатели, психоаналитики… Словом, достаточно широкая палитра».

Гамбургеры движутся на Сибирь

Бизнес в Сибири, несмотря на все сложности, скорее жив, чем мертв. И все-таки выделить отдельным пунктом хотелось бы не местные достижения (которых, к счастью, было достаточно), а грядущую перспективу — в 2012 году компания McDonald`s наконец-то решилась на выход в Сибирь. По весне российский топ-менеджер мирового лидера в сфере фаст-фуда Виктор Эйдемиллер объехал ряд городов региона, встретился с губернаторами и сделал заявления в СМИ — американских гамбургеров ждать в Сибири осталось недолго.

К концу года компания «Сиб-Фуд», представляющая в Новосибирске интересы McDonald`s, заявила, что согласовала с мэрией (пока, правда, предварительно) около 12 точек для строительства первых ресторанов. Примечательно, что пока площадок больше в левобережной части города, хотя центр деловой и общественной активности расположен на правом берегу Оби. Но в перспективе, сообщили в «Сиб-Фуд», количество ресторанов на двух берегах реки будет примерно одинаковым. При этом McDonald`s рассматривает возможность открытия своих точек и на фуд-кортах в крупных торговых центрах. До конца 2013 года в Новосибирске должны появиться первые 10 ресторанов, всего же в городе их будет минимум 15 — инвестиции превысят 2,1 млрд рублей. В дальнейшем компания собирается построить в Новосибирской области производственно-логистический центр, который станет основой для ее масштабной экспансии в Сибири.

Местные сети фаст-фуда готовятся к приходу конкурента, публично демонстрируя полное спокойствие. Нарастает и протест — некоторым жителям не нравится, что рестораны McDonald`s откроются в парках и скверах. Не так давно немногочисленные активисты, причем при поддержке областного отделения КПРФ, раздавали прохожим на площади Калинина апельсины и яблоки. Плакаты протестующие держали соответствующие: «Выскажись о вреде „Макдоналдс“ — получи фрукт!», «Здоровому обществу — полезная еда», «Нет Макдоналдсу на сибирской земле». Впрочем, руководство города и области пока планы инвесторов поддерживает. «Присутствие McDonald`s — это входной билет для бизнеса и показатель, что на этой территории все с ведением бизнеса если не идеально, то точно соответствует всем стандартам. Поэтому считаю это принципиальным и очень важным для имиджа региона… Сейчас задача — оперативно подобрать (и компания занимается этим) выгодные удобные места с хорошим потоком людей. В России пока нет примера, когда за один год строилось больше пяти точек компании. Поэтому считаю, что будет хорошим показателем работы всех органов власти — и областной, и муниципальной — за 2013 год организовать десять таких точек в Новосибирской области», — заявил в онлайн-интервью на портале НГС губернатор Василий Юрченко.

Как ни крути, но приход McDonald`s в Новосибирск, Томск, Барнаул или Красноярск станет историческим событием. Преувеличивать его масштабы, конечно, не стоит, но и преуменьшать тоже. Ведь присутствие такого гиганта в том или ином городе действительно является в некотором роде символом его международного признания. Несколько лет назад, сталкиваясь с американцами и рассказывая им о Новосибирске, я почти всегда получал вопрос: «А есть ли у вас McDonald`s?». Отсутствие ресторанов этой компании отбрасывало мой родной город в разряд глухой провинции. Теперь этого не будет.

Источник: expert.ru

Добавить комментарий