Главные культурные события ушедшего 2011 года

Главные культурные события ушедшего 2011 года
2011 год выдался невероятно богатым на культурные события: после 6-летней реконструкции открылся Большой театр, в Россию впервые привезли живопись легендарного Сальвадора Дали, Пушкинский музей установил рекорд года по посещаемости — 300 тысяч человек. Новые имена открыл 14-й конкурс имени Чайковского, во главе которого теперь маэстро Валерий Гергиев. Венецианский фестиваль выиграл русский режиссер Александр Сокуров с фильмом «Фауст». Большое открытие Открытие после реконструкции исторической сцены Большого театра — главное событие не только года, но и, пожалуй, всего десятилетия. Этого ждали шесть лет и, наконец, торжественно открылся после реконструкции главный театр страны, Большой. Все эти годы театр был главным ньюсмейкером, хроника реконструкции освещалась в прессе. Хотя масштабные технические новшества вызывали немалый интерес, но все же более всего эмоций вызывала огромная даже по российским меркам сумма, потраченная на обновление театра — 21 миллиард рублей. Подогревали интерес и скандалы, возникавшие в ходе реконструкции. На Гала-концерт приглашены все звезды — те, что блистали на сцене Большого, российские и западные премьеры. В зале собрались политики и дипломаты. Президент Дмитрий Медведев называет Большой российским национальным брендом. Занавес поднимается, и в ложах не сразу понимают эпатирующий режиссерский трюк: на сцену выехал настоящий КамАЗ, засуетились люди в комбинезонах и касках. И только когда строители запели под музыку Глинки хор «Славься», зрители успокоились. Праздник омрачила звездная пара Наталия Осипова и Иван Васильев. Они решили уйти из главного театра страны в Михайловский в Петербурге. Это стало полной неожиданностью для руководства, коллектива и даже для их репетиторов. Свой уход они объяснили профессиональной неудовлетворенностью, хотя в Большом Ося и Вася танцевали главные партии в разных балетах. Первая же премьера после открытия — «Руслан и Людмила». Эта постановка Дмитрия Чернякова побила все рекорды, никогда еще в этом зале так не аплодировали и одновременно так громко не свистели. Действие перенесено в XXI век, что само по себе прием не новый. Но если добавить к этому обнаженных артисток, Фарлафа, похожего на завсегдатая ночного клуба, и Финна-тамаду на свадьбе, то становится понятным, почему на этот спектакль детям до 16 вход воспрещен. Выставки Мода на высокое искусство — тренд 2011 года. Сотрудники российских музеев говорят — возрождаются забытые традиции. Чтобы попасть на выставку, люди готовы стоять часами. И в холод, и в жару. Нескончаемая вереница людей на Волхонке — уже городская легенда. 270 тысяч человек и это — только на Дали. Выставка великого испанца — одна из самых ажиотажных и масштабных. Ради нее музей продлил часы посещения по вечерам — до 9 вечера. 25 полотен — живопись Сальвадора Дали в России не видели никогда: 90 листов уникальной графики, фотографии из семейного архива. Экспериментатор года — еще один негласный титул музея имени Пушкина в 2011 году. Ради «Диор: под знаком искусства» Пушкинский изменил залы до неузнаваемости: платья, шляпки, туфли, духи, аксессуары — от самого Кристиана Диора, чья карьера была блистательной, но очень короткой — всего лишь десять лет, — от Ив Сен-Лорана, от Джанфранко Ферре, от Джона Гальяно. 100 произведений дома Dior — в окружении картин Гойи, Пикассо, Модильяни, Ренуара. 20 полотен из Лувра, Версаля, музея Орсэ. До конца февраля на Волхонке «гостит» Караваджо. Любоваться им предлагают в полутьме: на стене цвета крови — полотна, выхваченные лучом света. 11 картин итальянского художника — бунтаря и реформатора, превратившего ренессанс в барокко. Не всего — целых 11! — чтобы привезти их в Москву, Ирина Антонова лично вела переговоры почти два года.
2011 год выдался невероятно богатым на культурные события: после 6-летней реконструкции открылся Большой театр, в Россию впервые привезли живопись легендарного Сальвадора Дали, Пушкинский музей установил рекорд года по посещаемости — 300 тысяч человек. Новые имена открыл 14-й конкурс имени Чайковского, во главе которого теперь маэстро Валерий Гергиев. Венецианский фестиваль выиграл русский режиссер Александр Сокуров с фильмом «Фауст». Большое открытие Открытие после реконструкции исторической сцены Большого театра — главное событие не только года, но и, пожалуй, всего десятилетия. Этого ждали шесть лет и, наконец, торжественно открылся после реконструкции главный театр страны, Большой. Все эти годы театр был главным ньюсмейкером, хроника реконструкции освещалась в прессе. Хотя масштабные технические новшества вызывали немалый интерес, но все же более всего эмоций вызывала огромная даже по российским меркам сумма, потраченная на обновление театра — 21 миллиард рублей. Подогревали интерес и скандалы, возникавшие в ходе реконструкции. На Гала-концерт приглашены все звезды — те, что блистали на сцене Большого, российские и западные премьеры. В зале собрались политики и дипломаты. Президент Дмитрий Медведев называет Большой российским национальным брендом. Занавес поднимается, и в ложах не сразу понимают эпатирующий режиссерский трюк: на сцену выехал настоящий КамАЗ, засуетились люди в комбинезонах и касках. И только когда строители запели под музыку Глинки хор «Славься», зрители успокоились. Праздник омрачила звездная пара Наталия Осипова и Иван Васильев. Они решили уйти из главного театра страны в Михайловский в Петербурге. Это стало полной неожиданностью для руководства, коллектива и даже для их репетиторов. Свой уход они объяснили профессиональной неудовлетворенностью, хотя в Большом Ося и Вася танцевали главные партии в разных балетах. Первая же премьера после открытия — «Руслан и Людмила». Эта постановка Дмитрия Чернякова побила все рекорды, никогда еще в этом зале так не аплодировали и одновременно так громко не свистели. Действие перенесено в XXI век, что само по себе прием не новый. Но если добавить к этому обнаженных артисток, Фарлафа, похожего на завсегдатая ночного клуба, и Финна-тамаду на свадьбе, то становится понятным, почему на этот спектакль детям до 16 вход воспрещен. Выставки Мода на высокое искусство — тренд 2011 года. Сотрудники российских музеев говорят — возрождаются забытые традиции. Чтобы попасть на выставку, люди готовы стоять часами. И в холод, и в жару. Нескончаемая вереница людей на Волхонке — уже городская легенда. 270 тысяч человек и это — только на Дали. Выставка великого испанца — одна из самых ажиотажных и масштабных. Ради нее музей продлил часы посещения по вечерам — до 9 вечера. 25 полотен — живопись Сальвадора Дали в России не видели никогда: 90 листов уникальной графики, фотографии из семейного архива. Экспериментатор года — еще один негласный титул музея имени Пушкина в 2011 году. Ради «Диор: под знаком искусства» Пушкинский изменил залы до неузнаваемости: платья, шляпки, туфли, духи, аксессуары — от самого Кристиана Диора, чья карьера была блистательной, но очень короткой — всего лишь десять лет, — от Ив Сен-Лорана, от Джанфранко Ферре, от Джона Гальяно. 100 произведений дома Dior — в окружении картин Гойи, Пикассо, Модильяни, Ренуара. 20 полотен из Лувра, Версаля, музея Орсэ. До конца февраля на Волхонке «гостит» Караваджо. Любоваться им предлагают в полутьме: на стене цвета крови — полотна, выхваченные лучом света. 11 картин итальянского художника — бунтаря и реформатора, превратившего ренессанс в барокко. Не всего — целых 11! — чтобы привезти их в Москву, Ирина Антонова лично вела переговоры почти два года.
Главные культурные события ушедшего 2011 года

2011 год выдался невероятно богатым на культурные события: после 6-летней реконструкции открылся Большой театр, в Россию впервые привезли живопись легендарного Сальвадора Дали, Пушкинский музей установил рекорд года по посещаемости — 300 тысяч человек. Новые имена открыл 14-й конкурс имени Чайковского, во главе которого теперь маэстро Валерий Гергиев. Венецианский фестиваль выиграл русский режиссер Александр Сокуров с фильмом «Фауст». Большое открытие Открытие после реконструкции исторической сцены Большого театра — главное событие не только года, но и, пожалуй, всего десятилетия. Этого ждали шесть лет и, наконец, торжественно открылся после реконструкции главный театр страны, Большой. Все эти годы театр был главным ньюсмейкером, хроника реконструкции освещалась в прессе. Хотя масштабные технические новшества вызывали немалый интерес, но все же более всего эмоций вызывала огромная даже по российским меркам сумма, потраченная на обновление театра — 21 миллиард рублей. Подогревали интерес и скандалы, возникавшие в ходе реконструкции. На Гала-концерт приглашены все звезды — те, что блистали на сцене Большого, российские и западные премьеры. В зале собрались политики и дипломаты. Президент Дмитрий Медведев называет Большой российским национальным брендом. Занавес поднимается, и в ложах не сразу понимают эпатирующий режиссерский трюк: на сцену выехал настоящий КамАЗ, засуетились люди в комбинезонах и касках. И только когда строители запели под музыку Глинки хор «Славься», зрители успокоились. Праздник омрачила звездная пара Наталия Осипова и Иван Васильев. Они решили уйти из главного театра страны в Михайловский в Петербурге. Это стало полной неожиданностью для руководства, коллектива и даже для их репетиторов. Свой уход они объяснили профессиональной неудовлетворенностью, хотя в Большом Ося и Вася танцевали главные партии в разных балетах. Первая же премьера после открытия — «Руслан и Людмила». Эта постановка Дмитрия Чернякова побила все рекорды, никогда еще в этом зале так не аплодировали и одновременно так громко не свистели. Действие перенесено в XXI век, что само по себе прием не новый. Но если добавить к этому обнаженных артисток, Фарлафа, похожего на завсегдатая ночного клуба, и Финна-тамаду на свадьбе, то становится понятным, почему на этот спектакль детям до 16 вход воспрещен. Выставки Мода на высокое искусство — тренд 2011 года. Сотрудники российских музеев говорят — возрождаются забытые традиции. Чтобы попасть на выставку, люди готовы стоять часами. И в холод, и в жару. Нескончаемая вереница людей на Волхонке — уже городская легенда. 270 тысяч человек и это — только на Дали. Выставка великого испанца — одна из самых ажиотажных и масштабных. Ради нее музей продлил часы посещения по вечерам — до 9 вечера. 25 полотен — живопись Сальвадора Дали в России не видели никогда: 90 листов уникальной графики, фотографии из семейного архива. Экспериментатор года — еще один негласный титул музея имени Пушкина в 2011 году. Ради «Диор: под знаком искусства» Пушкинский изменил залы до неузнаваемости: платья, шляпки, туфли, духи, аксессуары — от самого Кристиана Диора, чья карьера была блистательной, но очень короткой — всего лишь десять лет, — от Ив Сен-Лорана, от
«Это вообще уникальное событие. Поскольку, в принципе, такой выставки не может быть. Никто никогда в мире, это говорят наши итальянские партнеры, такой выставки в других странах, помимо Италии, не имел», — рассказывает директор Пушкинского музея Ирина Антонова. Только шедевры, только из лучших музеев мира. Ирина Антонова предупреждает своих сотрудников — в будущем году спокойнее не будет. Очереди станут еще длиннее, и никакой музейной тишины. Иначе и быть не может в юбилейный для музея год. Пушкинскому — скоро век. Рекорд Третьяковской галереи — 300 тысяч человек, которые увидели Левитана. Первая за полвека выставка художника, посвященная 150-летию со дня его рождения. Более 300 работ из 17 музеев России и частных собраний: хрестоматийные пейзажи, известные многим еще со школы, неизвестные портреты, иллюстрации к журналам, виньетки и эскизы — иконные образы русской природы. Экспозиция — лирическое путешествие по России, которое можно совершить, не покидая стены одного зала. «Публика самая разная приходила, и Левитан всем был понятен», — рассказывает заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Лидия Иовлева. Сенсация года — выставка Николая Ге, сплошь из открытий. На вопрос художника «Что есть истина?» реставраторы ответили спустя век — «Милосердие». Это картина, которую с помощью рентгеновских лучей обнаружили под верхним слоем краски. На другом произведении — «Петр I допрашивает царевича Алексея» — тоже нашли «постороннего»: художник сначала хотел расположить сына немного дальше от отца. И впервые — 55 графических работ мастера. Серия считалась утерянной. В 70-х на блошином рынке ее купил швейцарский антиквар. Сегодня рисунки оценивают в сотни тысяч долларов. Без помощи спонсоров об этой «покупке года» Третьяковская галерея не могла и мечтать. «Выставка Николая Ге, конечно, выходит за рамки показа просто творчества одного художника XIX века, — говорит директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. — Он стал таким мостиком, который связал классический 19ый век, вторую его половину и уже век XX». «Беспрецедентный обмен шедеврами». Так называют выставку «Во Христе». Итальянцы согласились привезти в Третьяковскую галерею «Мадонну с младенцем» и двусторонний алтарный комплекс Джотто только в обмен на шедевры Андрея Рублева и Дионисия — их выставили во Флоренции в здании знаменитого Баптистерия. Увидеть произведения Джотто, с именем которого в итальянской культуре связана целая эпоха Проторенессанса, уже приезжают из разных уголков России. Эксперты прогнозируют — Джотто — это будущий рекорд посещаемости. А Третьяковская галерея, которая еще 5 лет назад для масштабных выставок ввела традицию «четверги допоздна», то есть до 10 вечера, думает, не объявить ли «допоздна» еще один день недели. Сколько выставок в 2011-м было в Мультимедиа Арт музее, директор Ольга Свиблова сбивается со счету — больше ста. Всегда в черном, стильная, энергичная и, на зависть многим, стройная — результат, похоже, не диет, а круглосуточной занятости. Времени на сон не хватает, говорит она. Своих сотрудников, шутя, успокаивает — чем больше работаете, тем меньше скандалов дома. Даже про юбилей Дома фотографии, который стал Арт Музеем лишь год назад, забыли. «У нас не было времени, у нас не было сил, у нас было так много дел и проектов, что мы даже не праздновали 15 лет. Мы решили, что праздновать будем 16», — рассказала директор Мультимедиа Арт музея Ольга Свиблова. Гордость Свибловой — самый громкий проект в 2011-м — видеоинсталляция художественной группы AES+F — обыгрывает одну из самых таинственных работ Джовании Беллини «Allegoria Sacra». Оригинал «Священной аллегории» никогда не покидает стен галереи Уффици. Зато в Мультимедиа Арт музей привезли «Портрет молодого человека» Беллини. Классика и contemporary — под одной крышей, связь времен — оригинальный кураторский ход. Фотографии и видео, говорит Ольга Львовна, — материал, который не выдерживает постоянной экспозиции. Именно поэтому в Мультимедия Арт музее черно-белые снимки сменяются цветными и наоборот — почти каждый месяц. Фотографии из личного архива Федерико Феллини. Снимки Стенли Кубрика — перед тем, как уйти в кино, режиссер несколько лет работал в журналах. Эта выставка — еще одно открытие года. О разносторонних талантах Кубрика долгое время не знали даже искусствоведы. Книги — Ну вот яркий стенд, а что за книга у вас в руках?

— Книга Дмитрия Быкова, известный наш писатель и публицист, у меня папа большой его поклонник, собственно, подарок для него будет. Лауреатам «Большой книги» ранее доставался только денежный приз — 3 миллиона рублей. С этого года впервые — еще и выгодное положение на прилавках. Победители — Михаил Шишкин, Владимир Сорокин, Дмитрий Быков, а также фаворит читателей Юрий Буйда — получили авторские стенды. Никакого диктата издательств, какие произведения предоставить и как расположить их на витрине — писатели выбирали сами, по гамбургскому счету. «Это значит, что заработал какой-то очень важный механизм, — убежден литературный критик Александр Архангельский. — Ведь важны премии чем? Литературным „собесом“. Давайте хорошему писателю дадим денег, чтобы он дожил до следующей книжки. А во всем мире действуют иначе: вам дали премию, и покупатель в книжном магазине вас начинает узнавать — вы получаете за это деньги». В финале этого года оказались только романы. Авторы — Дмитрий Быков, Ольга Славникова, Юрий Арабов, Михаил Шишкин. Книга последнего — «Письмовник» — почти год была у всех на слуху, трогательную переписку юноши и девушки инсценировали в МХТ имени Чехова. Итог — и читатели интернет-голосованием, и жюри отдали «Письмовнику» первое место. «Это родилось из такого вызова написать о том, что ты не понимаешь. Самое главное, что ты не понимаешь то, как устроена женщина. Все, что до этой границы между мужчиной и женщиной, можно как-то с возрастом, с сознанием достичь. Но рано или поздно ты доходишь до этой границы. Дальше идет чужое, непонятное, загадка», — говорит Михаил Шишкин, лауреат премии «Большая книга» 2011года. Музыка Главным музыкальным событием года стал XIV Международный конкурс имени Чайковского. В этом году оргкомитет возглавил художественный руководитель Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев. Блестящий дирижер и один из лучших менеджеров в культурной сфере, Гергиев сумел реанимировать тяжелобольного. В советское время конкурс был престижным, два десятка лет назад из-за интриг и протекционизма — выпал из обоймы серьезных музыкальных соревнований. Под руководством Гергиева конкурс стал более честным. Маэстро радикально поменял формулу конкурса — впервые с момента основания в 1958 он прошел одновременно в Москве и Петербурге. В столице соревновались пианисты и виолончелисты, на берегах Невы — вокалисты и скрипачи. Конкурс онлайн транслировали в разных странах мира — и выступления, и репетиции. И как раз к началу состязаний открыли после реставрации Большой зал Консерватории. «Мы хотели просто организовать соревнование высокого уровня, с большим размахом, и абсолютно бескомпромиссно, честно, справедливо судить о выступлениях. Насколько это удалось, судить не только мне, но имена членов жюри говорят сами за себя. И мне кажется, у этого конкурса сейчас великолепное будущее», — говорит народный артист России, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Георгиев. Однако были на конкурсе и неприятные истории. На одной из репетиций дирижер Государственного академического симфонического оркестра имени Светланова Марк Горенштейн в разговоре со своими музыкантами пренебрежительно кинул в адрес армянского виолончелиста Нарека Ахназаряна — «аул». Оргкомитет счел высказывание оскорбительным, и Горенштейн вынужден был извиниться и покинуть конкурс. И уже по традиции разразился скандал на турнире пианистов. Александра Лубянцева, одного из самых интересных участников, не допустили до финала. В результате сотня зрителей скандировала «Позор», жюри даже вышло из зала. А Гран-при присудили пианисту Даниилу Трифонову. Впервые за всю историю конкурс дал возможность победителям заявить о себе на весь мир, выступая в самых престижных залах и с лучшими оркестрами, включая «Карнеги-холл». Кино Год триумфа российского кино — так 2011-й называют критики. Награды сразу двух авторитетных фестивалей, Каннского и Венецианского, достались режиссерам из России.

«Такой маленький, но такой длинной дорогой пришлось идти, чтобы он оказался у меня в руках», — говорит режиссер Александр Сокуров, получивший Венецианского льва. А ведь Александр Сокуров едва не отказался от участия в фестивале. Итальянцы еще в ноябре прошлого года взяли в конкурс фильм, который не был до конца смонтирован, — хотели опередить конкурентов — Канны и Берлин. С «Фаустом» — своим самым дорогим и сложнопостановочным проектом — Сокуров не успевал к началу «Монстры»: кончились деньги. Но за месяц до фестиваля проект признали в России социально значимым, и фильм получил господдержку. В Венеции «Фауст» оставил позади творения Романа Полански, Дэвида Кронненберга и Джорджа Клуни. Председатель жюри Даррен Аронофски сказал, что фильм потряс всех — в своем решении члены жюри были единодушны. «Елену» Андрея Звягинцева тоже отметили в Венеции, где она была показана вне конкурса. Фильм собрал полдюжины наград на фестивалях трех континентов, в том числе — Каннском. За полгода картину купили для показа 50 стран. На родине, во время трансляции по телеканалу «Россия», лента побила все рейтинговые рекорды. Отечественные критики словно подвели в декабре итог, назвав «Елену» «лучшим фильмом года». Что порадовало автора, но вызвало некоторую досаду. «Я никак не ожидал, что кинокритическое сообщество поставит во главу угла вопрос социального неравенства», — заявил кинорежиссер Андрей Звягинцев. — Главным для меня была судьба этого человека, ее лично, судьба этого маленького человека, Елены, такого человека, которому имя миллионы». Фильму «Портрет в сумерках», тоже засветившемуся в Венеции, киноведы вполне заслуженно присудили приз «Лучший дебют». Количество наград первого игрового фильма Ангелины Никоновой перевалило за десятку: с фестивалей в Рейкьявике, Салониках, Стокгольме, Онфлере, Варшаве. Несмотря на успехи у иностранцев, в отечественном прокате родные фильмы пока не жалуют. Сборы российского кино в истекшем году упали до 10% — это почти втрое меньше, чем раньше. Так, к той же «Елене» пришлось применить так называемый «вертикальный прокат», когда копий немного, но в афише фильм остается надолго. А «Борис Годунов» Владимира Мирзоева и вовсе пробился к зрителю благодаря «сарафанному радио». Киноверсию пушкинской трагедии режиссер задумал еще в студенческие годы, воплотить смог только сейчас — средств катастрофически не хватало. Многие актеры вложили в ленту собственные гонорары. Но в прокат «Бориса Годунова» взяли лишь три московских кинотеатра. Почти сразу пираты выложили копию картины в Сеть, лишив съемочную группу последней возможности окупить проект. Владимир Мирзоев пошел на беспрецедентный шаг — создал веб-кошелек и призвал зрителей, которые успели скачать кино, перечислить хотя бы по 100 рублей. За первые три дня, как сообщил Мирзоев в своем блоге, в копилку упало более 30 тысяч рублей. «Надеюсь, мы сможем лет через 10 накопить на новый фильм», — улыбается режиссер. Любимов без Таганки Самый громкий уход года. Художественный руководитель и директор Театра на Таганке Юрий Любимов покинул созданный им театр. Тиран и деспот, по мнению актёров. Впрочем, тиранами называли всех великих режиссеров, начиная с Всеволода Мейерхольда. Скандал разразился во время весенних гастролей в Чехии. По словам мэтра, во время генеральной репетиции спектакля «Добрый человек из Сезуана» артисты в присутствии чешских коллег отказались выйти на сцену, требуя выплаты гонорара. В результате легендарный режиссер ушел из театра. Но на покой 94-летний мастер не собирается. Он начал работать над двумя постановками. «Бесов» Любимов будет ставить в Театре Вахтангова, разумеется, роман Достоевского придется сократить. Новый спектакль Любимов задумал давно, но сейчас он решил посвятить его событиям в Норвегии и чуточку — актерам Театра на Таганке. В качестве намека — извести бесов в самих себе. А 12 декабря 2012 года в Большом премьера оперы «Князь Игорь». Любимов смело называет «Половецкие пляски» вялыми. И собирается редактировать музыку, займется этим многолетний соавтор Любимова, композитор Владимир Мартынов. А театр на Таганке по просьбе коллектива возглавил Валерий Золотухин. Славу этому артисту принесли как раз спектакли Таганки, поставленные Любимовым. Впрочем, скандалы сотрясали и другие театры. Дважды в этом году менялся художественный руководитель в Театре имени Маяковского. Эту должность под напором труппы оставил Сергей Арцибашев, ее занял Миндаугас Карбаускис. В этом году стало особенно очевидным, что прежнюю систему, сложившуюся еще в советские времена, надо менять. Как театр должен зарабатывать деньги, как выплачивать гонорары артистам и как заключать с ними трудовые договора — все эти вопросы будут решаться в будущем году.

Источник: vesti.ru

Добавить комментарий