«Российское сознание нуждается в таких раздражителях, как Сталин» («Новгородские ведомости», Новгород)

Кандидат исторических наук Дмитрий АСТАШКИН на сегодняшний день единственный историк в НовГУ, изучающий сталинский период. Тема благодатная. Дискуссии о роли Сталина в российской истории затухают и вновь разгораются с поразительной постоянностью.

Кандидат исторических наук Дмитрий АСТАШКИН на сегодняшний день единственный историк в НовГУ, изучающий сталинский период. Тема благодатная. Дискуссии о роли Сталина в российской истории затухают и вновь разгораются с поразительной постоянностью.

Недавно ученый посетил летнюю школу «Сталинизм в работах молодых исследователей: новые источники, новые подходы», которая прошла в Смоленском университете при поддержке Центра франко-российских исследований. А когда вернулся, мы встретились и тоже обсудили актуальность темы и личности.

— Дмитрий Юрьевич, прежде чем начать разговор, хочется определиться с вашим отношением к вождю.

— Моё знакомство со Сталиным было долгим, началось оно с чтения перестроечной литературы, которой дома было в избытке. Рой Медведев и другие авторы, которых я читал, рисовали образ демонический, этакого властелина зла и в то же время человека гениального. И подобный образ рождал симпатию, потому что был всемогущ. В 1997 году прочитал книгу «Сталин» Эдварда Радзинского и там тоже нашел образ этакого Воланда. А потом стал заниматься наукой, работать с документами, и моё ощущение симпатии и приязни постепенно стало пропадать. Я стал понимать, что люди питались плохо, жили бедно, а если говорили об этом, их брали на заметку. За теми, кто и после этого продолжал гнуть свою линию, приходили органы. Я бы не хотел жить в то время, потому что критично отношусь к реальности и часто это выражаю в языковой форме. Рано или поздно я бы до чего-нибудь договорился.

— То есть период сталинского правления вы оцениваете негативно?

— Это наша история, не хорошая и не плохая. Если копаться в любом историческом процессе, можно найти что угодно, смотря что искать, кого спрашивать, какие документы читать. Все зависит от источников. Говорить, что полстраны сидело в лагерях, а другая половина их охраняла, неверно. Либералы умудряются находить в том времени примеры, подтверждающие, что Сталин равен Гитлеру, а государственники — доказательства, что Сталин был эффективным менеджером. И это признак того, что время было великим. Это самый обсуждаемый и самый интересный период в истории России.

— В последнем стихотворении цикла «Гражданин Поэт» Дмитрий Быков говорит от лица Сталина: мой проект сегодня восстаёт. С тем, что в Интернете Сталин давно стал популярной персоной, спорить трудно, но отражается ли это хоть как-то на жизни — вот в чём вопрос?

— Этот вопрос заботит и историков, которые смотрят, как их период влияет на современность. На этой летней школе последним прозвучал доклад доцента Алексея Фокина из Челябинска «Образ Сталина в демотиваторах: Сталин 2.0». И это было удачным финалом, потому что Сталин сегодня не только историческая сущность, но и актуальная фигура, пусть в сознании людей и только в виде мифов. Личность его наделяется качествами, противопоставленными нынешней власти. Сегодня в обществе действительно наблюдается пиетет перед определенными качествами вождя, которые выпячиваются за давностью времен. Это его аскетизм, справедливость, эффективная модель управления страной. Люди, которые делают просталинские демотиваторы, не изучали серьезно личность Сталина, не сидели в архивах, а основным их мотивом является «При Сталине такого не было». Не было воровства, спортивных позоров страны, платного образования. От себя еще добавлю, что при Сталине все были равны в потенциальном ожидании наказания: и простые люди, и секретари обкомов. Но в каждом историческом периоде было что-то, чего нет у нас. Поэтому стоит ли сравнивать?

— Пожалуй, стоит, чтобы объективнее оценить современность.

— В истории есть такое направление — компаративистика. Берутся две страны, и сравниваются исторические процессы в них. Но, как правило, берутся одни и те же процессы — революции, например. Я не уверен, имеем ли мы право сравнивать время, когда только что завершилась крупнейшая война, страна понесла огромные жертвы, все силы были брошены на восстановление хозяйства, и время, в котором мы живем сейчас — сытное время. Это не совсем удачное сравнение, потому что в разных условиях находятся и правящая элита, и население.

— Логично, но всё же люди сравнивают, и часто не в пользу нашего времени.

— Потому что считается, что раз от Волги мы смогли дойти до Берлина, а затем ещё и восстановили разрушенную страну в рекордные сроки, то и сейчас ещё на многое способны. Проводятся параллели с 90-ми годами, когда мы потеряли страну. И все ищут человека, который смог бы её восстановить. Есть ощущение потери, кризиса, но нет фигуры, которая могла бы из этого кризиса нас вывести. Но опять же это касается не всех. Для современной молодежи это ощущение крушения надежд уже не столь ярко. Да и есть ли оно вообще?

— Мне кажется, им скучно жить. Они голодны не до мяса, а до идеи. Не зря русское мироустройство нередко сравнивают с идеократией.

— При Сталине Идея действительно была, было ощущение, что мы можем многое — построить соцпланету, например. Но уже при Хрущеве оно пропало, поэтому ностальгия по Идее, конечно, может быть. Мне всегда было интересно представить исследователя, который займется через 50 лет изучением нашего времени, как я сейчас изучаю сталинский период. Будет ли он считать культом личности некоторые материалы, которые публикуют наши СМИ? На основе каких источников будет делать выводы? Если этот историк придет ко мне и спросит, как мне жилось, замечал ли я политические процессы, которые происходили в стране, я отвечу, что жилось мне хорошо, девушки меня любили, а что касается политики, то не так уж сильно она меня и касалась. И так можно сказать о любом историческом моменте: люди живут и занимаются своим делом, не замечают того же культа личности, например. Его увидит только историк спустя много лет, но так как все эти процессы будут им восприниматься весьма отдаленно, то они и казаться ему будут более выпуклыми. Возможно, потом историки скажут, что в Белоруссии был культ личности Лукашенко. Но ведь белорусы сейчас озабочены не этим, а как бы квартиру себе купить или детей в университет устроить.

— Есть знаменитая фраза Сталина, что после смерти на его могилу навалят кучу мусора, но ветер истории развеет её. Интересно, когда мы определимся со своим отношением к этой фигуре?

— Я соглашусь с мнением Сергея Брутмана о том, что Сталин — это маркер для нашего российского сознания. Оно нуждается в таких раздражителях, которые позволяют выработать свою позицию в отношении государства и его лидеров, методов воздействия на население. У нас уже есть фигура, которая до сих пор будоражит умы: это Иван Грозный. Думаю, что и Сталин из этой серии.

— Однако к Ивану Грозному в отличие от Сталина в обществе скорее негативное отношение.

— А как же любимый народом фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Кстати, пьеса Булгакова, по которой он был поставлен, была написана именно в сталинское время, Сталин и сам находил параллели в своём образе и образе Грозного. Задача истории — не давать моральные оценки, а представлять факты. Изучая сталинское время, можно ознакомиться со статистикой, сколько людей сидело в ГУЛаге, а можно — со статистикой роста ВВП. И те и другие цифры будут говорить о разном. И Сталин навсегда останется фигурой, которую можно толковать по-разному, потому что он тесно связан с незабываемым событием — Великой Отечественной войной. И как бы некоторые специалисты ни пытались его отделить от этого события, не получится. Он был Верховным главнокомандующим, и когда мы будем вспоминать причины войны, саму её, затем восстановление страны, мы всегда вспомним и Сталина.

— В одной из современных песен есть строки «Если бы Сталин баллотировался, его бы выбрали». А мне почему-то кажется, что не выбрали бы — побоялись.

— Когда я читаю труды Сталина, я сравниваю его с современными политиками. Свои речи, письма, телеграммы, доклады он писал сам, в отличие от современных политиков, которые нанимают спичрайтеров. Это видно по стилистике. В плане донесения своих идей Сталин был бы, конечно, хорош, потому что язык его прост и понятен. Опять же у нас в России популярна модель «всех воров к ответу». Но всё же в стране уже сформировалась сытая культура, мы привыкли быть свободными в выражении своих потребительских потребностей: захотел поехать в Турцию — поехал, захотел купить машину — купил. Сформировалось понимание того, что в жизни надо вертеться, что живем один раз, для себя и для своих детей, и Сталин вряд ли был бы востребованным со своей концепцией жертв для строительства сверхдержавы. Его политическая риторика воспринималась очень серьезно в СССР и в мире, но сегодня обращаться так к людям бесполезно. Впрочем, Сталин мог бы стать выбором тех, кто хочет голосовать «против всех».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий