В центре Европы («Новгородские ведомости», Новгород)

В центре Европы (
«Как сильно чувствуется разница между Россией и Белоруссией тотчас за межой, отделяющей Псковскую губернию от Витебской», писал ещё в XIX веке декабрист Александр Одоевский. С тех пор прошло уже почти двести лет, а разница эта между нашими государствами и сейчас разительная. Начиная от качества дорог и чистоты улиц, поведения граждан и заканчивая ассортиментом и ценами в магазинах. Но при этом по-прежнему побеждает дружба.

Страна миллионеров

«Как сильно чувствуется разница между Россией и Белоруссией тотчас за межой, отделяющей Псковскую губернию от Витебской», писал ещё в XIX веке декабрист Александр Одоевский. С тех пор прошло уже почти двести лет, а разница эта между нашими государствами и сейчас разительная. Начиная от качества дорог и чистоты улиц, поведения граждан и заканчивая ассортиментом и ценами в магазинах. Но при этом по-прежнему побеждает дружба.

Страна миллионеров

В центре Европы (

Начать стоит, пожалуй, с уровня жизни. И тут надо признаться, белорусы давно обошли россиян по количеству миллионеров на душу населения. Да что там — сегодня все жители этой союзной нам республики богачи. Правда, в кавычках. О темпах инфляции белорусского рубля знают, конечно, все. На сегодняшний день 10 000 их рублей равны 36 российским. Так что, обменяв в Беларусьбанке пару тысяч родных целковых, мы пополнили ряды местных миллионеров. Пусть и лишь на несколько дней.

Держать в руках туго набитый кошелёк, конечно, приятно. Но трудности перевода из одной валюты в другую, признаюсь, порой ставили в тупик: то ли правила математики на отдыхе забываются, то ли нули на белорусских ценниках сильно в голову ударяют. Так что когда подруга в одном из магазинов попросила одолжить ей аж пятьдесят тысяч, я непроизвольно сказала, что у меня таких денег нет. Правда, тут же опомнилась и достала кошелек. Для сравнения, проезд в автобусе по Витебску стоит около 1400 рублей, билет в музей 5000, льняное полотенце от 14 000, а бутылка шампанского и все 36 тысяч.

Но даже несмотря на невероятную инфляцию многие товары в Белоруссии намного дешевле, чем у нас. Прежде всего, конечно, продукция местного производства.

— Непременно зайдите в универмаг, — советовала нам гид. — Попробуйте нашу колбаску. У нас всё выпускается по ГОСТу, никаких вредных добавок.

Советам гида многие члены нашей экскурсионной группы воспользовались. Воистину посещение многих местных торговых точек по праву можно делать одним из центров экскурсионного показа наряду с памятниками архитектуры. Всё — от интерьера отделов до продавщиц в одинаковых темно-синих платьях, заворачивающих товар в вощёную бумагу, — напоминало магазин советских лет. Удивительно и знакомо одновременно.

Самих же белорусов сегодня можно чаще видеть в очередях за продуктами питания, отпускаемым по социальным ценам, нежели в фирменных отделах. «Как же вам хватает денег на жизнь при такой инфляции?», — поинтересовалась я у девушки-продавца.

— У нас услуги ЖКХ стоят не так дорого, как у вас. А это весомо. А потом, батько знает, что делает, — хоть и потупив глаза, но весьма уверенно ответила моя собеседница.

Действительно, визуально в Витебске ничто не говорит о тяжёлом экономическом положении: народ спешит на работу, протестантов с транспарантами не видно, на улицах чисто, у автобусных остановок даже автоматы с кофе стоят. По телевизору Александр Лукашенко открывает очередные соревнования по хоккею, а ведущие новостей сообщают об увеличивающемся товарообороте с Россией.

Бесовские яблоки

А эта их безграничная любовь к картошке! Пюре с отбивной давали нам даже на завтрак. Говорят, миф, согласно которому белорусы не могут прожить без картофеля ни одного дня, появился в России ещё в XVIII веке. Например, один из авторов книги «История имперских отношений: белорусы и русские, 1772–1991 гг.» Вадим Деружинский в разделе «Разные национальные кухни» утверждает, что своим происхождением этот миф обязан Русской православной церкви. Белорусские крестьяне уже в конце XVIII века в массовом порядке выращивали картофель (бульбу), тогда как в России этот плод был официально запрещен и признан московскими церковными иерархами «бесовским яблоком» и «яблоком латинян». Белорусы же придерживались не московского варианта христианства, а православной веры Киева (тогда уже униатской, то есть основанной на союзе (унии) различных христианских Церквей с Римско-католической церковью), которая ничего против картофеля не имела.

Кстати, именно московская церковь внедрила термин «бульбаш» как название еретика-униата, поедающего запрещенный «латинский плод». Так, если верить Вадиму Деружинскому, и распространилась среди россиян кличка «бульбаши», которой и сегодня нередко называют белорусов. Но «она не имеет отношения к кулинарии, так как наш народ ел картошки не больше, чем поляки или немцы», уточняет автор. Правда, зайдя вечером в «Бульбешную» в самом центре Витебска, мы едва нашли свободный столик. Сочные драники невероятных размеров улетучивались с тарелок местных жителей моментально. Наша порция картофельных котлеток, принесённых нам с пылу с жару, едва мы сделали заказ, тоже недолго радовала наш взор. Национальная кухня пришлась нам по вкусу, но от добавки мы всё же отказались. Уж очень сытно.

Летающий романтик

Впрочем, не бульбой единой жив белорусский народ. А своей историей и культурой прежде всего. А Витебск и вовсе словно магнит притягивает к себе туристов со всего мира. Здесь «в маленьком домике у дороги, позади тюрьмы на окраине Витебска» 7 июля 1887 года родился живописный гений — Марк Шагал. География мест, связанных с его именем, обширна — это и Франция, и Швейцария, и Германия, и США, и Израиль. Но был в жизни Шагала город, любовь к которому он пронёс через всю жизнь. Даже приехав в начале 1900-х годов в столицу искусств Париж, он продолжал запечатлевать воспоминания о родном городе. Виды Витебска можно лицезреть на многих полотнах Шагала, благодаря чему этот белорусский город знают сегодня во всём мире.

Так что неудивительно, что первым делом после обзорной экскурсии по городу мы отправились в Дом-музей художника. «Вокруг церкви, заборы, лавки, синагоги, незамысловатые и вечные строения, как на фресках Джотто», — писал Шагал о годах своего детства на Покровской улице. Эта тихая улочка и сегодня хранит дух того времени. Летом здесь всё утопает в зелени, а виднеющиеся башни церквей и костёлов как-то сразу настраивают на размышления. Хочется остановиться, присесть на скамейку и подумать. Но пронизывающий ветер и дождь подгоняют нас быстрее зайти в дом семьи Шагалов.

Переступив порог музея, вы сразу попадёте в маленькую комнату, где за конторкой вас встречают экскурсоводы. А в конце XIX века это было рабочее место матери Шагала, которая держала здесь бакалейную лавку. Торговала в основном селедками из бочек, мукой и сахаром. И сегодня на полках здесь стоят весы, различная тара. А на стенах — небольшие графические зарисовки маленького Мойши о рабочих буднях своей мамы, жизни соседей, приходящих в её лавку закупаться.

Сегодня это кажется удивительным, но во всех советских энциклопедиях Марк Шагал значился как французский художник. Эмигрант, рисовавший летающих людей и животных, был не по душе чиновникам культуры. Мемориальный дом-музей Шагала открылся в этих стенах лишь 6 июля 1997 года, в год 110-летия рождения мастера.

Ещё одной визитной карточкой современного Витебска, официально считающегося культурной столицей Белоруссии, является летний амфитеатр, где ежегодно проходит знаменитый фестиваль искусств «Славянский базар». Впрочем, уникальная крыша этого открытого строения не защитила нас от дождя и снега. Вход сюда зимой закрыт. Так что придётся ехать в Витебск в середине июля, чтобы уже другими глазами взглянуть на город и на несколько дней окунуться в мир славянской музыки.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий