Пожалуй, он единственный продюсер на ниве нашей поп-культуры, кто 17 лет провел на зоне и словно бы перенес понятия воровского мира в шоу-бизнес. Первым на манер Запада начал раскручивать у нас звезд, привлекая для этого деньги. Ходили слухи, он был чуть ли не крестным отцом нашей попсы и держателем общака. Якобы стоял у истоков «голубого лобби». И все же, что бы о нем ни говорили, а почти все его проекты «выстреливали» и становились популярными. Ушедшие от него исполнители вопреки общей тенденции не лили на него грязь в прессе и не вступали с ним в судебные тяжбы… Сегодня мы попытались разобраться, кто же он, этот человек с трудновыговариваемыми фамилией и отчеством и что в разговорах о нем правда и вымысел.
Пожалуй, он единственный продюсер на ниве нашей поп-культуры, кто 17 лет провел на зоне и словно бы перенес понятия воровского мира в шоу-бизнес. Первым на манер Запада начал раскручивать у нас звезд, привлекая для этого деньги. Ходили слухи, он был чуть ли не крестным отцом нашей попсы и держателем общака. Якобы стоял у истоков «голубого лобби». И все же, что бы о нем ни говорили, а почти все его проекты «выстреливали» и становились популярными. Ушедшие от него исполнители вопреки общей тенденции не лили на него грязь в прессе и не вступали с ним в судебные тяжбы… Сегодня мы попытались разобраться, кто же он, этот человек с трудновыговариваемыми фамилией и отчеством и что в разговорах о нем правда и вымысел.
Пожалуй, он единственный продюсер на ниве нашей поп-культуры, кто 17 лет провел на зоне и словно бы перенес понятия воровского мира в шоу-бизнес. Первым на манер Запада начал раскручивать у нас звезд, привлекая для это
С чего начинал
Юра Айзеншпис со школы занимался легкой атлетикой, мечтал о спортивной карьере, но из-за травмы в 17 лет был вынужден о спорте забыть. «В те времена я увлекался джазом, — написал продюсер в своей книге. — У меня был магнитофон, который я купил на свои сбережения. Первые мои записи — джазовые композиции ведущих музыкантов мира… Тогда были черные рынки, которые постоянно разгоняли…»
Юрий был еще студентом Московского экономико-статистического института, когда в начале 60-х с друзьями организовал первую рок-группу «Сокол» (по названию станции метро). Он был администратором. И, как рассказывал, разработал оригинальную схему деятельности коллектива. Юрий устно договаривался с директором клуба о проведении концерта — тогда это практиковалось перед фильмом, — скупал билеты на вечерний фильм и распространял по более дорогой цене. Впервые привлек друзей-спортсменов в качестве частной охраны на концертах — в советское время это было что-то немыслимое. К 1969 году «Сокол» встал на «профессиональные рельсы» в Росконцерт. А в конце года Юрий Айзеншпис уволился. «Мне предстояла защита дипломного проекта… и гастрольная деятельность меня не прельщала», — вспоминал он. Но за деятельностью Юрия уже наблюдали правоохранительные органы. Чтобы купить инструменты для группы, Юрий заделался валютчиком.
«Сегодня это солидное занятие, а тогда… Мой бизнес был связан с валютой и золотом — самая страшная, расстрельная статья, — пишет в книге Айзеншпис. — Но ощущение собственной правоты мешало мне правильно оценить ситуацию. Не было ни страха, ни даже чувства опасности. Я считал, что поступаю нормально… Где-то в глубине души я знал, что прав. Короче, начал музыкой, а кончил тюрьмой». 7 января 1970 года его арестовали и по обвинению в валютных операциях приговорили к 10 годам лишения свободы. Выйдя на волю, Юрий познакомился с дамой, которая с мужем-арабом занималась фарцовкой импортных вещей, и вовлекла его в свой бизнес. В те годы за такие дела сажали. Кроме того, Айзеншпис с друзьями стал приторговывать долларами. И в итоге получил второй срок — 8 лет. В общей сложности отсидел 17 лет.
На зоне Айзеншпис завоевал авторитет, подорвал здоровье, а тягу к музпредпринимательству сохранил.
Как Цой стал мегазвездой
В 1987 году Айзеншпис вышел на свободу. И сумел устроиться в молодежную музыкальную организацию при горкоме комсомола. «Это была своего рода крыша. Тогда еще не появилось понятия „менеджер“. Одна из первых моих акций — организация концерта ленинградских рок-групп. Они выступали тогда в основном в домах культуры, а я вытаскивал их на большую сцену. И вот я познакомился с Виктором Цоем. Сам его разыскал и убедил работать со мной. Рассказал, что пережил. Это как-то на него подействовало… Конечно, Цой и группа „Кино“ и до нашей встречи были известны. Но лишь в кругу поклонников ленинградского подвального рока. Я решил из него вылепить рок-звезду. И это удалось. Внутренне Цой — человек очень интересный, не похожий ни на кого. Сильно на него повлияла его вторая жена. Она эстет, из киношных кругов… Он из голодного, злого Цоя стал вальяжным и загадочным… На телевидении в первый раз Цой появился в программе „Взгляд“, которую смотрела вся страна. Выпуск делал Мукусев. Я убедил его, что Цой нужен миллионам подростков».
После трагической гибели певца в 1990 году Юрий выпустил последний «Черный Альбом» «Кино». Причем впервые в постсоветской истории сделал это независимо от монополиста — фирмы «Мелодия». Общие тиражи виниловых изданий альбомов «Кино» составили 1 200 000 экземпляров. Как писали, «Кино» стала тем полигоном, на котором Юрий Айзеншпис отработал свои продюсерские приемы.
Предлагал артистам крышу
Коммерция была у Айзеншписа в крови. Он создал первую в России коммерческую продюсерскую фирму «ЮА», которая занялась организацией гастролей звезд.
— В те годы криминал «наезжал» на артистов, был рэкет, надо было делиться, платить мзду. Если кто-то отказывался, им чинили препятствия, могли разбить аппаратуру, — пояснил «КП» один бывший «авторитет». — Айзеншпис придумал новую услугу для артистов — организацию их гастролей и, так сказать, обеспечение безопасности, то есть защиту от любых наездов. На зоне Юра заработал себе авторитет, на свободе он заручился поддержкой криминала, дружил с Япончиком, Квантришвили, да со всеми! Сам не был «вором в законе», но его фирма имела зеленый свет везде. В этом деле «Шпис» несколько лет оставался монополистом. Организовывал гастроли почти всем артистам — от ДДТ до Жени Белоусова. Стал зарабатывать громадные деньги. Плюс договаривался с «братвой», привозил им на праздники звезд. В те 90-е годы увидеть «у себя» на приеме знаменитость было для бандитов за счастье, они очень щедро платили.
Позже, когда в гастрольную деятельность стали внедряться и Пугачева, и Кобзон, и Крутой, Айзеншпис стал брать не готовых звезд, а создавать и раскручивать их сам, с нуля.
Увидел, как популярна в народе в 90-е группа «Депеш Мод», решил сделать ее русский аналог, создав группу «Технология».
«Второй мой проект — „Технология“ — показал, что можно взять ребят обычного, среднего дарования и тоже сделать из них звезд. Сначала я внушил им уверенность в своих силах: вот, ребята, вы работаете со мной — вы уже звезды… Через 4 месяца стали группой года и держали высочайший рейтинг все время, пока мы работали вместе», — вспоминал продюсер.
Постепенно он стал брать на раскрутку не ребят с улицы, а только тех, кто приходил с деньгами. Рассказывает солист «Динамита» Илья Зудин:
— Он старался брать на раскрутку тех, у кого уже были спонсоры. Например, певица Саша пришла к Айзеншпису со своим крутым спонсором. И на его деньги Юрий Шмильевич создавал ей репертуар, имидж… Но все же, даже если предлагали сумасшедшие деньги, от многих вариантов «Шпис» отказывался. Объяснял корректно — нет времени. Но нам рассказывал, что полагается на свою чуйку — полюбит этого исполнителя народ или нет? Его интуиции поражались многие. Я называю это «парадокс Айзеншписа».
— Он в своей компании создал что-то вроде мониторинга и отслеживал, как реагирует публика на пробные выступления тех, кого он собирался раскручивать, — рассказал продюсер Виталий Маншин. — Были у него такие менеджеры по регионам страны, которые фиксировали, как реагирует публика, пришедшая на концерт к одному исполнителю на один «вставной» номер новенького. По реакции публики Айзеншпис делал выводы.
Грязные деньги
— Отмывание криминальных денег через шоубиз предложил Юра, — признался «КП» бывший «авторитет». — Он умел придумывать новые технологии.
В «лихие 90-е» криминал искал способы легализовать «черные» деньги. Легализовывали через благотворительность, строительство храмов, детдомов, через спорт. Айзеншпис предложил новую лазейку — шоу-бизнес. Сколько денег через нее прошло!
— Вы согласны с мнением, что Айзеншпис внедрил криминал в шоу-бизнес? — спросила я Артемия Троицкого, бывшего друга продюсера.
— Думаю, в этом деле в большей степени преуспели другие. Айзеншпис работал локально. Если у Пугачевой были амбиции стать этакой мамкой во всей этой попсовой культуре, она всякие смотрины, фестивали устраивала, обожала выглядеть патронессой молодых талантов, то у Айзеншписа таких амбиций не было. Выбирал конкретных подопечных и занимался ими. У него не было потуг на то, чтобы рулить всем шоу-бизнесом. Скорее можно было бы назвать «крестным отцом» шоубиза Игоря Крутого — он работал со многими артистами, сотрудничал с музыкальными радиостанциями, телеканалами. Но факт, что многие криминальные авторитеты своих жен и любовниц выводили в поп-звезды с помощью таких продюсеров, как Айзеншпис.
Кстати, это дало основание говорить и о дурном влиянии Айзеншписа на нашу масс-культуру: он наводнил нашу эстраду проплаченными серостями, не давая пробиться талантам без денег…
— Бандиты помогали нам, как никто другой, — признался «КП» руководитель группы «Динамит» Илья Зудин. — Айзеншпис никогда не отказывался от их помощи. В те «лихие 90-е» они финансировали спортивные секции, детские комплексы ну и были нашими инвесторами. Если возникали проблемы, Айзеншпис мог их решить по одному звонку. Однажды мы выступали на вечеринке ребят, которые причисляли себя к одной криминальной группировке. Мы отпели, уходим, а они нам с понтами: «Давайте еще пойте, куда пошли?!» Айзеншпис им: «Вы чьи будете?» Они стали называть громкие имена криминальных авторитетов. При них всем этим людям Айзеншпис набрал телефон, и… через 15 минут вся вечеринка рассосалась…
— Говорят, он еще отмывал криминальные деньги?
— Точно не знаю. Мне казалось, он умел делать все. Мог бы заработать на том, что чукчам на Чукотке снег продавать…
Певица Саша признавалась, что все артисты у Айзеншписа были, как в рабстве. Такой шоу-бизнес строгого режима.
КСТАТИ
Кого раскручивал и что с ними стало
Группы «Кино» (ушла в небытие после смерти Цоя), «Технология» (артисты зазвездили, ушли от продюсера, сейчас малопопулярны), рокерская группа «Янг-Ганз» (ребята стали драться за первенство, и группа распалась), «Моральный кодекс».
Певцы Линда (ушла от Айзеншписа), Саша (ушла от Айзеншписа, живет в Америке), Никита (ушел от Айзеншписа, раскручивается сам), Ветлицкая (сейчас малопопулярна), Влад Сташевский (его слава после развода с женой угасла), Дима Билан (работал с продюсером до его смерти, сейчас под опекой Яны Рудковской), группа «Динамит» (работала с продюсером до его смерти, сейчас в свободном плавании). Помогал раскрутке Кати Лель, за что от ее спонсора Волкова получил вознаграждение и лимузин. Раскручивал певицу Зосимову, дочку богатого бизнесмена. Перед смертью успел дать толчок и певице МакSим, помог ей продвинуть песни на радио.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дима БИЛАН: «Он мог и ударить. Но меня пальцем не тронул!»
Мы дозвонились Диме Билану.
— Говорят, Айзеншпис следил за каждым вашим шагом и был несдержан по отношению к вам?
— Никогда в жизни меня никто даже пальцем не тронул! Весь его взрывной характер на ком-то отражался, но не на мне. Я видел разные ситуации, когда он вел себя несдержанно с администраторами. Видел его нападки на журналистов. Пытался он некоторых ударить за выпады против него. Но у нас с ним было взаимоуважение. Я старался прислушиваться к его советам.
Хотя были ситуации, когда я хлопал дверью и хотел уйти. Например, в какой-нибудь компании ему хотелось похвастаться, и он просил меня спеть для них. Я считал, что это в данной ситуации неприемлемо. Он настаивал. Я хлопал дверью, говорил, что больше с ним работать не буду. Добивался уважения к себе, а не сиюминутных пожеланий… Но на следующий день он звонил мне и говорил, что, видимо, погорячился. Ситуации разные были. Но все-таки у меня с ним было доверие…
О РАЗБОРКАХ
Из книги Айзеншписа «Зажигающий звезды»
«Группа „Технология“ оказалась первой в ряду „не помнящих родства“… Уже и в творчество я излишне залезаю, и за опоздания на репетиции неправомерно ругаю, ну и деньги, конечно же, делю слишком в свою пользу. Ребята настраивались все более агрессивно, и в итоге я оказался в центре самой настоящей бандитской разборки. В принципе работали мы без контрактов, на устной договоренности, а если уж и написанное на бумаге можно толковать по-разному, то тут просто широкий простор для домыслов и фантазий. Письмо на 15 страницах красной шариковой ручкой с кучей обвинений получил не только я, но и некие уголовные элементы, взявшие радость рассудить нас. Просто так отмахнуться от этих людей я не мог и согласился встретиться. Стрелка состоялась на одной из съемных квартир недалеко от Сокола. Помимо меня, пришедшего в гордом одиночестве, и скандалистов из группы, туда явились еще несколько весьма авторитетных в криминальных кругах людей. Вроде как протеже музыкантов. Причем с кое-кем я даже как-то вместе сидел…
Разбор полетов начался. Спокойно выслушав целый поток обвинений, я столь квалифицированно и аргументированно отвечал по каждому из пунктов, что даже камня на камне не оставил. Уголовный элемент признал мою правоту.
То, что потеряла группа, — возможность стать действительно известной и богатой. Забавно, что затребованный у меня, но не востребованный в дальнейшем рекламный материал в итоге сгнил в каком-то подвале, когда там прорвало трубу. Ну так им и надо! Какое-то время команда жила на старых заслугах, бултыхаясь кое-как, но, коль нет нормального управления и четкой стратегии развития, все идет к деградации».
В следующем номере читайте о других тайнах знаменитого продюсера.
Источник: kp.ru