Каждодневное общение с чудом

Каждодневное общение с чудом
Несовместимость с подлостью

— Максим, каково, по-вашему, значение таланта, одарённости, не зависимых от среды и условий жизни? Вообще, в чём природа таланта?

Несовместимость с подлостью

— Максим, каково, по-вашему, значение таланта, одарённости, не зависимых от среды и условий жизни? Вообще, в чём природа таланта?

Каждодневное общение с чудом

— Никто не рождается великим художником. Возможность будущего раскрытия таланта может быть изначально заложена в человеке. Но не каждый может в себе увидеть, разбудить и воспользоваться этим даром, чтобы наиболее полно раскрыть свой внутренний мир, своё видение. Это способность ненавязчиво провести по поверхности своего холста остановившийся взгляд зрителя. Через сюжет картины художник привлекает внимание зрителя к деталям, которые в обыденной жизни остались бы незамеченными.

Мне часто задают вопрос, что такое искусство. И я отвечаю: это каждодневное, мучительное, изнуряющее, дурацкое занятие смешивания на палитре окислов самых ядовитых минералов и металлов в какую-то грязную кашу. И вдруг, с помощью некоторых операций кистью, на белоснежном холсте появляется зримый, убедительный, живой образ. Как это происходит? Для меня это загадка до сих пор. Занимаясь творчеством на протяжении всей своей сознательной жизни, я не могу разгадать этой тайны. Поэтому, отвечая на вопрос о сущности искусства, я говорю: искусство — это каждодневное общение с чудом.

— Сегодня очень модной стала тема связи творчества и наркотиков. Многие говорят о том, что под воздействием какого-либо наркотика можно увидеть что-то совершенно необыкновенное, что при отображении на бумаге или холсте, возможно, перевернёт представления об искусстве.

— Глупость, на мой взгляд. Не могу ничего сказать о музыке, но для живописи это невозможно. Для того чтобы писать, необходимо владеть техникой, чувствовать краску. Масло — очень тяжёлая краска, не говоря уж об акварели: одно неверное движение может испортить всё. Только когда почувствуешь краску — её тяжесть, плотность, то, как она ложится на холст, движется, живёт, наконец, — только тогда сможешь писать. В состоянии опьянения, наркотического или алкогольного, это чувство уходит. Вообще, ни разу не видел художника, который писал бы пьяным или обколотым, обкуренным. А если точнее — пишут многие, и пока они пишут, им даже кажется, что ЭТО хорошо, но наутро, тут я уверен, они понимают, как ошибались.

— А как же легенды о «вечно пьяном художнике»?

— Проблема художника в том, что работает он в одиночестве, а пьёт, как правило, на людях. Вспомните историю об Амедео Модильяни, который был по правде горьким пьяницей и наркоманом. Ему заказали портрет, не очень рассчитывая получить результат. Но в назначенное время он явился совершенно трезвым, выбритым и на протяжении всей работы — это не день или два, а несколько недель — приходил на сеансы собранным и подтянутым. Творчество несовместимо с двумя вещами — с подлостью и наркотиками. Творчество подразумевает жёсткую самодисциплину. Писать картины — это труд, и ещё какой.

— Далеко не секрет, что искусство нынче не в цене. Как вы думаете, есть ли будущее у мурманских художников?

— Искусство — это не хлеб и не водка, его нужно продвигать, популяризировать, объяснять народу, почему и зачем оно нужно. Сейчас, по сравнению со многими западными государствами, у нас всё, связанное с искусством, находится в зачаточном состоянии. Побывав во многих европейских странах, могу сказать, что там всевозможных выставок, ярмарок, фестивалей, вернисажей и конкурсов в десятки раз больше, чем у нас. И они там намного доступнее, располагаются в магазинах, кафе, библиотеках и всевозможных социальных службах и конторах — это не считая выставок и музеев. Думаю, что многому стоило бы у них поучиться. Но Мурманск, кстати, в этом плане очень развитый город. Мы — как Санкт-Петербург: культурная столица, только поменьше. По опыту знаю, что обычно всевозможные открытия выставок, какие-то презентации, фестивали проходят скучновато. Но только не у нас! Каждое культурное событие — как мини-праздник для мурманчан. Только жаль, что многое решают деньги. Вот спонсоров у нас не хватает. Это и понятно. Все предпочитают вкладываться в то, что приносит прибыль. Но хорошие художники тем не менее продолжают появляться, не «благодаря», а «вопреки».

— Насколько я знаю, многие художники зарабатывают тем, что рисуют портреты на заказ. А летом и вовсе стоят на улицах со своими работами, привлекая клиентов.

— Людей, готовых покупать серьёзные работы, на самом деле немного. Помимо авторских работ, художники продают копии, прежде всего, с полотен Айвазовского. Многие выставляют рядом уже готовые портреты — для саморекламы. Чаще всего это изображения знаменитостей, написанные с фотографий. Так легче оценить портретное сходство и мастерство художника, ведь каждому известно, как выглядят Джонни Депп или Камерон Диаз. Даже портреты клиентов чаще рисуют с фото, чтобы не утомлять модель, но при этом лучше оставаться на улице. Прохожих привлекает активная работа. Если кто-то остановился посмотреть, что ты делаешь, это уже половина успеха, потому что завтра, возможно, этот человек придёт заказать портрет. Когда-то я даже просил знакомых подходить и говорить что-то вроде: «О, как здорово! Очень похоже! Посмотри!». Вспоминается такая история: в прошлом году подошёл один мужчина и, указав на девушку в стороне, сказал: «Нарисуйте мне вот такую». Я попросил его позвать модель, чтобы та позировала или принесла фото, на что мужчина ответил: «А я её не знаю, но хочу вот такую». И я написал портрет. Хотя сейчас зима, что называется, мёртвый сезон. С другой стороны именно зимой у нас наступает время творчества, а не ремесла.

Источник: sz.aif.ru

Добавить комментарий