В ЦДХ под «гусли с дрелью» пели призраки

В ЦДХ под «гусли с дрелью» пели призраки
Экспозиция растянулась аж на три этажа, включая внутренний дворик, где посетители отдыхали в истинно венецианской обстановке, сидя на старых погрыженных временем лодках, прикованных цепями к бетонному колодцу.

Экспозиция растянулась аж на три этажа, включая внутренний дворик, где посетители отдыхали в истинно венецианской обстановке, сидя на старых погрыженных временем лодках, прикованных цепями к бетонному колодцу.

В ЦДХ под «гусли с дрелью» пели призраки

На выставке же, во-первых, множество философско-смешных картин вроде триптиха «Баба пьющая — баба курящая — баба героиновая» — три портрета синего чудовища с отвисшими грудями, вожделенно глядящего на бутылку, сигарету и шприц. И таких же скульптур — редкий посетитель не сфотографировался в сочувственной позе над фигурой стоящего на четвереньках и блюющего радугой мужика. Мысль произведения глубока: в человеке все должно быть прекрасно, даже это…

Во-вторых, воплощенные идеи-приколы. Например, «гравитационный уплотнитель времени» от Сергея Катрана. Это стеклянный куб, в котором подвешены 144 колбы песочных часов. Если куб перевернуть, во всех часах одновременно начнет пересыпаться песок, то есть 144 раза по 10 минут — это 24 часа. Таким образом, сутки «уплотняются» в 10 минут. Или «тренажер страстотерпцев» Елены Безуновой. Сооружение, состоящее из коврика, ощетинившегося острыми гвоздями перед зеркалом на ножке. Встаешь на коврик, смотришь в зеркало, а там готовый мученический лик с иконы Феофана Грека — и рисовать не надо.

А дети особенно увлекались изобретением Павла Войницкого — «Неограниченные возможности и возможные ограничения». Большой синий воздушный шар на веревке и экран с небом. Малышня радостно, с тупой настойчивостью дятлов то подтягивала шарик к земле, то отпускала ввысь. Филосовский смысл нехитрой игры в том, что воздушный шар на веревке, рвущийся в небо и плывущие облака на экране внизу дают возможность почувствовать полет — неограниченные возможности… Но, если посмотреть на это с другой стороны, тот же шар, но он на веревке. То же небо с облаками, но оно электронное. И сразу чувствуешь ограничения. Короче, две стороны одной «медали».

Кстати, тема грехов на выставке была, как говорится, раскрыта полностью. Например, сумасшедший художник Пахом — «выпускник института Ганнушкина», как он себя аттестует сам, отпускал всем грехи в созданной им «комнате психологической разгрузки». Это несколько ящиков, сплошь изрисованных именами посетителей. Подходит человек, Пахром, напевая мантру «Миру человека нужен только пе-е-е-ень!», тушью его имя в ящик вписывает, так, чтобы буквы между собой перепутывались. А потом посетителю открытку с фото своего произведения и рисунком того самого «пня» выдает. Как объясняет сам художник, побывав в его ящике, имя, а значит, и личность человека, очищается от грехов и прочей «негативной информации». А возвращается владельцу на открытке чистым-лучистым. Пахом — реальный сумасшедший. На некоторых орет безбожно, так, что посетители просят его не кусаться. Но в ключе современного искусства, это даже придает ему шарм.

Но бесспорным хитом стала шоу-композиция финской группы «The execution of music», основанная на истории пыток первых христианских мучениц. Рок-исполнители с выбеленными в стиле «семейка Адамс» лицами играли на странных, созданных ими самими, инструментах и пели арии раскаявшихся палачей, которые когда-то казнили бедных девушек. А портреты самих мучениц висели вокруг: прекрасные, обнаженные девушки с закрытыми глазами.

— Обнаженные, потому что именно публичное раздевание было первой пыткой, применявшейся к христианкам в имперском Риме — рассказывает художник Дмитрий Зудов. — Их мучили за то, что они не хотели выходить замуж за варваров и не отказывались от своей веры. Мы воспеваем их стойкость, которая заставила раскаяться даже палачей…

А самым потрясающим в шоу были звуки похожие на стоны и пение призраков, которые музыканты, с помощью дрели, извлекали из странного инструмента типа гуслей. Принцип работы: в металлическую раму со струнами вмонтированы магниты и микрофоны и когда включенной дрелью жужжат над этим сооружением, создаются помехи и как результат, потусторонние «стоны». В сочетании с финским роком и мрачными стихами:«…Облачный туман, ползущий из легких зверя пахнет миазмами, тяжело дышать, я чувствую умерших вокруг…» это выглядело очень страшно.

Но, как оказалось, моя ночь музеев и призраков только начиналась!

…А по ВДНХ бродил дух палача

У стендов с «призраками христианских мучениц» я и встретила хранителя нашего московского музея истории телесных наказаний на ВДНХ — печального, готического Валерия Переверзева:

— А мне в руководстве ВДНХ запретили участвовать в ночи музеев — грустно вздохнул он. — А ведь сегодня особая ночь… Именно утром 16 мая 1681 года был издан первый указ о назначении человека на эту государственную должность. Есть легенда, что духи палачей действительно, никогда не успокаиваются и часто возвращаются к орудиям своего ремесла. Тем более, в памятные даты. В такие, как сегодня — ровно 429 лет со дня рождения первого русского палача. У меня немало реальных инструментов пытки, можно сказать, пропитанных человеческой кровью бедняг живших несколько веков назад. И, честно говоря, я сам побаиваюсь оставаться в своем музее ночью. Но если бы с посетителями, в ночь музеев, можно было бы провести эксперемент, так сказать при свидетелях… Я надеялся, что разрешат. В качестве подготовки к эксперементу специально купил топор, принадлежавший палачу примерно того времени. Кто знает, может именно тому — первому. Хотел посмотреть, а вдруг и правда придет.. ? Не разрешили! Значит пойду один смотреть, в знак протеста.

Надо ли говорить, что я напросилась в свидетели? Так что в ночь музеев, в музее истории пыток я была единственным посетителем! Свет включать охрана не разрешила и по коридорам музея мы бродили с фонарем. Луч электрического света то и дело выхватывал из мрака кошмары: то иллюстрацию, показывающую, как женщин, подозреваемых в колдовстве, перепиливали веревкой, то отрубленную руку, восковую, конечно, но на реальной плахе двухсотлетней давности. То виселицу, которую Валерий называл «милосердной», потому что она убивает мгновенно, ломая узлом шею, то «немилосердную», — которая душит постепенно и мучительно. То тот самый топор 17-го века…

— Валер, а зачем нужен такой страшный музей?

— А как еще внушить людям отвращение к телесным наказаниям, если не показать все это зверство? Человеку же неприятно причислять себя к палачам. Он ходит, смотрит и в душе его зреет активный протест насилию. Кроме того, история… Мы же говорим: «надыбать», «поднаготная», «на лбу написано», «добиться»… И сами не понимаем, что говорим, а я расскажу.

— А я думала, ты просто пугать народ любишь — сказала я и с воплем шарахнулась от вынырнувшего из темноты призрака.

— Нет. Я художник, историк, если хочешь… А пугает кто-то другой… — загадочно вздохнул Валерий, накапывая мне успокоительное и посмеиваясь: — Мы на Валидол чуть не половину бюджета изводим!

Фигура «призрака» оказалась восковой, хотя поначалу я поклясться могла, что в тот момент ОН двигался! Больше привидений не было. Увы, дух палача, если и присутствовал, то незримо. И, пока я приходила в себя, Валерий рассказал кучу историй про ужасы, которые порой видят посетители музея меж реальными экспонатами. Про видения, странные звуки, меняющие цвет картины и одного клиента, загремевшего после экскурсии, в сумасшедший дом… После «третьих петухов» засобирались домой. Все равно ждать уже нечего.но в последний моментВалерий заметил какие-то следы на том самом топоре: «Знаешь, похоже это кровь…И раньше ее здесь не было…» С этими словами он соскаблил бурые пятнышки лезвием на чистый лист бумаги пообещал позже сообщать результаты исследования…

Я совершенно не верю в мистику и, к сожалению, редко хожу по музеям. Но вчера, благодаря такой оригинальной задумке, как ночь музеев, у меня получилось целое приключение. И судя по воодушевленной (не путать с «пьяной») толпе, которой был наводнен город аж до трех часов ночи, не у меня одной. Я, конечно, понимаю, «нельзя делать из искусства аттракцион», как частенько говорят серьезные ценители. Но привлекать к искусству не только дедовскими, классическими методами, но и креативом –необходимо! И вот теперь я думаю, а может библиотеки тоже на ночь открывать? Глядишь, и читать начнут…

Источник: kp.ru

Добавить комментарий