Городок-герой

Городок-герой
В прошлую субботу на одной из главных площадей Самары выступали группы «ЧайФ» и «Любэ» в поддержку кандидата от «Единой России» Дмитрия Азарова на выборах мэра, которые пройдут в это воскресенье. А за неделю до этого на другой главной площади города стояла большая сцена с огромным баннером «Едро — в ведро». «Этой фразой заканчивали свои выступления все участники митинга», — говорит первый секретарь обкома КПРФ Алексей Лескин. Главным участником митинга был мэр Виктор Тархов, возглавляющий самарскую «Справедливую Россию».
В прошлую субботу на одной из главных площадей Самары выступали группы «ЧайФ» и «Любэ» в поддержку кандидата от «Единой России» Дмитрия Азарова на выборах мэра, которые пройдут в это воскресенье. А за неделю до этого на другой главной площади города стояла большая сцена с огромным баннером «Едро — в ведро». «Этой фразой заканчивали свои выступления все участники митинга», — говорит первый секретарь обкома КПРФ Алексей Лескин. Главным участником митинга был мэр Виктор Тархов, возглавляющий самарскую «Справедливую Россию».
Городок-герой

В прошлую субботу на одной
Выборы в городе Самаре — самые трудные для «Единой России» из череды местных и региональных выборов, которые пройдут 10 октября. Так говорят сами единороссы. Подумать только, административный ресурс работает против них. Наглая ложь, возмущаются их противники, все ровно наоборот: вся административная машина направлена на продавливание нужного для власти человека. Чтобы избежать любых неожиданностей, избирком и суды снимали остальных кандидатов пачками, поставив всероссийский рекорд. И установки президента Медведева, которые он дал после грандиозного скандала на выборах прошлой осенью, в Самаре не действуют, потому что главное для них сейчас — смыть позор прошлых поражений.

НЕ ТОТ МЭР

Четыре года назад город-миллионник возглавил Виктор Тархов, представлявший партию, которая позже стала называться «Справедливой Россией». Мужчина за шестьдесят, он успел поработать главой самарского облисполкома, был уволен президентом Ельциным за поддержку ГКЧП, потом был директором местного НПЗ, затем успел поработать в Москве на постах вице-президентов ЮКОСа и «Группы Альянс». Тархов сменил Георгия Лиманского, на которого в последний момент сделала ставку «Единая Россия» и с позором проиграла. К тому времени мэра Лиманского успели возненавидеть и горожане, и бизнес-группы. Тогда политику определяли три крупных группы: СОК, «Волгопромгаз» и «Волгабурмаш». Кстати, в состав совета директоров последней входил двоюродный брат нынешнего премьера Игорь Путин. Как и многие другие самарские политики, он покидал «Единую Россию», протестуя против приема в партию Лиманского. Но запомнились выборы не этим, а дебатами Лиманского с Тарховым, которые проводил специально приглашенный из Москвы телеведущий Владимир Соловьев. Он прямо заявил: Тархову пост мэра нужен, чтобы погасить долги своего бизнеса. Спустя два года Тархов выиграл суд у телеведущего.

На следующий год после избрания Тархова губернатором назначили Владимира Артякова из «Ростехнологий». Их отношения не сложились. Сейчас на встречах с избирателями Тархов говорит о том, что у области дела идут хуже, чем у города. Еще год спустя правая рука Тархова Азаров перешел к Артякову, став у него министром природопользования. Тархов называет своего бывшего молодого зама предателем. А Азаров объясняет избирателям, что советь его чиста: обещал Тархову удвоить собственные доходы городского бюджета и удвоил, а больше он с ним работать не мог, потому что при такой мэрии город разваливается.

В Самаре и правда жить тяжело. Город очень большой, дороги очень плохие, пробки — все время и везде, даже на глухих улицах. Строительство новой станции метро заморожено — из-за этого перекрыта центральная магистраль. В плохом состоянии жилье, больницы, школы и детсады. Правда, во дворах стало почище и фонари горят, а раньше не горели. «Просто не меняли лампы лет десять, вот и все. Списывались деньги, а работы не было», — комментирует глава МП «Самарагорсвет» Алексей Офицеров. В мэрии говорят, что спрашивать надо с бывшего мэра Лиманского, который так разбазаривал городское имущество, что аж рабочий стол из рабочего кабинета утащил. Лиманского даже объявляли в розыск (не из-за стола, конечно), но этим летом уголовное дело прекратили: мол, невозможно установить, что происходило в градостроительной деятельности пять лет назад.

Есть такие самарцы, которые начинают по Лиманскому ностальгировать: мол, может, и воровали чиновники, но зато жилье строилось, а теперь ничего невозможно согласовать. А сотрудники Тархова жалуются, что областные, федеральные и партийные власти саботируют их работу, как будто специально хотят довести город до такого состояния, чтобы он больше не выбирал мэра из «Справедливой России».

Допустим, все города Поволжья получили федеральные транши по проекту «Дороги», который проводит «Единая Россия», а Самаре их не дали, так как в мэрии сидит враг. Кандидат Азаров говорит, что все это ерунда. «Это ему хотелось бы изображать из себя жертву. Он большой актер», — критикует он Тархова.

Еще Тархову сильно достается от прокуратуры. Сотрудник мэрии говорит, что он даже подавал заявку в Книгу рекордов Гиннесса с просьбой зафиксировать рекорд по количеству проверок, проведенных по деятельности мэра. Последняя претензия прокуратуры касалась запрета на отстрел бродячих собак. До этого Тархова хотели привлечь к ответственности за неубранный снег, поездки за границу и многое другое, а мэр, в свою очередь, требовал от прокуратуры заплатить городу арендную плату.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЧИСТКА

Ключевой мотив агитации Тархова — «Мы — самарские». Он позиционирует себя как защитника от москвичей и прочих олигархов, а у Азарова все ровно наоборот — без Москвы нельзя. «Мэр города должен, обязан выстраивать эффективное взаимодействие с федеральной и региональной властью. Я смогу сделать это», — говорит он.

Тархову еще повезло — его зарегистрировали кандидатом по парламентской квоте «Справедливой России». Кроме него и Азарова, в бюллетенях будут еще две фамилии — от ЛДПР и «Патриотов России», которые ничего не говорят горожанам. Избавившийся от уголовного преследования Лиманский тоже подавал заявление в избирком, но через день забрал. А лидера партии «Воля» Светлану Пеунову, главу гордумы Виталия Ильина, руководителя «Самарагорсвета» Алексея Офицерова и депутата губернской думы Михаила Матвеева регистрировать отказались, хотя у всех четырех неплохой рейтинг.

Несостоявшийся кандидат Пеунова создала свою «Волю» на базе «Академии развития Светланы Пеуновой». Раньше писала книжки по психологии и вела на местном канале передачу «Азбука счастья», а этой весной устроила антиправительственный митинг рабочих «АвтоВАЗа». В прокуратуре ее считают экстремисткой, в «Единой России» — чуть ли не сектанткой. Но женщины, которые объединились вокруг ее методики аутотренинга, легко собрали подписи в поддержку выдвижения ее в мэры. Интервью Пеунова давала в своем салоне красоты, а ее молчаливые помощники записывали на видео. Проблемы на выборах она связывает с масонским лобби, а «Единую Россию» считает его частью. «Об этом я написала в последней листовке, — объясняет она. — Я пишу так: на самом деле есть мировое правительство. Об этом написано у Джона Колемана в „Комитете трехсот“, и есть даже фильмы документальные — тех, кто следит за комитетом Бильдербергов…»

В кабинете у депутата Матвеева висит его фото с Солженицыным. Их знакомство стало одним из поводов, почему КПРФ передумала выдвигать беспартийного Матвеева — депутата, бывшего журналиста и известного блогера — по своей квоте.

«Любой кандидат, в том числе и я, мог бы существенно изменить этот расклад», — говорит бывший кандидат Офицеров. Ильин встречаться с корреспондентом Newsweek и ругать «Единую Россию» отказался. Всех снимали одинаково — и это настоящий анекдот.

Сначала всем четверым сказали, что у них паспорта недействительные, потому что в них стоят отметки «аннулировано» на штампах о наличии заграничных паспортов, а так быть не должно. Уже на следующий день все пришли с новыми паспортами. Единороссы воскликнули: ничего себе, вот это административный ресурс. «Конечно, я подключил своих друзей и знакомых, чтобы они оказали содействие побыстрее заменить паспорт», — не скрывает Матвеев, подчеркивая, что ничего незаконного в такой скорости нет. «Да меня и в сберкассе, чтобы оплатить пошлину в 200 рублей, пропускали без очереди — меня хорошо знают как депутата», — добавляет он. Пеунова тоже говорит, что в паспортном столе встречали с распростертыми объятьями. Потом им объявили, что забракуют подписные листы, поскольку в них нет пустой графы, которую нужно было бы заполнить, если бы у кандидатов вдруг была судимость. Из-за такой же формальности сняли 133 независимых кандидата в депутаты гордумы.

Не факт, что кто-то из снятых мог победить, но очевидно, что они могли помешать победе кандидата «Единой России». «Поэтому их и сняли», — улыбается социолог Владимир Звоновский, который сейчас работает с единороссами. «Они ломают структуру. А так Азаров выигрывает у Тархова, потому что у Тархова большой антирейтинг», — поясняет эксперт. Теперь никакой интриги — Азаров победит в первом туре.

В «Единой России» это называется «юридическая зачистка электорального поля». Этот термин политтехнолог «Единой России» Виктор Кузнецов использовал год назад в докладной записке, в которой рассказывал, как партии победить в Самаре. Кроме зачистки, было рекомендовано дистанцироваться кандидату партии от самой партии.

КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ

На митинг «Едро — в ведро» Матвеев не пошел, чтобы это не выглядело агитацией в пользу Тархова, которого он тоже не очень-то любит. Зато пришел коммунист Лескин и в своей речи призвал голосовать против единороссов: «За черта лысого — только не за „Единую Россию“». «Были в приказном порядке приведены муниципальные служащие, — доказывал потом Азаров. — Единственный шанс Тархова — показать, что он мученик за идею и возглавляет оппозицию „Единой России“». «Все партии собрались против одной, это не мог сделать мэр, ну никак», — возражает Тархов. А Матвеев говорит, что только две тысячи были по разнарядке, а еще тысяча — возмущенные «Единой Россией» горожане. «И я встречаю таких людей каждый день», — предупреждает Матвеев.

Социолог Звоновский говорит, что если власть ругают матом в подъезде, это еще не значит, что на выборах у власти будут проблемы. Главный политтехнолог самарской «Единой России» Виктор Кузнецов считает, что кандидатам надо было работать лучше, а не митинговать.

Кузнецов жалуется, что «Единая Россия» не может проводить встречи в муниципальных учреждениях, а главврачи, которые ослушались, уволены. Неправда, не уволены, возмущается сотрудник мэрии. Хорошо, поправляется Кузнецов, не уволены, но только потому, что успели пожаловаться в приемную «Единой России». В мэрии говорят, что главы районов города тоже единороссы и вообще административный ресурс с противоположной стороны: избиркомы, суды, телевидение.

У Тархова есть только маленькое телевидение, которое помещается на половине 17-го этажа жилого дома. Это кабельный канал, и его нет даже дома у депутата Матвеева. Азаров к Тархову на дебаты не поехал, потому что аудитория маленькая. Пришлось дискутировать с кандидатом от ЛДПР Юрием Коганом. Они оба от души поругали «Единую Россию». Коган спрашивал, неужели Тархов рассчитывает победить: «При такой мутной ситуации с выборами, когда мы можем думать, что будут и вбросы». — «Будут и вбросы. Но действительно рассчитываю», — отвечал Тархов.

В среду Тархов выступал в ДК «Заря». Это было невеселое зрелище. Целый час он докладывал, как собирается увеличить собственные доходы бюджета. «Так вот, мы снизили так называемый коэффициент К2, но тем не менее были увеличены почти в два раза сборы…» — бубнил он.

Еще Тархов объяснял, что противостояние партий — это верхушка айсберга, а подводная часть — борьба за водоканал. Мэрия не хочет отдавать водоканал ни структуре москвича Виктора Вексельберга, ни «Волгопромгазу», выдвиженцем которого является Азаров. А в своем ЖЖ Тархов пишет, что истинным мэром города в случае победы Азарова будет Олег Дьяченко, главный акционер «Волгопромгаза». «Я стою, как политрук Клочков у разъезда Дубосеково», — пытался шутить кандидат.

Встреча Азарова с молодыми активистами профсоюзов выглядела чуть повеселее. Он то и дело вспоминал, что входит в кадровый резерв президента. А еще подчеркивал, что он коренной самарец и отказался от предложения переехать в Москву. Друзья, мол, говорили, кто тебя тут заметит — а заметили. «Дмитрий Анатольевич Медведев включил меня в первую сотню кадрового резерва, — напомнил кандидат. — Мне удалось побывать на личной встрече с президентом. Она прошла в простой, непринужденной обстановке, никаких не было заформализованностей, письменных вопросов», — с похожей на Медведева интонацией говорил Азаров и предложил ребятам вести себя так же. Но пожилой глава самарских профсоюзов Павел Ожередов сказал, что вопросы ребята уже передали в письменной форме. «Все-таки решили заформализовать», — по-медведевски рассмеялся кандидат и настоял, чтобы люди говорили. Молодежь спрашивала, а будет ли кадровый резерв у мэрии. Конечно, обещал кандидат.

В единый фронт против «Единой России», который мог бы сформироваться в Самаре, кажется, верит только бывший кандидат Пеунова, которая верит и в мировое правительство. Даже Игорь Ермоленко из «Яблока» говорит, что поддержка «Единой России», несмотря на все скандалы, держится где-то на уровне 50%, так что второго Калининграда от них ждать не стоит. «Конечно, не Калининград», — соглашается бывший кандидат Матвеев, но он надеется, что история с зачисткой электорального поля аукнется властям на следующих выборах. «Я не понимаю, зачем они на это идут», — говорит он. И даже социолог Звоновский соглашается, что такой сценарий мало чем отличается от отказа от прямых выборов мэра.

Источник: runewsweek.ru

Добавить комментарий