Обзор кинопремьер: пока есть цель — всё продолжается

Обзор кинопремьер: пока есть цель — всё продолжается
Российский прокат на этой неделе поражает своим разнообразием. Локомотивом идёт, конечно, диснеевский вестерн «Одинокий рейнджер», но в соседних залах — и «женская» комедия «Копы в юбках», и эстетская экранизация «Пены дней», и удачный российский фильм «Марафон», и «правильная» во всех отношениях документалка про Вуди Аллена. Есть, из чего выбирать.

США, реж. Гор Вербински, в ролях: Арми Хаммер, Джонни Депп, Том Уилкинсон, Уильям Фихтнер, Рут Уилсон, Хелена Бонем Картер.

Сайт фильма

Российский прокат на этой неделе поражает своим разнообразием. Локомотивом идёт, конечно, диснеевский вестерн «Одинокий рейнджер», но в соседних залах — и «женская» комедия «Копы в юбках», и эстетская экранизация «Пены дней», и удачный российский фильм «Марафон», и «правильная» во всех отношениях документалка про Вуди Аллена. Есть, из чего выбирать.

США, реж. Гор Вербински, в ролях: Арми Хаммер, Джонни Депп, Том Уилкинсон, Уильям Фихтнер, Рут Уилсон, Хелена Бонем Картер.

Сайт фильма

Обзор кинопремьер: пока есть цель — всё продолжается

В 1869-м в Техас возвращается молодой прокурор Джон Рид, верящий в Правосудие и торжество Закона, а потому не одобряющий движимого местью самосуда. Реальность, впрочем, быстро вступает с его идеализмом в неразрешимые противоречия — и так появляется Одинокий Рейнджер в маске. Пару ему составляет индеец Тонто, фоном же для подвигов становится строительство трансконтинентальной железной дороги.

Режиссёр Гор Вербински, продюсер Джерри Брукхаймер, актёр Джонни Депп — легендарное трио, подарившее миру «Пиратов Карибского моря», снова объединилось ради съёмок энергичного вестерна, в котором традиции жанра переосмысливаются в свойственном современности темпе. Те же ковбои, те же индейцы — только быстрее, энергичнее, бессмысленнее. Очередной аттракцион, в котором ряд трюков едва ли не один в один повторяют «пиратские» — с той лишь разницей, что корабли заменены здесь поездами (сходство усиливает комическая пара ковбоев, сыгранная теми же актёрами, что изображали ранее комическую пару пиратов). Дикие кролики, чудный белый конь, скованные одной цепью герои чудом выживают при головокружительном крушении состава, Хелена Бонем Картер стреляет из ноги из слоновой кости, Джонни Депп надевает на голову клетку по причине котобоязни, индейцы отважно кидаются на до зубов вооружённых солдат, вагоны с тоннами серебра с грохотом падают в реку — и всё это под классическую увертюру Джоаккино Россини из оперы «Вильгельм Телль», которую наверняка узнает даже далёкий от классической музыки зритель… Одним словом — перебор, слишком сладко.

«Одинокий рейнджер» — чересчур американская история: не только вестерн, но и возвращение на экраны популярного в США героя с собственной 80-летней биографией. Это как «Спиди Гонщик» или «Приключения Тинтина» — фильм, базовая мифология которого совершенно неизвестна широкому российскому зрителю. Данный факт не является, разумеется, минусом — но сказывается и на ожиданиях, и на «считывании» многих моментов: нет этого «ах!», которое наверняка будет сопровождать ленту на показах в той же техасской глубинке. С другой стороны, отсутствие должного багажа позволяет судить получившееся без раздаваемых авансом восторгов — и оценка выходит не в пользу создателей. Нет слов, получилось всё шумно и зрелищно, даже со смыслом (последнее для летних блокбастеров, конечно же, редкость). И молодёжь, вполне вероятно, будет в восторге. Но для тех, кто помнит «Зорро» с Аленом Делоном, этот новый парень в такой же маске будет, безусловно, вторичен. Да и индейцев мы видели поколоритнее, чего уж там…

Однако брюзжать легко — поставить на рельсы 2,5-часовой безостановочный локомотив стоимостью в 250 миллионов долларов гораздо сложнее. Так что стоит хотя бы вежливо похлопать той безграничной смелости, с которой Вербински, Брукхаймер и Депп уже не в первый раз поднимают столь масштабные и рискованные проекты. Тем более что на одного разочарованного (без всякого сомнения) придётся добрая сотня порадовавшихся — о чём наверняка будут вскоре свидетельствовать приближающиеся к рекордным кассовые сборы. Которые полностью заменяют в подобных случаях оценку собственно художественных достоинств.

Комментарий редакцииСм. также:«Джонни Депп и Арми Хаммер: «Это важно — носить маску»„Джонни Депп и паровоз в Москве. Фоторепортаж“„Новый фильм с Джонни Деппом представили без Джонни Деппа“

Россия, реж. Карен Оганесян, в ролях: Михаил Пореченков, Екатерина Васильева, Мария Аронова, Анна Михалкова, Сергей Газаров, Юлия Пересильд.

Сайт фильма

Толик Антипов работает спасателем на пляже в Новороссийске, тренирует детей в плавательной секции, три месяца не платит уже своей квартирной хозяйке, но по-прежнему верит, что жена ещё оценит его и вернётся (а пока дарит дочке на день рождения спиннинг). Однажды судьба сводит его с Анной Ильиничной 1930-го года рождения — которая то и дело сбегает из дома престарелых с футляром от аккордеона вместо чемодана, а сейчас решает взобраться на крышу американского небоскрёба и выиграть миллион долларов. Ведь пока есть цель — жизнь продолжается.

Судя по всему, год хорошего российского кино набирает обороты — если даже плодовитый, но не бравший ранее творческих вершин ремесленник Карен Оганесян („Пять невест“, «О чём молчат девушки» и пр.) снял фильм, за который ни капельки не стыдно. «Марафон» — это не только его Эверест, но и в целом — явная удача для всего нашего нынешнего кинопроцесса. С отличным сценарием Геннадия Островского, с красивой и печальной музыкой Ильи Духовного, а главное — с целой россыпью классных актёрских работ, зачастую смешных, почти всегда — точных. Возглавляет ансамбль Михаил Пореченков, давно уже не имевший в кино подобной роли (да и вообще — имевший ли ранее?). Сыгранный им Толик — классический русский неудачник, не теряющий веры, что всё ещё переменится к лучшему, но не подкрепляющий свой оптимизм решительными действиями. Даже жалко, что «Марафон» не попал в конкурс «Кинотавра» (хотя мог бы): была бы тогда настоящая интрига по части мужского приза. Ведь Константин Хабенский (победивший в Сочи в отсутствии конкурентов) воплотил в своём пропишем глобус географе ровно тот же тип (умноженный, правда, на алкоголизм) — сегодняшнего мужчину за сорок, с хорошей головой, но полным отсутствием житейских перспектив. Две этих роли — яркое свидетельство того, что отечественный кинематограф обратил, наконец-то, внимание не на некую вымышленную абстракцию, а на нашего современника, реального и узнаваемого. И это положительная тенденция.

«Марафон», конечно, во многом сентиментален — что, впрочем, совсем его не портит. Сказочные мотивы и раскраска в стиле лубка в данном случае пришлись очень даже к месту — в смеси своей дав качественный жанровый продукт, нехватка которого у нас весьма ощутима. Это и не блокбастер, и не артхаус, ни для даунов, ни для интеллектуалов — это кино для людей, с широчайшим зрительским потенциалом. При желании его легко можно обругать, да в том-то и дело — желания такого не возникает. Потому как в целом фильм получился пусть и не исторического значения, но в контексте 2013-го года — на удивление хорошим. Наберись у нас хотя бы десяток таких картин за год — было бы прекрасно.

США, реж. Пол Фиг, в ролях: Сандра Буллок, Мелисса МакКарти, Демиан Бишир, Марлон Уайанс, Майкл Рапапорт.

Сайт фильма

Сара Эшборн — агент ФБР, живёт в Нью-Йорке, не замужем, друзей нет, даже рыжий кот — соседский. Коллеги жалуются на её выпендрёж, начальник не спешит продвигать по службе и вместо повышения посылает в Бостон — побыстрее закрыть одно дело. Там ей в напарницы навязывается местная патрульная, Шеннон Маллинс, коротающая дни за ловлей женатиков, ищущих встреч с проститутками, и пушеров, забывающих вынуть косяк изо рта при беседе с полицейским. Дружба, как водится, случится между ними не сразу.

Сандра Буллок бьётся о стекло и всё время идёт не в ту сторону. Мелисса МакКарти не может открыть дверцу машины — и в поисках выхода перелезает в припаркованный вплотную автомобиль. Первая выдувает из ноздри орешек и рьяно ползёт по больничному полу, вторая громогласно произносит монолог о «потерянных» яйцах шефа и вежливо отказывает всем «женихам», которых у неё оказывается даже в избытке. «Умная» делает трахеотомию поперхнувшемуся мужику, однажды увидев сюжет о подобной «легкотне» по ТВ. Та, что попроще, хранит в холодильнике добротную пушку, характеризуя её со всей присущей душевностью: «Этот малыш может разнести кинотеатр, если фильм не понравился». На двоих у них пара совместных танцевальных номеров, один из которых — по пьянке с мужиками. Ещё есть большая и шумная бостонская семейка и злостный убийца, поиски которого, правда, отходят по сравнению со всем прочим далеко на второй план. Ибо это не детектив, а комедия.

«Больной психики не стоит стыдиться, это наследственное», — говорит Сара при первом знакомстве с Шеннон, и фразу эту очень хочется как-то переиначить в отношении самого фильма. В симпатии к которому признаться, конечно, довольно постыдно, но чего уж тут врать: ведь правда порою смешно!.. Порою даже чрезмерно — как и в случае с прославившим его «Девичником в Вегасе» Пол Фиг просто-напросто не знает никакой меры, безбожно растягивая свою карусель каламбуров на два часа, хотя сюжет легко уложился бы и в полтора. Желание шутить безостановочно, шутить и шутить, не проходит, к сожалению, даром — и воды в готовом фильме оказывается куда больше, нежели жемчужин. Так что разок перетерпеть это ещё можно, но на второй просмотр отважатся лишь очень смешливые.

Франция-Бельгия, реж. Мишель Гондри, в ролях: Ромен Дюрис, Одри Тоту, Омар Си, Гад Эльмалех, Мишель Гондри.

Сайт фильма

Колин решает, что ему пора влюбиться, и встречает Хлою. С которой сперва катается на облаке, а спустя полгода — в прозрачном автомобиле для молодожёнов. А потом у Хлои в правом лёгком начинает расти кувшинка.

Когда Мишель Гондри вслед за «Вечным сиянием чистого разума» снял «Науку сна», это казалось невозможным: редкий режиссёр в наше время создаст хотя бы одну гениальную картину, а тут — сразу две! Вопрос, что же будет дальше, пугал: ведь это даже опасно, когда автор выдаёт сплошь шедевры, запредельно поднятая планка лишает, можно сказать, перспективы. Гондри, наверное, и сам это понял — и впоследствии уровень своих картин („Перемотка“, «Зелёный Шершень») словно бы специально «снизил». Оставшись, тем не менее, необыкновенно приятным автором, чьих фильмов ждут, чьи работы неизменно смотрят. В ожидании, быть может, новых открытий — или какого-то развития однажды уже найденного. И то, что «Пена дней» этих ожиданий вновь не оправдывает, даже хорошо — как ни парадоксально, но это даёт повод только сильнее ждать следующей работы выдающегося французского мастера, совсем недавно отметившего 50-летие.

В новом фильме — экранизации знаменитого романа Бориса Виана — Гондри доводит свой «рукотворный» стиль до какого-то практически нереального максимализма. Количество придумок на экранный хронометраж здесь превосходит все показатели — анимированные и движущиеся предметы присутствуют практически в каждом кадре. Тут тебе и «живые» салаты, и убегающие туфли, и укатывающийся стол, и чёрте что ещё — волшебное изобилие всего! Гэги и трюки с удовольствием разыгрывают и актёры: вытворяя, например, нечто невообразимое ногами в танце скосиглаз; спрыгивая с кровати в пижамах — и приземляясь одетыми; сидя во время пикника за одним столом в чистом поле — только Колин оказывается под проливным дождём, в то время как Хлоя смеётся под безоблачным небом… Банальное перечисление, впрочем, вряд ли даст адекватное о «Пене дней» представление — это тот фильм, про который говорят «надо видеть». Однако при этом не факт, что так уж и «надо», потому как количество в данном случае вовсе не перерастает в качество. Это самое изобилие по ходу дела оказывается настолько изобильным, что довольно быстро начинает утомлять — и поразительная изобретательность топит под собою суть и соль повествования. С каждой сценой смотреть фильм становится всё труднее, авторская мысль ускользает неведомо куда — и если вы не поклонник Гондри и не читали Виана, то сюжетную нить рискуете потерять, ещё не добравшись до середины картины. В итоге лента буквально вязнет в своих же неоспоримых достоинствах, подобно на глазах стареющему повару или квартире Колина, постепенно зарастающей паутиной. Что ж, будем считать, что нестандартное видение Мишеля Гондри достигло закономерного пика — и в будущем режиссёр сможет найти новые пути для реализации своего невероятного таланта.

США, реж. Роберт Б. Уайде, документальный.

Сайт фильма

Жизнь и творчество Вуди Аллена.

Вуди Аллен показывает дом, в котором родился, и рассказывает о своём бруклинском детстве. Вспоминает, как в пять лет узнал, что смертен, а увидев «Белоснежку», в восхищении дотронулся до экрана: оба этих события сыграли в его судьбе решающее значение. Уже в юные годы он поставлял для газеты по пятьдесят шуток в день и зарабатывал больше родителей. В 16 лет купил немецкую печатную машинку где-то за сорок баксов — и творит на ней до сих пор. На ней же был напечатан первый заказанный ему за двадцать тысяч киносценарий. Однако разочарование получившимся фильмом („Что нового, кошечка?“) было столь велико, что Вуди решил заняться режиссурой самостоятельно — но при условии полного контроля над съёмочным процессом. По словам его постоянного продюсера, сделки со студией заключались приблизительно так: «Положите два миллиона в бумажный пакет, отдайте его нам и уходите. Фильм мы вам потом принесём».

Дайан Китон влюбилась в него с первого взгляда: «Такой мужчина!». Сценарий «Спящего», в котором его герой просыпается через двести лет, Вуди посылал фантасту Айзеку Азимову — проверить на реалистичность (классик одобрил). Создавая «Энни Холл», автор пожертвовал частью шуток ради непосредственно истории о людях, заложив таким образом основы комедии совершенного нового толка (и выиграв «Оскар» за лучший фильм года у «Звёздных войн»!). А «Манхэттен», который сейчас признаётся его несомненным шедевром, он даже не хотел выпускать на экраны — так как совершенно не был им удовлетворен.

Подобных фактов фильм предоставляет не один десяток — и в этом отношении для поклонников великого мастера он, конечно, бесценен. Даже несмотря на то, что сама по себе картина выполнена довольно шаблонно: вот сам Вуди, вот фрагменты — впрочем, качество исходного материала таково, что способно вытянуть какую угодно документалку. Вот архивные съёмки, его первые телешоу: выступление в 1963-м, бокс с кенгуру в 1966-м. Огромное количество интервьюируемых — начиная от сестры и матери (съёмка 1986-го года) и заканчивая почему-то Мартином Скорсезе. А также — оператор Гордон Уиллис, сценарист Маршалл Брикман, актрисы от Мэриэл Хэмингуэй до Скарлетт Йоханнсон, актёры от Тони Робертса до Шона Пенна…

Учитывая огромное количество снятых Алленом картин, более-менее подробно освещается только первое его десятилетие в кино — 70-е годы, вплоть до «Воспоминаний о „Звёздной пыли“. Далее — уже выборочно, с упоминанием работ последних лет и с надеждой на грядущие свершения. Тем более что и сам герой с печальной усмешкой шутит, что по-настоящему великого произведения ему снять пока так и не удалось: „Единственное, что отделяет меня от величия, — это я сам“. Скромность, свойственная человеку, в творчестве которого красной линией проходят поиски Бога и смысла бытия. И который по-прежнему продолжает смешить — готовясь уже в самом скором времени представить зрителям свою новую историю о людях.

Источник: ridus.ru

Добавить комментарий