Гибель другого посла («The National Interest», США)

Гибель другого посла (
На холме недалеко от столицы Грузии Тбилиси покоится Александр Грибоедов, литературный гигант, чью комедию в стихах «Горе от ума» по сей день проходят в школах. Грибоедов был не только поэтом и драматургом, но и посланником царя в Персии, где в 1829 году его и сотрудников его посольства убила толпа, оскорбленная якобы проявленным неуважением к местным обычаям и религии.

На холме недалеко от столицы Грузии Тбилиси покоится Александр Грибоедов, литературный гигант, чью комедию в стихах «Горе от ума» по сей день проходят в школах. Грибоедов был не только поэтом и драматургом, но и посланником царя в Персии, где в 1829 году его и сотрудников его посольства убила толпа, оскорбленная якобы проявленным неуважением к местным обычаям и религии.

Гибель другого посла (

Незадолго до этого две империи подписали мирный договор, закончивший войну, в которой Персия потерпела серьезное поражение. Население испытывало враждебность к победителям, и для того чтобы разгорелось пламя, нужна была только искра. Это произошло в феврале 1829 года, когда две армянки христианского вероисповедания бежали из гарема и пытались получить убежище в русской миссии в Тегеране. Одно из положений непопулярного договора предусматривало, что армянам, живущим в Персии, должно быть позволено вернуться в русскую Армению, и Грибоедов отказался возвращать их, несмотря на требования шаха.

По свидетельствам современников, толпа из нескольких тысяч разъяренных персов собралась вокруг миссии, и тогда Грибоедов предложил вернуть беглянок — но было уже слишком поздно. Один из протестующих был убит охранником посольства, что еще больше разозлило толпу, которая, подогреваемая муллами, начала штурмовать миссию. Грибоедов и еще несколько дипломатов, бывших с ним, храбро защищались, но не смогли дать отпор толпе. Сначала были убиты охранявшие посольство казаки, а вскоре — и остальные сотрудники миссии. Посольство было усеяно «изрубленными и обезглавленными трупами». Тело Грибоедова было осквернено и протащено по улицам Тегерана. Лишь когда все затихло, появилась вооруженная охрана, присланная шахом.

Эта история заставляет вспомнить о себе сегодня, когда проповедники-экстремисты и силы, стремящиеся воспользоваться политической нестабильностью и ослабить умеренные правительства, вновь доводят толпы до безумия. На этот раз искрой стал интернет-клип непонятного происхождения, но результат оказался не менее ужасающим, чем 183 года назад в Тегеране. Нападение на консульство Соединенных Штатов в ливийском городе Бенгази привело к трагической гибели четырех американцев, в том числе нашего посла Кристофера Стивенса. Взяты в осаду и многие другие объекты, в том числе принадлежащие британцам и немцам.

Еще одна недавняя история, которая произошла в регионе, показывает, что речь идет о модели поведения; не нужно удивляться, когда малопонятный инцидент, почти не замеченный на Западе, выливается в насилие на Ближнем Востоке. После того как в 2010 году неизвестный «пастор» из Флориды просто пригрозил сжечь Коран, было убито не менее двадцати человек. На следующий год этот же персонаж действительно сжег священную книгу, и в Афганистане толпа взяла штурмом ооновский городок, растерзав семерых гуманитарных работников. Они воспринимались как представители западного мира, в котором разрешается делать такие оскорбительные для ислама вещи. В 2005 и 2006 гг., когда датская газета Jyllands-Posten и другие издания опубликовали карикатуры на пророка Мухаммеда, в Сирии, Ливане, Иране, Афганистане, Пакистане, Нигерии и Индонезии были совершены нападения на посольства Дании и других стран и погибли сотни людей. В Ливии было совершено нападение на посольство Италии после того, как один из депутатов итальянского парламента появился перед телекамерами с изображением датской карикатуры на рубашке.

Это история нападения толп на дипломатические представительства показывает, какой непредсказуемой, невежественной и страшной может быть толпа, когда ее убедят в том, что «Запад» нанес ей страшное оскорбление. Работа дипломата в регионе является заведомо опасной — тем более сейчас, когда новые пост-авторитарные правительства пытаются реагировать на чинимое толпой насилие и распространение дезинформации.

После расправы над Грибоедовым в 1829 году персидский шах отправил ко двору царя Николая I своего внука и огромный алмаз весом в 88 карат. Алмаз «Шах» можно по сей день видеть в Алмазном фонде Кремля — это один из семи исторических драгоценных камней в его собрании. Многочисленные грани алмаза отражают его печальную историю и гибель еще одного дипломата вдалеке от дома, от рук озверевшей толпы.

Майкл Певзнер был программным сотрудником Национального демократического института по международным делам в Москве. В статье изложены его личные взгляды

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий