Стартовала «Читательская премия Имхонета»

Стартовала «Читательская премия Имхонета»
Первую народную (читательскую) премию по литературе учредил рекомендательный портал Имхонет. Премия будет вручаться в двух номинациях: «Любимые писатели» и «Любимые журналисты». Голосование происходит в денежной форме: пользователь может по своему усмотрению распределить среди номинантов сумму, зачисленную на его счет Имхонетом, а также добавить собственные средства. Из этих платежей образуется премиальный фонд каждого писателя. Список номинантов ограничен. Если пользователь любит и хочет отблагодарить еще какого-то писателя или журналиста, он может добавить его во внеконкурсный список «Номинанты читателей», перечислив любую сумму денег.
Первую народную (читательскую) премию по литературе учредил рекомендательный портал Имхонет. Премия будет вручаться в двух номинациях: «Любимые писатели» и «Любимые журналисты». Голосование происходит в денежной форме: пользователь может по своему усмотрению распределить среди номинантов сумму, зачисленную на его счет Имхонетом, а также добавить собственные средства. Из этих платежей образуется премиальный фонд каждого писателя. Список номинантов ограничен. Если пользователь любит и хочет отблагодарить еще какого-то писателя или журналиста, он может добавить его во внеконкурсный список «Номинанты читателей», перечислив любую сумму денег.
Стартовала «Читательская премия Имхонета»

Первую народную (читательскую) премию по литературе учредил рекомендательный портал Имхонет. Премия будет вручаться в двух номинациях: «Любимые п
Голосование проходит с 23 августа по 24 октября 2010 года. Участвовать могут все пользователи интернета.

Александр Долгин, управляющий Имхонетом, профессор ГУ ВШЭ о «Читательской премии Имхонета»:

Культуру все трудней продавать за деньги. Она оцифровывается и утекает в интернет, где бесплатно потребляется вопреки интересам производителя. Это сильно беспокоит индустрии медиа, в частности СМИ.

Пока по инерции цепляются за копирайт, но тот работает все хуже. К тому же есть что-то абсурдное в том, чтобы поддерживать в культуре механизм принуждения, навязывать ее за деньги. И что-то ненормальное, когда множество законопослушных граждан становится злостными нарушителями.

Выход в том, чтобы ввести в практику иной способ обращения с деньгами: не традиционная схема «плати, а потом бери», а прямо противоположная: «бери, и если понравилось, плати». Культура — не мешок сахара с гарантированным вкусом. Качество произведений неровное, не говоря уже о заполонившей эфир циничной халтуре. У людей в душе накапливается протест из-за того, что они раз за разом платят за товар, который их не устраивает. И вознаграждать часто следует вовсе не производителей книг, фильмов и треков, а тех, кто взял на себя труд отбраковать некондицию. По опыту на одну стоящую покупку приходится пять, а то и десять никчемных. В итоге крепнет внутренняя установка, что за все с лихвой уплачено: больше мы никому ничего не должны. Прямое следствие — повальная привычка не платить всюду, где удается увильнуть, например, в интернете.

Переломить ее можно одним способом: не ставить всех в положение ловчил и безбилетников, а положиться на естественную потребность людей отвечать добром на добро. Разве мало вокруг примеров порядочности, альтруизма и здравого смысла?! Почему не вверить инициативу людям? Не предоставить им возможность платить за то, что пришлись по душе?

Это пойдет на пользу как потребителям, так и талантливым, добросовестным производителям. Сегодня заметная часть выколачиваемых с помощью копирайта сборов приходится на ту часть культурного ассортимента, которая ни за что не собрала бы урожай денег и внимания, если бы не реклама. Это провал индустрий культуры и в чистом виде общественный проигрыш. Постоплатная схема позволит сконцентрировать спрос на том, что заслуживает внимания, а не дробить его между охотниками за кошельками.

Выгодна она и конечному потребителю, поскольку кратно удешевляет товар за счет беспосреднической связи с производителем. В розничную цену товара зашита не только дорогостоящая логистика, но и покрытие убытков от массы неликвидов. Постоплатная схема обнуляет эту часть затрат.

Мир уже десятилетие экспериментирует с постоплатой: продажи программного обеспечения, опыты рестораторов, писателей (Стивен Кинг, Суз Орман), музыкальных групп («Аквариум», «Radiohead», собравший таким образом свыше 8 миллионов долларов) и т.д. Но все это разовые акции. На повестке дня переход к массовым повседневным практикам, охватывающим широкий спектр культурной продукции. «Читательская премия Имхонета» — первое в истории масштабное действо.

Она позволит всем желающим поощрить любимых авторов — привилегия, которая до сих была доступна разве что имущественной элите. Цель премии — продемонстрировать людям, что платить за понравившийся продукт не только НОРМАЛЬНО, но и приятно. А в стратегической перспективе это еще и выгодно. Участники акции, а по ожиданиям это не менее ста тысяч человек, получают реальный шанс усовершенствовать правила игры в культуре.

Всем, кто решит принять участие в голосовании, Имхонет выделяет по 50 рублей. Это совсем небольшие деньги. Им отведена роль стартера: позволить человеку опробовать процедуру голосования деньгами, ощутить себя в новом качестве. Если выделенных на пробу средств покажется недостаточно, не страшно. Условиями премии предусмотрена возможность добавить свои! И распорядиться ими так, как считаешь нужным.

Александр Архангельский, журналист, номинант «Читательской премии Имхонета»:

— Копирайт в нынешнем виде это — бред. Сейчас я защищаю свои права, права своих детей, но с какой стати я должен думать о своих правнуках, которые в течение 70 лет после моей смерти будут получать отчисления, тормозя при этом развитие культуры? Если бы копирайт действовал в эпоху Шекспира, никакого Шекспира бы не было. Сюжеты заимствованы, его бы замучили судебными исками. И он уже ничего не написал бы. Культура вся основана на взаимном подворовывании тем, сюжетов, образов, цитат. Я не говорю уже о том, что целые культурные области, типа документального и просветительского кино, в общем убиты. Делая программу о событиях 1968 года, нам буквально для титров понадобился 20-секундный фрагмент песни Beatles «Back to the USSR». Для этого нужно получить разрешение у корпорации, владеющей правами на Beatles. Сэр Пол Маккартни не владеет этими правами. Обойдется это вам в 4000 долларов. Надо ли говорить, что программа вышла без этой музыки?

Максим Кронгауз, директор Института лингвистики РГГУ:

— Мы живем в интересное время: когда коммуникация рушится — социальная, экономическая, бытовая, но на этих обломках возникает что-то новое. XX век чрезвычайно усложнил все человеческие коммуникации, появились посредники во всех сферах жизни. В XXI веке идет откат в те времена, когда коммуникация была более простой и беспосреднической. Устоявшуюся систему разрушают не только социальные и политические причины, этому способствует и общее коммуникативное пространство — интернет. Один из показателей, что система отношений между авторами и их читателями не в порядке, — конфликты и скандалы в авторском праве. Недовольны все: и авторы, которые протестуют против открытых электронных библиотек, и читатели, которые подворовывают, недовольны издатели. Значит, должно что-то меняться. И как это обычно бывает, сначала изменятся правила, установится новая этика, и только потом появится новый закон. «Читательская премия Имхонета» — эксперимент в этой области. Возможно, эта практика будет конкурировать с устаревающей системой, будет сосуществовать с ней какое-то время, возможно, станет мейнстримом, но сегодня важен сам факт эксперимента по выработке новых правил.

Контактная информация: Ася Тавелинская, директор по работе со СМИ Имхонета, taveli@yandex.ru; +7985166 35 57

Источник: infox.ru

Добавить комментарий