Юрий МаловерьянБи-би-си, Москва
Филологи изучили плакаты и лозунги, сделанные участниками российских протестных митингов последних месяцев, и выяснили, что чаще всего их темой была реакция на оскорбительные выпады Владимира Путина, а основная тема митингов — обвинения в адрес власти — заняла второе место.
Юрий МаловерьянБи-би-си, Москва
Филологи изучили плакаты и лозунги, сделанные участниками российских протестных митингов последних месяцев, и выяснили, что чаще всего их темой была реакция на оскорбительные выпады Владимира Путина, а основная тема митингов — обвинения в адрес власти — заняла второе место.
Группа исследователей из Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета выступила в понедельник с докладом под названием «Мы стали более лучше собираться», в котором проанализирована примерно тысяча самодельных плакатов с текстами и картинками на девяти митингах протеста в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Томске.
Анализ показал, что первое место среди десятков тем и ключевых слов на плакатах (исследователи обозначили их термином «фреймы») заняло слово «бандерлоги» и прочие вариации на тему книги Редьярда Киплинга о Маугли. Протестующие таким образом отвечали на декабрьское высказывание Владимира Путина в их адрес: «Бандерлоги, идите ко мне».
Третье и четвертое место среди по частоте употребления тоже заняли фреймы, содержащие реакцию на выпады со стороны власти: «деньги Госдепа» и «контрацептивы». С обвинениями в связях с зарубежными недругами России в адрес оппозиционеров выступали многие представители власти, а о том, что символ протеста, белые ленты, показались ему «контрацептивами» (то есть презервативами), сказал Путин во время той же «прямой линии» в декабре, когда он говорил и о «бандерлогах».
Второе место занял атакующий, а не оборонительный фрейм «Партия жуликов и воров», пятое — «Чуров — волшебник» (отсылка к похвале президента Дмитрия Медведева в адрес главы Центризбиркома Владимира Чурова), шестое — фрейм «Как раб на галерах» (отсылка к фразе Путина, которой он в 2008 год оценил свою работу на посту президента) и производное от него «Путин — краб».
Тот так и называется
«Чаще всего [в митинговых лозунгах] люди либо обзываются, либо обижаются на обзывания», — шутливо резюмировал соавтор доклада Антон Сомин.
Сомин и его коллеги, Александра Архипова и Александра Шевелева, особо отмечают «карнавальность», шутливость самодельных плакатов и лозунгов на акциях протеста: из первых 15 фреймов полностью серьезным они считают только один, связанный со смертью экс-президента Чехии Вацлава Гавела и отсутствием реакции российского руководства на нее.
Авторы доклада также разделили лозунги по адресатам на две большие группы и одну маленькую: обращенные к власти, к самим протестующим и к зарубежной аудитории. По их подсчетам получилось, что почти на всех митингах плакатов, обращенных к власти (например, «Верните выборы!»), было в полтора-два раза больше, чем обращений к самим протестующим.
КГоБая ПУздра
Обращений же к зарубежной аудитории оказалось всего около 2,5 процента — в их число исследователи включили плакаты с текстами на иностранном языке, в основном английском.
С тем, как считать выражения на других языках, у них возникли некоторые сложности: например, испаноязычный лозунг «No pasaran!» явно обращен к людям с советским культурным багажом.
Вряд ли был адресован украинцам и плакат со словами «Чуров, пидрахуй!» — вариация на тему слов президента Украины Леонида Кучмы, обращенных во время «оранжевой революции» к главе украинского Центризбиркома Сергею Кивалову: «Кивалов, пiдрахуй» («Кивалов, подсчитай»).
Очень большую роль в текстах на плакатах играли, как отмечают авторы доклада, переделанные цитаты, игра слов и языковые ребусы. Пример — воздушные шарики с надписью «Меня надули».
Один плакат гласил «КГоБая ПУздра быдланула Роиссю и кудрячит бюджёнка» — переделка придуманной академиком-филологом Львом Щербой фразы «глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка».
Доля шутки — 3,5 процента
Плакаты на митингах в поддержку Путина филологи из РГГУ, сами участвовавшие в протестных акциях, изучать не стали.
«К сожалению, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что они сделаны не самими участниками», — объяснила Александра Шевелева.
Коллега авторов доклада «Мы стали более лучше собираться» Дмитрий Громов на том же круглом столе, прошедшем в понедельник в РГГУ, добавил, что плакаты на оппозиционных митингах были очевидным «штучным товаром», на митингах же в поддержку Путина большая их часть была отпечатана во многих экземплярах на принтерах или вообще типографским способом и исполнена в едином стиле.
«Кроме того, люди, которые держали плакаты, не всегда знали, что на них написано, или не могли растолковать значение написанного», — обрисовал Громов собственные впечатления и впечатления коллег, пытавшихся опрашивать участников акций, которые оппозиция окрестила «путингами».
По мнению Громова, лозунги для «путингов» придумывали и изготавливали либо политтехнологи и рекламщики, либо, в некоторых случаях, штатные художники при организациях и фирмах, мобилизованных на акцию.
При этом доля плакатов с юмором разной степени удачности, по подсчетам Громова, на акциях оппозиции составила 49,3%, а на акциях за Путина — всего 3,5%.
Источник: bbc.co.uk