Правительство Беларуси продолжает строить ничем не обоснованные планы. Именно так расценивают аналитики рассуждения министра экономики Николая Снопкова относительно перспектив экономического развития на 2013 год.
«Борьба с инфляцией» административными методами
«Что движет чиновниками, всякий раз наступающими на одни и те же грабли — страх не угодить высшему руководству или незнание элементарных основ макроэкономики?» — вопрошают «Белорусские новости».
Правительство Беларуси продолжает строить ничем не обоснованные планы. Именно так расценивают аналитики рассуждения министра экономики Николая Снопкова относительно перспектив экономического развития на 2013 год.
«Борьба с инфляцией» административными методами
«Что движет чиновниками, всякий раз наступающими на одни и те же грабли — страх не угодить высшему руководству или незнание элементарных основ макроэкономики?» — вопрошают «Белорусские новости».
В качестве примера автор статьи приводит высказывания Снопкова о политике ценообразования. Ожидать ослабления государственного регулирования цен в этом году не следует. Ценовая либерализация ожидается не раньше 2013 года, заявил министр во время прямой линии в газете «Рэспубліка» 13 апреля.
«Инфляция — это самое страшное зло, с которым наиболее сложно бороться. Министерство экономики считает, что здесь все средства хороши, в том числе и административные», — говорит министр.
При этом он подчеркнул, что на заседании совместной коллегии Минэкономразвития России и Минэкономики Беларуси 6 апреля в Москве, «даже наши российские коллеги отнеслись к этому с пониманием». «Они достаточно негативно относятся к регулятивным функциям в ценообразовании, но мы им объяснили, что только жесткое регулирование позволит Беларуси достигнуть тех уровней, которые мы запланировали на 2012 год», — цитирует Снопкова портал «Белорусы и рынок».
Ученый-экономист Леонид Злотников считает это утверждение абсурдным. «Согласен, инфляция — это зло, но административными методами с ней в цивилизованном мире не борются. Опыт разных стран, в том числе Беларуси, доказывает, что именно административное регулирование порождает инфляцию», — подчеркнул эксперт в интервью агентству БелаПАН.
Злотников отметил, что во всех странах политикой ценообразования занимаются исключительно центральные банки и больше никто. «У нас же в процессе формирования цен задействован целый ряд министерств, ведомств, комитетов, издаются приказы, указы и т.д. А результат — инфляция все равно выше, чем где-либо», — констатировал эксперт.
Николай Снопков заявил о готовности правительства удержать инфляцию по итогам 2012 года в рамках прогноза (19-22%). Между тем планы Минэкономики расходятся с прогнозами МВФ, который планирует по итогам 2012 года инфляцию на уровне 38,4%, а в 2013 — 27,5%. По итогам же 2011 года, в Беларуси отмечалась гиперинфляция, достигшая 108,7%, напоминают «Белорусские новости».
Вызов здравому смыслу
Строя планы на будущий год, Минэкономики ориентируется на пятилетнюю программу социально-экономического развития страны, утвержденную Всебелорусским народным собранием в декабре 2010-го. Между тем именно необоснованный рост зарплат накануне президентских выборов в декабре 2010-го привел к девальвации, раскрутил гиперинфляцию и прочие негативные процессы в экономике.
Еще тогда, полтора года назад, аналитики оценивали пятилетний план развития как предвыборную программу Александра Лукашенко, а не серьезный экономический документ. Сегодня же, по мнению «Белорусских новостей», прогноз на пятилетку и вовсе выглядит как вызов здравому смыслу: рост ВВП на 62-68%, объема промышленного производства — на 54-60%, инвестиций в основной капитал — в 1,9-1,97 раза, реальных доходов населения — в 1,7-1,76 раза.
При этом в прошлом году Лукашенко жестко раскритиковал потуги правительства перейти на рельсы рыночной экономики, а именно ввести по требованию МВФ жесткую денежно-кредитную политику, запланировать рост ВВП на уровне 1% и резко сократить финансирования госпрограмм.
«Вы-то прекрасно понимаете, что, особенно в нашей ситуации, придется и впредь вручную регулировать некоторые процессы, — заявил тогда глава государства, обращаясь к премьер-министру Михаилу Мясниковичу. — Мы все делаем для людей, а не ради каких-то рыночных выкрутасов. Время такое, а вы все на рынок рассчитываете».
«Порочна сама стратегия большевистского управления экономикой, давно устаревшая. Но все, что связано с модернизацией, перестройкой, похоже, недоступно пониманию нашего руководства», — резюмирует на это Злотников.
Рост зарплат — во главу угла
Аналитики обращают внимание на то, что именно на 2013-2014 годы придется пик платежей по внешнему госдолгу Беларуси. Ежегодно придется отдавать более 3 млрд долларов. И это станет серьезной проверкой для так называемой «белорусской экономической школы».
При этом главной целью экономического развития Снопков считает обеспечение роста реальной зарплаты. «Все остальные показатели, прежде всего качественные, будут рассчитываться из того, чтобы мы достигли запланированного уровня зарплаты», — раскрыл белорусский министр суть того, откуда берутся расчеты Минэкономики.
«Многолетний опыт наблюдения за действиями этой школы показывает: когда в определенные предвыборные моменты истории во главу угла ставится выполнение показателя по росту заработной платы, то затем неминуемо в экономику вползает „зло“ по имени „инфляция“, с которой наша школа пока умеет бороться только административными методами.
Поэтому не исключено, что очередной приступ ценовой либерализации, который запланирован не то на 2013-й, не то на 2014 год, может затем очень быстро смениться периодом директивной «стабилизации» цен… Так что у белорусской экономической школы появится шанс еще раз победоносно побороться со «злом» на фоне «провалов» всего остального мира», — иронизирует портал «Белорусы и рынок».
Эксперт: Нужны инновации и отказ от командного управления
Многие белорусские экономисты также комментируют, что рост зарплат не должен опережать рост производительности труда, иначе опять будет инфляция и девальвация. Но для этого, прежде всего, нужны открытая экономика и законодательство, стимулирующее инновации.
«Рассматривать производительность труда как один из факторов роста доходов, с моей точки зрения, неправильно. Это критерий, который использовался в индустриальной, чаще всего в командной экономике. Сегодня мы говорим о постиндустриальной экономике, пытаемся выстраивать рыночные отношения. В рыночной экономике невозможно все контролировать, в том числе доходы населения. Но если дать рынку стабильно развиваться, это может поспособствовать выходу на более высокий уровень в оплате труда», — приводит «Белорусский партизан» интервью с доктором экономических наук, профессором Александром Черноваловым газеты «Вечерний Брест».
Эксперт подчеркнул, что в Беларуси почти не развит банковский сектор, рынок страховых услуг, совсем не развит рынок ценных бумаг и многое из того, что создает условия для нормального развития бизнеса. «Это очень большие резервы, которые надо использовать. Для реального, качественного роста зарплат необходимо, чтобы в стране функционировало не 3 тысячи предприятий, а как минимум 100 тысяч. При этом правительство должно отказаться от прежних, командных методов управления», — заявил Черновалов.
В противном случае, считает экономист, рост производительности труда без инноваций будет приводить лишь к росту цен, что в Беларуси сейчас и наблюдается. «При нынешней модели управления экономикой это неизбежно. Те цифры, которые ежедневно озвучиваются с экранов телевизоров (рост ВВП и т. д.) ничего общего с реальной экономикой не имеют. Потому что при нынешней модели чем больше мы производим, тем быстрее растут цены. Выйти из этого замкнутого круга можно при помощи инноваций, причем не только в производстве, но и в маркетинге, в управлении экономическими процессами. Через эти механизмы мы сумеем добиться реального, а не бутафорского повышения доходов населения», — считает эксперт.
Экономика Беларуси вновь искусственно «разогревается»
Сейчас же динамика инвестиций в основной капитал в первом квартале может свидетельствовать лишь о начале нового разгона экономики Беларуси, что «может привести к очередной разбалансировке неустойчивого равновесия на валютном рынке», предупреждают экономисты в «Завтра твоей страны».
На первый взгляд, белорусская экономическая модель продолжает «творить чудеса». «Рост ВВП за первые три месяца года составил 3%. Это ниже годового прогноза. Однако если вспомнить, что 3% приросли к прошлогодним 11%, возникает вопрос за счет чего это произошло. Ведь инвестиции в основной капитал сократились по сравнению с прошлым годом на 16,1%», — пишет портал.
Как считает автор статьи, именно бурный рост в первом квартале прошлого года и привел к тяжелейшему за последние годы кризису в стране, во втором полугодии 2011-го пришлось резко «охлаждать» экономику за счет сокращения финансирования госпрограмм и снижения инвестиционной активности. Ведь чем больше денег, тем выше спрос, который в Беларуси, как правило, выливается в рост импорта.
Сейчас же вновь помесячная динамика инвестиций в основной капитал выглядит угрожающе. Рост в марте по сравнению с февралем составил сразу 50%, что может свидетельствовать о начале нового разгона экономики Беларуси.
При этом в I квартале 2012 года за счет иностранных источников было профинансировано лишь 9,7% от общего объема инвестиций при прогнозе — 14,1%. Всего на 6% выросли инвестиции за счет собственных средств предприятий. Зато сразу в 2,5 раза увеличился объем инвестиций по такому источнику, как займы других организаций. Это означает, что многие предприятия отдают свою продукцию в долг.
«Таким образом, несмотря на сокращение господдержки, других источников для роста экономики пока не просматривается. Очевидно, что белорусская экономика балансирует „на тонком льду“, под который она может легко уйти при дальнейшем инвестиционном разогреве», — резюмирует «Завтра твоей страны».
Кредиты — сейчас, реформы — потом
Следует также отметить риски уже ближайшего времени от участия Беларуси в Едином экономическом пространстве с Россией и Казахстаном. Снижение таможенного тарифа после вступления России в ВТО способно ослабить позиции белорусских товаров на российском рынке, отмечают «Белорусские новости». А, по данным Нацбанка Беларуси, и без того доля нерентабельных и низкорентабельных предприятий (с рентабельностью от 0 до 5%) в январе 2012 года составила 55,8%.
Причем правительство Беларуси понимает, что само формирование Единого экономического пространства потребует структурных изменений в экономической модели страны. Как утверждает TUT.by, такой вывод можно сделать из доклада того же министра экономики Николая Снопкова, с которым он выступил в Москве на конференции «Проблемы и перспективы белорусской экономики в рамках ЕЭП». В Минэкономики Беларуси признают, что сейчас масштабы и степень открытости трех национальных экономик различны.
Но, похоже, официальный Минск с решением всех вышеперечисленных вопросов и проблем белорусской экономики тянет до последнего. Тем более, что пока конъюнктура позволяет.
Так, вопрос о выделении Беларуси новых траншей кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС будет рассмотрен в 20-х числах мая в Астане на заседании министров финансов стран СНГ и заседании совета фонда. Об этом сообщил журналистам первый заместитель министра финансов Беларуси Владимир Амарин 19 апреля в Минске.
Совет фонда 4 июня 2011 года одобрил выделение Беларуси финансового кредита в 3 млрд долларов на поддержку стабилизационной программы правительства страны. В 2011 году ЕАБР осуществил перевод двух траншей кредита — на 800 и 440 млн долларов. В соответствии с утвержденным ранее планом третий транш в 440 млн долларов должен был быть выделен Беларуси еще в феврале, но оказался заморожен, напоминает БелаПАН.
По версии СМИ и экспертов, причина задержки крылась в нежелании официального Минска выполнять условия, под которые предоставлялись кредиты, а именно пойти на либерализацию экономической политики Беларуси и приватизацию госпредприятий.
Замминистра финансов Владимир Амарин, наоборот, уверяет, что причины с задержкой выделения новых траншей кредита сугубо «организационные». «Произошли изменения в руководстве фонда, поменялся министр финансов России», — пояснил он.
Что касается обязательств Беларуси по приватизации госсобственности на 2,5 млрд долларов, то они, по заверениям Амарина, «не претерпели изменений».
Источник: rus.ruvr.ru