В Россию едет фальшивый оркестр Поля Мориа?

В Россию едет фальшивый оркестр Поля Мориа?
С 24 октября в Петербурге, а затем Москве и других городах России пройдут концерты Гранд-оркестра Жан-Жака Жустафре, считающего себя продолжателем дела дирижера и композитора Поля Мориа. Подобные гастроли — уже третьи, но каждый раз они вызывают все большее возмущение Ирен Мориа, вдовы великого музыканта, полагающей, что никакого отношения к всемирно знаменитому оркестру ее мужа названный коллектив не имеет.

С 24 октября в Петербурге, а затем Москве и других городах России пройдут концерты Гранд-оркестра Жан-Жака Жустафре, считающего себя продолжателем дела дирижера и композитора Поля Мориа. Подобные гастроли — уже третьи, но каждый раз они вызывают все большее возмущение Ирен Мориа, вдовы великого музыканта, полагающей, что никакого отношения к всемирно знаменитому оркестру ее мужа названный коллектив не имеет.

В Россию едет фальшивый оркестр Поля Мориа?

Сайты самых престижных российских залов пестрят текстами вроде «В этом году Гранд-оркестру Поля Мориа исполняется 47 лет. Не исполнилось бы, а именно что исполняется. Жан-Жак Жустафре, ученик маэстро, много лет проработавший в оркестре еще при жизни Мориа, сделал невозможное: собрал в том самом виде коллектив Гранд-оркестра, который звучит точно так же, как в те годы, когда с дирижерской палочкой на сцене стоял сам Поль Мориа».

Подобная реклама заманит хоть кого: в нашей стране вряд ли найдешь человека, который не знал бы мелодий Мориа, попавших даже в телевизионные заставки. Но когда мы связались с вдовой знаменитого музыканта, ее реакция оказалась отрицательной: «Да, я вступаю в конфронтацию с людьми, продолжающими обманывать меня. В данном случае — представлять оркестр Жан-Жака Жустафре как преемника настоящего Оркестра Поля Мориа. Я вновь заявляю: это ложь, это оскорбление памяти моего мужа».

Чтобы понять причину возмущения мадам Мориа, напомним: официально оркестр Поля Мориа прекратил существование после смерти маэстро в 2006 году. В 2009-м Жан-Жак Жустафре взялся реанимировать коллектив с известным всем репертуаром. Тогда он получил от Ирен разрешение на единственный концертный тур памяти Поля Мориа по Японии и Южной Корее. Однако с 2010 года подобные концерты, уже без ее санкции, стали проводиться на территории бывшего СССР — в России, на Украине, в Белоруссии и странах Балтии. О стиле действий российских промоутеров говорит то, что в рекламных клипах по сути совершенно другого коллектива используются оригинальные записи оркестра Поля Мориа 1970-х годов. Кроме того, устроители заманивают публику, сообщая, что Жан-Жак Жустафре — ученик и преемник Поля Мориа (причем сам дирижер это не опровергает).

Вот что на этот счет сообщает мадам Мориа: «До 2005 года Жан-Жак Жустафре был одним из многих музыкантов, чьи творческие пути пересеклись с Полем Мориа. Когда Поль записывал очередной диск, он мог приглашать в студию от 60 до 80 музыкантов. Затем он мог значительно менять состав оркестра при подготовке к гастролям… Оставались лишь несколько старожилов, например Жан Бернар или Гастон. Жан-Жак Жустафре поехал впервые на гастроли с Оркестром Поля Мориа в 1996 году. И то, что говорится в ряде рекламных материалов — что Жустафре был художественным соавтором Поля Мориа, — не соответствует действительности. Они никогда не работали вместе над аранжировками или композициями, Жустафре был лишь одним из технических музыкантов-исполнителей оркестра. В 2005 году Поль искал нового дирижера для гастролей своего оркестра и остановился на кандидатуре Жустафре по двум причинам: выделял его как хорошего музыканта и предполагал, что опыт работы Жустафре в симфонических оркестрах под руководством известных дирижеров позволит ему справиться с этой ролью. Но когда Поль послушал записи оркестра, сделанные во время гастролей в 2005 году, он понял, что исполнительский стиль Жустафре существенно отличается от его собственного. Поль неоднократно говорил мне об этом, потому что это его очень волновало».

Мнение Ирен подтверждает звукорежиссер Поля Мориа Доминик Понсе: «Я по-прежнему считаю, что только два человека были способны „заменить“ Поля Мориа — братья Гамбюс, поскольку они делали множество аранжировок с Полем. Единственное, что я могу сказать о новом оркестре Жустарфе, — он вообще не звучит как оркестр Поля Мориа. Я послушал несколько концертных номеров и не узнаю ничего. Для меня это просто жалкая копия грандиозного в прошлом оркестра».

По словам Ирен Мориа, Жан-Жак Жустафре заверял ее, что ни он, ни его продюсеры не предпримут никаких действий, которые могли бы привести к подобным некрасивым ситуациям. К сожалению, на деле происходит иное.

На полях

«Это частные вопросы вдовы Поля Мориа к Жан-Жаку Жустафре»

«Труд» обратился за комментарием к российским организаторам выступлений Гранд-оркестра Ж. -Ж. Жустафре. Те не скрыли, что находятся в «легком шоке» от высказываний мадам Мориа, но не на все ее претензии смогли дать убедительные ответы.

Например, в ответе В. Бурыкина, представляющего ООО «Профиль», которое организует гастроли, говорится: «Если мадам Ирэн Мориа считает „Оркестр под управлением Жан-Жака Жустафре“ двойником Гранд-оркестра Поля Мориа, тогда это частные вопросы вдовы Поля Мориа к Жан-Жаку Жустафре. И она вправе высказать ему свою позицию в судебных органах».

По всей видимости, Ирен Мориа так и поступит, но разве не дело промоутеров — гарантировать художественную и юридическую безупречность организуемых выступлений?

«Нам известно, — пишет далее В. Бурыкин, — что Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жустафре в программе „Посвящение Полю Мориа“ будет исполнять произведения, которые весь мир услышал благодаря таланту Поля Мориа. И исполнять их будут те же музыканты, которые входили в состав Гранд-оркестра Поля Мориа».

Вновь предположим, что это так, но вопрос — как они их будут исполнять. Ведь после гастролей двухлетней давности интернет пестрел отзывами разочарованных слушателей: «Полная профанация. Это не оркестр Поля Мориа. И исполнялась музыка не Поля Мориа. Средненький джаз и 2-3 аранжированные под джаз известные композиции Мориа. Были „Подмосковные вечера“ и „Очи черные“…»

Что же касается подложки фонограммы Мориа под рекламу оркестра Жустафре, В. Бурыкин честно признает: «Мы… помним творчество маэстро, но, как и большинство организаторов культурно-массовых мероприятий в России, не являемся специалистами и знатоками в области инструментально-симфонической музыки, тем более в области оценки аудиозаписи выступлений Гранд-оркестра Поля Мориа. После вашего письма, мы начали принимать активные меры по выяснению авторов фонограммы к ролику рекламы мероприятия. Если допущена ошибка, то быстро ее исправим и обязательно сообщим всем несведущим в этом вопросе промоутерам».

Что ж, спасибо за готовность восстановить истину. Если б еще она была проявлена не за пять дней до начала тура… Остается лишь ждать откликов на сами концерты: качественное исполнение аутентичного репертуара — единственное, что может спасти репутацию оркестра Жустафре и его российских агентов.

Источник: trud.ru

Добавить комментарий