Зураб Церетели: «У меня такая походка»

Зураб Церетели: «У меня такая походка»
О своей походке Зураб Церетели помянул, когда я спросил у него накануне 79-го дня рождения, он наступит — 4 января грядущего года. Как ему удается везде успевать: заседать в Общественной палате, открывать свои и чужие выставки, рисовать и писать картины, создавать музеи и памятники, руководить академией и производством, летать в Европу и за океан, Спросил в субботу в мастерской. С полудня до восьми вечера он стоял перед холстом, выше его роста, превратившимся спустя восемь часов в картину.

О своей походке Зураб Церетели помянул, когда я спросил у него накануне 79-го дня рождения, он наступит — 4 января грядущего года. Как ему удается везде успевать: заседать в Общественной палате, открывать свои и чужие выставки, рисовать и писать картины, создавать музеи и памятники, руководить академией и производством, летать в Европу и за океан, Спросил в субботу в мастерской. С полудня до восьми вечера он стоял перед холстом, выше его роста, превратившимся спустя восемь часов в картину.

Зураб Церетели: «У меня такая походка»

Накануне вернулся из Калуги, где открыл персональную выставку и нашел, по его словам, «чудных людей». Вернисаж состоялся в «Калужском доме музыки», куда доставили эмали, камерную скульптуру и графику без картин. Но и это небольшое сравнительно собрание побудило заведующую художественной галереей сказать: «Экспозиция — не подходит под определение „понравилось“. Меня уже очень трудно удивить, но здесь — потрясение».

Сбылось давнее пророчество Пикассо, сказанное о молодом Зурабе в Париже: «Он прекрасно чувствует цвет, обобщает форму. Я вижу в нем будущего великого живописца».

Начиная с Волги, Ульяновска-Симбирска, где прошла первая передвижная выставка, его произведения передвигаются по России, удаляясь все дальше от центра в сторону Урала и Сибири. В минувшем году выставки прошли в Новосибирске, Томске, Кемерово, Ульяновске, Екатеринбурге…. Приглашают города Дальнего Востока.

Каждый вернисаж сопровождается встречей с художниками, губернатором, где решаются их проблемы, и мастер-классом для учеников художественных школ. После чего происходит дарение яркой картины, написанной на глазах детей, местному музею или галерее.

— У меня тонус повышается и прибавляется энергия, когда я выезжаю из Москвы и наблюдаю добрые глаза, добрые лица.

В Москве их ему не хватает. Всего, начиная с 2003 года, состоялось 65 вернисажей в России и двух городах Белоруссии. Не только в крупных центрах. Принимали его в Павлово — Посаде Московской области, Обнинске Калужской области.

Все это — не считая выставок заграницей. В прошлом году они состоялись в трех городах Италии, включая Рим. Подобные праздники жизни произошли в Париже и Нью-Йорке. Кто в мире догонит Зураба Константиновича на этой длинной дистанции?

В Калуге встреча состоялась в начале декабря, тогда же без присутствия пребывавшего далеко от Москвы автора увидели 100 его произведений в Архангельске, По просьбе города выставка продлится два месяца до начала февраля 2013 года. Значит, есть надежда, что автор найдет время побывать на русском Севере и впервые увидит город, основанный Иваном Грозным.

Фигура этого царя с кречетом в руке во дворе мастерской на Пресне. Там же находится памятник основателю династии Романовых царю Михаилу Федоровичу. Бюсты всех московских и самых известных русских князей встречают перед входом в дом на Большой Грузинской улице. Статуя княгини Ольги водружена в основанном ею Пскове. Князь Олег на пьедестале перед собором в Рязани. Монументы Петра 1, как известно, в Москве и Санкт-Петербурге.

А в самый большой зал галереи на Пречистенке переместились из мастерской и завода в Санкт-Петербурге статуи царей и императоров России, Все стоят в парадном облачении. Александр 111 на коне. Им тесно под стеклянной крышей, а вырваться на волю пока не удается, несмотря на приближение круглой даты — 400-летию дома Романовых. Строй монархов пополнит вскоре отлитая накануне нового года статуя императора Александра 1, того кто основал храм Христа Спасителя и Манеж.

Все эти изваяния не повторяют сохранившиеся в Петербурге монументы императорам и разрушенные в Москве в 1918 году памятники Александру 11 и Александру 111, воссозданные у храма Христа. Впервые Церетели изваял отца Петра царя Алексея Михайловича, мать Наталью Кирилловну и внука Петра 11, умершего скоропостижно юношей,

Один из парадоксов художника состоит в том, что учился он на живописца, а прославился монументами в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. Наш знаменитый путешественник Миклухо-Маклая под руку с женой дочерью губернатора Сиднея, столицы Австралии, предназначен для этого континента. В Эфиопии хотят видеть Пушкина, потомка «арапа Петра Великого». Возможно, и в Африке проявит себя Церетели. Что даст основание в книге Гиннесса отметить этот мировой рекорд.

За долгую жизнь в СССР, получая в Кремле самые высокие награды, звезду Героя социалистического труда, Ленинскую и две Государственные премии лауреат не создал ни одного памятника Ленину. Начал с «Прометея». Галерею на Пречистенке постоянно пополняют статуи и барельефы замечательных людей, о ком Зураб узнал в школе, и тех, кто стал его друзьями в молодости.

Накануне нового года к Бродскому, Высоцкому, Солженицыну и Ростроповичу, давно обжившим атриум галереи, примкнул Казимир Малевич с черным квадратом руке, пополнив зал с Адамом и Евой. Залитый светом атриум опоясан от пола до прозрачной крыши исполинскими горельефами, кажущимися иконами и картинами в бронзе, исполненными в честь Библии с размахом, присущим титанам эпохи Возрождения.

Церетели первый в СССР отважился на образы святых. То, что он назвал «Добро побеждает Зло», представляет собой Георгия Победоносца со змием. Я имею в виду его композицию перед небоскребом ООН в Нью-Йорке, где заодно с чудовищем рубятся на куски наши и американские межконтинентальные ракеты.

Мне могут возразить, что это в Америке, там подобное не запрещалось в 1979 году. Но год спустя, без огласки начал он тему, которую продолжает поныне. В Санкт-Петербурге отливаются фрагменты громадной фигуры с распростертыми руками, подобно той, что возвышается над столицами Бразилии и Португалии.

Все случилось на родине во время этнографической экспедиции в Гелати. Там увидел молодой Зураб мозаичные фрески христианских святых, выполненные по византийским канонам.

— С Гелати началось мое творчество, — говорит он.

Копии фресок украсили дом в Тбилиси. Поразила «гениальная сила Евангельских историй», и с тех пор художник полвека рисует сюжеты Ветхого и Нового Завета. Сотни миниатюр, начиная от «Сотворения мира», кончая «Вознесением», иллюстрируют Библию.

Когда в СССР религии не давали места за пределами церквей, Церетели не только рисовал, но и отливал статуи святых, чтимых в Грузии. Как ему удавалось обходить цензурные запреты? Делал это не в Тбилиси, не в Ленинграде, чтобы не вызвать запрет республиканской и центральной власти, а в Минске. В заказах святые преподобные назывались никому там неизвестными именами: «Шио Мгвимели», «Антон Мартомхопели», «Давид Гарежели»…,

Все они с царицей Тамарой и Шота Руставели вознесены на горе у рукотворного Тбилисского моря, где завершается самый грандиозный проект Зураба Церетели. Хотя казалось бы, что может превзойти обелиск Победы или Петра в Москве, Колумба в. Испании и Колумба Америке. Невиданный в мире по замыслу и исполнению памятник народу и его духовным вождям. Церетели называет этот ансамбль «Истрия Грузии». Колоссальная композиция, архитектура в бронзе, вызывает восторг, подобный тому, что испытываешь в Афинах при виде Акрополя..

А в Москве любимый мастером герой Георгий Победоносец поражает копьем дракона на Манежной площади, над куполом «Часов мира». Он же на Поклонной горе у подножья обелиска Победы. Ему там посвящен храм с бронзовыми иконами на фасадах.

Мало кто видел построенные по рисунку Церетели красивейшие часовни. Одна — хрустальная во имя Александра Невского затаилась во дворе на Гоголевском бульваре, 10, где открылся стараниями президента Российской академии художеств музей современного искусства. Патриархи Алексий 11 и Кирилл увековечены перед вратами хрустальной пирамидой.

Другая часовня с иконами, сияющими эмалями, воссоздана в бывшем дворце князя Долгорукова, где теперь галерея на Пречистенке.

В храме Христа — множество его изваяний на фасадах, вратах и над ними. Базилика Благовещения завершается рядом с «Историей Грузии»…

Кто еще сделал столько во славу христианства в Грузии, Русской православной церкви, и ее патриархов? Католики ему благодарны за Иоанна — Павла 11 во французской Бретани. И за Николая Мирликийского в древнем итальянском городе Барии.

Перед новым годом, когда дел невпроворот, не смог побывать на питерском заводе «Монументскульптура». Там рождается образ Христа.

— Какой он высоты?

— Сколько лет прожил Христос, столько и будет метров

Чем еще отмечен минувший год его удивительной жизни?

В феврале на проспекте Руставели Тбилиси в бывшем Кадетском корпусе открылся созданный им музей современного искусства с «Яблоком», аналогом того, что есть в Москве на Пречистенке. В новом музее 300 экспонатов…

В июне на берегу Атлантического океана, в курортном городке, где жила Цветаева, открыл ей памятник. Слова поэта: «Девочка мальчику розу дарит, первую розу с куста» — навеяли образ сидящей на парковой скамейке босой Марины с розой в руке. — Почему Марина босая?

— Ее слова: «Не стыдись страна Россия. Ангелы всегда босые».

В июле у вокзала маленького городка Мучкапа Тамбовской области, куда приезжал летом 1917 года Борис Пастернак к возлюбленной, открыли, опередив Москву, памятник поэту. Этому городку ранее преподнес статую «Матери». Там же — его «Журавли» в бронзе.

В сентябре в Ульяновске у здания Государственной сельскохозяйственной академии имени Петра Столыпина открыли памятник реформатору России. Установленный в Симбирске монумент Столыпину толпа сбросила с пьедестала в дни Февральской революции.

В октябре, в Метце, на родине Шумана, министра иностранных дел Франции, у древнего храма и башни Х11-ХУ века появился встреченный на «ура!» памятник «Основателям Евросоюза». Когда автору дали слово сказал:

— Я буду говорить кратко. Вам понравилось мое произведение? Нравится! Я очень рад. На этом я свое выступление заканчиваю.

В доме — музеем Шумана местный самодеятельнй хор исполнил русские песни и «Сулико». Это шестой памятник Церетели во Франции. И, как мне известно, не последний.

В день, когда ему напомнили, что пятнадцать лет назад состоялось открытие монумента, того что безуспешно пытались взорвать, распились автогеном, переместить куда угодно подальше от Москвы-реки, обрадовался:

«Моему мальчику Петру исполняется 15 лет. Я горжусь им!

А на вопрос, как чувствуете себя в 79 лет, ответил:

— Чувствую себя как тридцатилетний тбилисский хулиган

Перед тем как писать эти строчки я заглянул в «Википедию», свободную энциклопедию, набрав искомое: «Зураб Церетели». Лучше бы этого не делал. Ничего нового не узнав, огорчился неведением и нескрываемой тенденциозностью анонимных авторов, писавших дотошную справку явно не с «добрыми глазами».

Эти «участники» сочинили, что у «Слезы скорби» на Гудзоне, где теперь останавливаются океанские корабли, и пассажиры сходят на берег к мемориалу, чтобы возложить цветы, якобы выставлены таблички: «Осторожно! Зараженное место!». Это одна свежая выдумка. Другая — давняя, что у головы московского Петра — ноги американского Колумба, не проданного американцам. Хочу доложить «Википедии», ноги эти находятся на берегу Тихого океана, где высаживался Колумб, туда же доставлена его голова, и ее предстоит в будущем году монтажникам поднять на высоту 126 метров.

Прошу, пользуясь случаем, и меня считать «участником» свободной энциклопедии. И по праву автора биографии «Зураб Церетели», изданной на трех языках, хочу внести существенные поправки к тем 35 от 26 мая 2012 году, «требующих проверки». Две назвал. Вот третья: не считайте моего героя «абстракционистом» и «соцреалистом», потому что к ним он никогда не относился, все это знают, кто бывал на его выставках в Новом Манеже, Манеже, Третьяковской галерее, в музеях на Петровке и Пречистенке….

— Социалистический реализм — это искусство ради пропаганды, я этим не занимаюсь, Мое искусство — ради искусства.

Без устали, каждый день рисует все, что ему нравится: цветы, подсолнухи, друзей и знакомых. Перед новым годом написал с куклой в руках «Алика», помощника в зале, где проходят регулярно мастер-классы. Зал, где в углу пишет картины седой художник, заполняется детьми, мамами и бабушками, Все рады, все рисуют, все для этого есть, краски и кисточки приносить не надо.

На другой картине, где не высохли краски, запечатлен художник «Важа» с печальными глазами. Он самый после Чарли Чаплина частый персонаж на холстах.

На третьем портрете — поэт, дама, в разноцветном одеянии, что привлекло особое внимание мастера. Все они не абстрактны, не герои труда, вполне узнаваемые лица, хотя художник никому не льстит. Даже красивым женщинам руки, ноги, черты лица — утрирует, мгновенно ухватывая на картине характер,

Под занавес хочу рассказать анекдот, услышанный в минувшем году, где фигурирует Зураб Константинович:

— Дети! Достаем пластилин. Начинаем лепить слоников!

Зураб! А ты лепишь букашку!

Церетели! Ты меня понял?

Маленькую букашечку.

К слову сказать, «маленькие букашки», крошечные эмали и миниатюрные статуэтки каждый может увидеть в галерее Церетели на Пречистенке. В новогодние дни она открыта.

Источник: mk.ru

Добавить комментарий