«Мы наблюдаем нашествие множества дилетантов»

6 декабря в Государственном Кремлевском дворце композитор ЭННИО МОРРИКОНЕ выступит с симфоническим оркестром Sofia и хором. По слухам, после текущего тура к концертной деятельности возвращаться он не собирается, так что упускать случай не стоит. В интервью корреспонденту РБК daily МАКСУ ХАГЕНУ великий композитор о хорошем, плохом и профессиональном.

— Вы себя видите классическим композитором, работающим с популярным жанром, или поп-композитором с классическими корнями?

6 декабря в Государственном Кремлевском дворце композитор ЭННИО МОРРИКОНЕ выступит с симфоническим оркестром Sofia и хором. По слухам, после текущего тура к концертной деятельности возвращаться он не собирается, так что упускать случай не стоит. В интервью корреспонденту РБК daily МАКСУ ХАГЕНУ великий композитор о хорошем, плохом и профессиональном.

— Вы себя видите классическим композитором, работающим с популярным жанром, или поп-композитором с классическими корнями?

— И то и другое, потому что я в точности представляю обе категории. Я человек, у которого есть возможность писать и, подобно хамелеону, меняющему цвет, подстраивать свои возможности. Когда человек хорошо выучился и владеет техникой для того, чтобы претворить в жизнь то, о чем думает, он может делать все. Я думаю, что могу делать все. Я профессионал.

— Вас не разочаровывает, что, хотя вы написали огромное количество музыки, в том числе неоклассики, для масс вы так и остаетесь композитором, сочинившим темы к «Профессионалу» и «Хороший, плохой, злой»?

— Ну и ладно. Люди знают меня намного больше по кино, нежели по музыке, скажем так, для концертов, по абсолютной музыке, как я ее называю, — камерной или симфонической. Я об этом не сожалею. Конечно, когда я приезжаю с концертами в любую страну, всегда в первую очередь просят исполнить что-то из фильмов. Вот я буду выступать у вас в Москве, в Кремле, и мы специально обговаривали программу выступлений с продюсером. Конечно, будут «Миссия», «Профессионал», Chi mai — почему-то русские всегда просят именно эти сочинения исполнить. Однако я не собираюсь останавливаться на музыке для кино. Будет и моя абсолютная музыка, так что, думаю, зрители смогут оценить и мою «скрытую сторону».

— Можно ли сравнивать современного композитора, пишущего саундтрек, с композиторами прошлого — например, Генделем и его «Музыкой для фейерверков»? Развлечения изменились, но идея все та же — живая картинка плюс сопровождающая ее легкая музыка…

— Да, вполне можно сравнивать. Конечно. Специалисты могут привести вам рассуждения о том, какая есть разница и какое сходство. Однако история музыки прошедшего века уже другая, поэтому осведомленность публики, знание разных стилей музыки несет с собой большую ответственность для композитора. Ты должен все это просчитывать.

— Когда вы сочиняете, то держите в голове каких-то классических композиторов?

— Конечно, есть композиторы, которые мне очень нравятся: Фрескобальди, Иоганн Себастьян Бах, Стравинский, мой учитель Гоффредо Петрасси. Но я не думаю, что это заметно в музыке, которую я пишу. У меня есть свой стиль, и думаю, что все они остаются любимыми только в моей голове. Каждый композитор всю жизнь остается верен собственной индивидуальности. Невозможно изменить собственную природу. И это прекрасно.

— В своем деле вы уже больше 50 лет. На ваш взгляд, как развивался такой специфический стиль, как саундтрек?

— Прогресс очень, очень медленный. Осознание того, что другие сделали ранее, становится импульсом для самосовершенствования, для улучшения языка и поиска других, новых путей.

— Иногда кажется, что вся великая музыка для кино уже написана. Имен, сравнимых с Джерри Голдсмитом, Вангелисом, Анджело Бадаламенти и вами, так и не возникает. Как вы думаете, что происходит на самом деле?

— Мы наблюдаем нашествие множества дилетантов, которые вносят искажения в саму природу музыки для кино. Они сочиняют слишком простую, легкую музыку, не пытаясь даже углубляться в нее, и все это приводит к понижению общего уровня. Однако в наше время есть и другие композиторы, имеющие большую ценность.

— У вас у самого есть какие-то фавориты в этой среде и каковы их сильные стороны?

— Четыре-пять человек есть. Это Табаков, Пьовани, Пьерсанти, Кривели, и… кто-нибудь еще. Мне в первую очередь проще вспоминать итальянцев, так что большинство будут ими. Я не хотел бы называть имен — никогда. Я могу кого-то забыть, и мне самому будет жаль… Здесь даже не нужно ничего объяснять: они делают хорошую работу, они честные композиторы, они умелые, у них за плечами есть образование, и поэтому они мне нравятся. И если слушать их творения, чувствуешь, что они очень искусны в своей работе.

— Саундтреки — ответвление «классической музыки для простых людей» или просто нечто сопутствующее фильму?

— Знаете, слушать эту музыку без фильма — всегда проблема. Надо иметь в виду картинку. Настроение любого отрывка заложено потребностями фильма. Необходимо держать в уме все детали, которые заложены в сцене. И я так не могу ясно ответить на этот вопрос, здесь работает слишком много факторов.

— Использование в кино поп— и рок-музыки сегодня — это смена парадигмы или следование массовым вкусам?

— В кино нужно уметь писать все: поп, рок и многое другое, концерты, симфоническую музыку — абсолютно все. Можно делать все. Даже скажу так: необходимо уметь делать все.

— Сейчас вы сочиняете музыку с компьютером или предпочитаете более традиционные методы — работу с музыкантами и запись нот вручную? Каков вообще ваш метод?

— Я никогда не использую фортепиано для написания музыки. Пишу за рабочим столом, не за компьютером. Работаю всегда с оркестром, чтобы был вербальный контакт с музыкантами. Я уже говорил, что я профессионал. Я получил специальное образование в консерватории. Я всегда сочиняю музыку в своей голове. Я всегда четко знаю, что напишу, представляю, как это будет звучать в оркестре — и каждую отдельную партию для каждого инструмента, и всю оркестровую палитру в целом.

— Когда вы пишете саундтрек, как находите баланс между собственным взглядом на то, что должно звучать под конкретную картинку, и мнением режиссера? Это ведь довольно субъективные моменты…

— Это нормально. Моя профессия состоит в этом. Естественно, мой музыкальный стиль побеждает, но я всегда имею в виду потребности и взгляды режиссера.

— Если просматривать вашу дискографию, то обнаружится, что в 1960—1970-х у вас выходило по полтора десятка и больше саундтреков в год. Как вам удавалось работать с такой скоростью?

— Это неверно, и я объясню вам почему. Музыка ко многим фильмам, которую я сделал — а обычно получалось не более 10—12 фильмов в год, — была в работе долгое время. Скажем, я три года писал музыку, а потом выходит все вместе. Вы говорите, 15 фильмов в год, но это будет только дата, когда фильм показали публике, но не когда я написал музыку. И поэтому такая цифра ошибочна.

— Ваше имя можно встретить в песнях, созданных такими артистами, как Pet Shop Boys, Аструд Джильберто, Селин Дион и другие. Каков обычно принцип вашего сотрудничества с музыкантами из параллельных стилей?

— Я ни разу не предлагал спеть свое произведение какому-нибудь певцу. Исполнители выбирают мои произведения, а сам я ничего не предлагаю. Никогда. Так что это не сотрудничество.

Источник: rbcdaily.ru

Добавить комментарий