— Алиса, что нового и, разумеется, интересного произошло в вашей жизни? Последний раз мы беседовали почти год назад на фестивале «Кинотавр» в Сочи.
— Алиса, что нового и, разумеется, интересного произошло в вашей жизни? Последний раз мы беседовали почти год назад на фестивале «Кинотавр» в Сочи.
— И в кино снималась, и в театре играю. А еще активно сотрудничаю с программой Михаила Ширвиндта «Хочу все знать». Оказалось, что передача очень подходит к моему характеру. Я такая любопытная! Именно любопытная, а не любознательная. Мы с Михаилом побывали в таких интересных, до той поры неизвестных мне местах — например, на фабрике, где выращивают пиявок. Передача строится по принципу: зрители задают вопрос, а кто-то из ведущих, среди которых и я, ищут ответ.
Поступил такой вопрос: откуда берутся пиявки, тот же Дуремар — откуда он? Оказалось, что есть специальная фабрика по выращиванию медицинских пиявок, и мы наблюдали, а потом показали и рассказали в передаче весь этот процесс — как их выращивают, чем кормят, как ими лечат. Еще были в Музее утраченного вкуса, или Музее пастилы в Коломне. Обычно в музеях — экспонаты, а там — всякие вкусности, сладости. Девушка Наташа отыскала рецепты изготовления пастилы XVI–XVII веков, причем более 25 сортов. И эту пастилу она готовит в музее, расположенном в усадьбе под старину, с помощницами — девочками в кринолиновых платьях. Такой историко-вкусовой музей, в который попадаешь как будто в машину-времени. А зимой была в командировке в Норвегии, за полярным кругом, в самой северной точке Европы.
— И как вам за полярным кругом?
— Хорошо. Там не так холодно — рядом течет Гольфстрим — и очень красивая природа, суровая, северная, чудесный воздух и простор. Близко мы познакомились с одной семьей, которая живет в домике на самом берегу Северного Ледовитого океана. Мы с ними выходили на баркасе в море. Люди немногословные, но спокойные, красивые, как в книжках про варягов. Еще запомнилась встреча с мужчиной, который разводит собак хаски. Этот человек построил своими руками отель. Люди сами шьют себе одежду из кожи и меха, сами забивают лосей и живут самодостаточной жизнью в гармонии с миром и самими собой.
— Любопытство — бонус для актера или недостаток?
— Хорошо, когда актеру интересны люди, потому что большая подмога в нашей работе — наблюдение за интересными персонажами, поиск типажей. Мы же не можем все брать из себя! Приходится подсматривать за другими и перенимать. Вот кто-то необычно ходит, у кого-то манера в разговоре наклонять голову — все это актер запоминает, а потом использует в своих ролях. Для этого требуется внимание. Хорошо, когда у актера широко распахнутые глаза, которыми он все видит и замечает. Неплохо, когда при этом он еще и пластилин, из которого все можно лепить. Вот такое идеальное сочетание — губки и пластилина, — и все роли под силу.
— У меня в этом смысле есть профессиональное наблюдение: самые талантливые актеры кино и театра запоминают и через годы узнают журналиста, с которым когда-либо общались.
— Актеры тоже разные, и нет одного рецепта. Есть прекрасные актеры, которые совершенно невнимательные и мало кого запоминают. Но, как правило, хорошие актеры умеют заглянуть в суть вещей, и это идет от психологии. Чтобы понять поступки своих героев, актеру надо проникнуть в их сознание, и без психологии, знания человеческой природы тут не обойтись.
— Режиссер Елена Николаева, у которой вы снимались в фильме «Ванечка», сейчас работает над большой исторической картиной «Нюрнберг. Контригра». Нет ли у вас там роли?
— Нет. Мне, конечно, жалко, обидно: Хотя меня много куда не приглашают, и если я буду по каждому поводу огорчаться, то утону в горючих слезах.
— С женщинами-режиссерами у вас складываются длительные творческие союзы, а это редкость.
— Наверное, это потому, что у меня, прежде всего, хорошо складываются отношения с женщинами. Хорошее девичье качество — чувство соперничества. Так складывается, что каждой женщине хочется быть умнее, лучше, красивее. Мне же проще учиться у женщин, чем с ними конкурировать. В моей биографии есть режиссер Элина Суни, которая очень красивая и при этом как будто бы над миром, тогда как во мне присутствует некая щенячья суета. Со временем мне бы хотелось стать такой, как Элина: уверенной в своей красоте женщиной, неторопливой, немногословной. Но до этого мне еще расти и расти. Ужасно, когда актриса чувствует, что не нравится режиссеру, — хуже этого ничего придумать нельзя. И очень тяжело, когда ты не нравишься партнеру, с которым у тебя лирическая история. Мне это состояние, увы, знакомо.
— Но это непрофессионально со стороны партнера.
— В каких-то вопросах не могут себя актеры перебороть. Может, кому-то со стороны кажется, что это незаметно, когда партнер не испытывает интереса к партнерше и она ему несимпатична, хотя на самом деле это всегда видно. Я много разговаривала по этому поводу со своими подругами-артистками: можно ли сыграть любовь, когда в отношениях с партнером нет теплоты? Если честно, то мне самой редко доводилось играть любовные истории или страсть. Но я не представляю, когда снимается крупный план, а ты в эти минуты не любишь партнера больше жизни. Девочки рассказывали, что у них нередко такое было: партнеры на них так смотрели, что у них возникало желание все бросить и побежать за ним, а после команды «Стоп!» глаза у партнера потухали, и они шли заниматься своими делами.
— Вы бы могли безумно влюбиться в партнера?
— Не знаю. Пока не было возможности это проверить. Даже не знаю, хочу ли я это проверять. А вдруг и правда захочется все бросить и переехать к нему, а он окажется совсем не таким, как на съемочной площадке?.. Это же опасно! На меня никто из мужчин не смотрит восторженно, потому что я не снимаюсь в ролях роковых красавиц. Мне даже сложно представить, чтобы я какому-то актеру в чем-то серьезном поверила.
— А среди музыкантов у вас, дочери Бориса Гребенщикова, есть друзья?
— Нет, у меня есть только одна подружка-певица. После рождения сына у меня очень сильно поменялся круг общения, а просто поговорить об искусстве как-то не выходит.
— Общаетесь с участниками проекта «Ледниковый период»?
— Ну, так чтобы близко — нет. Недавно была на спектакле «Огни большого города», который поставил Илья Авербух, и получила удовольствие. Все фигуристы — очень талантливые люди. По шоу «Ледниковый период» можно было понять, какая настоящая Алиса Гребенщикова — с моими стремлениями, тягой к совершенству. Мне было очень интересно кататься. И из «Ледникового периода» у меня осталась подруга — Юлия Ковальчук. Кстати, еще одна певица!
— Так какая же вы — настоящая Алиса Гребенщикова?
— Я принадлежу к числу людей, которые склонны к анализу. Как я анализирую вечерами прожитый день, так и анализирую роли. Перед сном думаю, где я была не права, чтобы больше не повторять ошибок.
— В театре «Практика» вы играете главную роль в спектакле «Пиноккио». Вас с детства интересовал мир кукол?
— Не очень — больше мир животных. Так, по натуре я не кукла, а собачка, и это ужасно. Артистка должна получать удовольствие от того, что она хорошо выглядит, и интересоваться новыми сумочками, брендами. Наряжать себя не очень-то люблю — терпения не хватает. Когда попадаю под влияние своих подружек, например Юли Ковальчук, то больше интересуюсь новинками:
Алиса Гребенщикова родилась 12 июня 1978 года в Ленинграде. Отец — рок-музыкант Борис Гребенщиков.
Окончила в 1997 году ЛГИТМиК. Дебютировала в фильме «Американка» (1997). Играла на сценах МХАТа им. Горького и РАМТа.
Заняла третье место в паре с Алексеем Тихоновым в проекте «Ледниковый период» в 2007 году.
Родила сына Алешу в 2008-м. Была замужем за Сергеем Дондуряном.
Источник: trud.ru