Ношение красной нити на запястье отводит болезни от человека — Нагиев

Ношение красной нити на запястье отводит болезни от человека — Нагиев
В Дагестане лезгины каждый год отмечают весенний праздник Яран сувар. О том, как его отмечают, что он означает, об особенностях его празднования корреспонденту портала «Россия для всех» рассказал Файзудин Нагиев.

— Расскажите о празднике Яран сувар, что он символизирует?

В Дагестане лезгины каждый год отмечают весенний праздник Яран сувар. О том, как его отмечают, что он означает, об особенностях его празднования корреспонденту портала «Россия для всех» рассказал Файзудин Нагиев.

— Расскажите о празднике Яран сувар, что он символизирует?

Ношение красной нити на запястье отводит болезни от человека — Нагиев

— У дагестанских народов немало различных праздников. В частности, у нас известны праздники цветов, черешни, эпоса «Шарвили», а также праздник первой борозды. Один из древних — Яран сувар, праздник Солнца, который отмечается во время весеннего равноденствия в ночь с 21 на 22 марта. Яран сувар символизирует возрождение и обновление жизни, победу света над тьмой, весеннего тепла над зимним холодом, добра над злом, выздоровления над болезнью, жизни над смертью.

— А что означает слово яр?

— Оно имеет несколько значений: «красный», «заря», «красивый», «любимый», «месяц лезгинского земледельческого календаря».

— Я видела у девушки на запястьях красные нитки. В чем их смысл? И что означает красный цвет для вашего народа?

— Красные нитки на запястьях носят и мужчины, и женщины. Это своего рода отличительный национальный признак. Во-первых, красный цвет (яр — «заря»). Это цвет восходящего солнца. Согласно верованиям, Земля держится на рогах красного быка, которому поклонялись: жертвенного животного хорошо кормили, а на его шее завязывали красные ленты. За две недели до наступления Яран сувара лезгины носят на запястьях красную нить вплоть до 4 апреля (конец периода яр), и затем ее сжигают. Считается, что красная нить впитывает в себя все негативное из предыдущего периода и отводит болезни от человека. Правда, в некоторых селениях красные нитки снимают и сжигают на кострах в ночь с 21 на 22 марта. Этот цвет ассоциируется также с жизнью и кровью. Ею клялись, братались, смывали позор. А еще на невесту накидывают красное покрывало. Красным платком украшают шею коня победителя или доброго вестника. В орнаментах и рисунках лезгинских ковров используются оттенки красного цвета.

— Каковы особенности праздника? Как его отмечают в селах? Что символизирует разжигание огня?

— Заблаговременно перед праздником заготавливают сухие стебли растений. Их устанавливают в виде конусов на специальных площадках. Также собирают старые и ненужные вещи. В ночь с 21 на 22 марта зажигают по семь костров на крышах домов, на площадках, в местах массовых игр. В землю втыкаются факелы, в каждой группе их по семь штук. В огонь бросают старые вещи со словами: «Сийиди куг! ЦIийиди хьухь!» («Старое, гори! Новое, родись!»). Также устраивают своего рода игры огня. Например, запускают в небо перекрестно связанные палки, обмотанные замасленными тряпками, или огненные шары из тряпья или соломы, выпускают горящие стрелы. А еще с гор скатывают большие огненные колеса или шары из спрессованной соломы и тряпья. Для очищения от грехов, болезней, сглазов или порчи каждый из празднующих семь раз должен перепрыгнуть через костер. Для устрашения темных сил и злых духов всю ночь шумят в прямом смысле слова: бьют в металлическую пластину или массивный обрубок сухого ствола дерева, стреляют из обычных ружей. Массовые гуляния сопровождались присущими для этого праздника плясками и песнопениями, которые продолжались и днем следующего дня — 22 марта.

— Еще какие ритуалы связаны с праздником?

— В древности в период праздника воюющими сторонами заключалось перемирие. В это время полагается совершать только добрые дела. Обращаются к богам с просьбой о прощении грехов. Люди также просят друг у друга прощения или же просят третьих лиц, чтобы их примирили. С утра 22 марта юноши с ряжеными идут по дворам и колядуют: «Нуну, нуну — яран пай!» («Нуну, нуну, дай подношения для Яра!»). Кстати, такие колядки сохранились и у славян. Ряженого сопровождают музыканты и носильщики подношений с переметными сумами. Если чей-то двор неухожен, не убран, то ряженый пускает в адрес хозяев насмешки: «О, здесь мусором богаты, выходи-ка, виноватый! Когда мусор здесь сожгут? Здесь хоть что-то нам дадут?!» Ну а если же двор ухожен и чист, то ряженый расточает похвалу: «Здесь чистота необъятна, тут и гостить нам приятно! Детей пусть будет полный дом, пусть изобилие будет в нем!» Конечно же, ряженый очень искусно дозирует, регулирует хулу и похвалу, ловко используя иносказание, намек, юмор. Вся игра представляет собой сплошную импровизацию, и поэтому подбирают одаренных людей. Хозяева на шутки не обижаются: включаются в игру и веселятся со всеми. Это традиционный праздник народной смеховой культуры.

— Что готовят во время празднования?

— Хозяйки выносят все, чем богаты: сухофрукты, вареные и свежие яйца, лепешки, особый пирог с мясом, луком, картошкой и специями, печеный хлеб, особые пряники, изображающие животных и мифических персонажей, мед и масло, обжаренные зерна ячменя и конопли, яблоки, орехи, печеная или вареная тыква. В общем, куча всего. Чтобы в доме всегда был достаток, число блюд должно равняться семи. Если семья не могла себе позволить приготовление семи разных блюд, выручала каша из семи компонентов злаков — пшеницы, овса, полбы, ячменя, кукурузы и бобовых культур: фасоли, гороха, нахуда, а иногда и картофеля. Если же по бедности какого-то ингредиента не хватало, то в счёт допускалось включать также муку и соль. А использование сушеного мяса могли себе позволить только зажиточные люди. По тому, как при варке кашицы распухали злаки, гадали о будущем урожае. Вот некоторые традиционные блюда, готовящиеся в месяц яр: сладкая патока из зелени проросшего ячменя или пшеницы, напиток из обжаренной муки проросшего ячменя, орехи, облитые тутовым медом, и другие.

— И как долго длится праздник?

— Период яр продолжается в течение 14 дней — с 22 марта по 4 апреля. В эти дни активно проводится «мелер» (общественная помощь в различных хозяйственных делах), люди готовятся к весенним работам, очищают дворы и участки, обрезают и сжигают сухие ветки. В дни яр ходят в гости к родственникам и друзьям с поздравлениями. Влюбленные юноши и девушки тайно передают друг другу праздничные подношения. Девушки вышивают избранникам платочки со своими инициалами и цветочным узором по углам. Юноши дарят возлюбленным подснежники — «яргъвер».

— Отличаются ли ритуалы проведения праздника сегодня и в старину?

— Раньше Яран сувар сопровождался многочисленными ритуалами. Были и традиционные поверья и гадания. По поверью, если долго смотреть на луну, повторяя имя суженого (суженой), и положить под подушку что-нибудь связанное с ним (например, платок), то он будет сниться. А те, у кого еще нет возлюбленных, повторяют заклинание: «Мен, Мен къатурай, кIанид атурай!» (Пусть луна будет яркой, пусть явится любимый!). Еще перед наступлением Яран сувара закапывали яйцо, марену и древесный уголь, а 22 марта выкапывали. Если на яйце появлялась красная полоса, то ожидалось везение в делах, а темная предупреждала о надвигающейся беде. В наши дни празднование весеннего равноденствия потеряло в зрелищности и массовости. В жизни лезгин произошла смена нескольких религий (язычества, христианства, ислама), но народ бережно сохранил свои традиции. Ни одна из религий не смогла их вытеснить и уничтожить. Лезгины в душе хранят веру в языческих богов и часто обращаются к ним: к богу Солнца, чтобы он давал свет и тепло, к богу Огня, чтобы он охранял род человеческий от злых духов, к богине Луны, чтобы не лишили человека любви и надежды, к богине Воды, чтобы не переставала поить своей живительной влагой, к богу Земли, чтобы не лишал своих благ и хлеба насущного. Это все так органично растворилось в нашей лексике, что вовсе не замечается. Даже стихи народного поэта Етима Эмина сохраняют имя языческого бога Гъуцар. Яран сувар в описанном выше виде проводят только лезгины. Его отголоски остались у лакцев, у молдаван (мерцишор), у славян (колядки). А вот ношение красной нити на запястье, кроме лезгин, наблюдается у балканских албанцев, у которых эту традицию переняли и болгары.

Фейзудин Рамазанович Нагиев

Ф. Р. Нагиев родился в селении Ага-Стал Сулейман-Стальского района РД. Директор НИИ Албанистики, доктор филологических наук, член Союза писателей и Союза журналистов РФ, заслуженный работник культуры РД, лауреат национальной премии «Шарвили».

Источник: dag.rus4all.ru

Добавить комментарий