Музеи в реверансе перед публикой

Музеи в реверансе перед публикой
В России всего три тысячи музеев — вдвое меньше, чем, к примеру, в Германии. Если музеев будет больше, а работать они станут дольше, они так или иначе окажутся доступнее для людей. Это тем важнее, что вариантов культурного досуга у россиян не так много. Билеты в театр или на концерт, например, по карману далеко не всем. Сходить в музей — намного дешевле.

— Акцию «Ночь в музее» посетили более 900 тысяч человек

В России всего три тысячи музеев — вдвое меньше, чем, к примеру, в Германии. Если музеев будет больше, а работать они станут дольше, они так или иначе окажутся доступнее для людей. Это тем важнее, что вариантов культурного досуга у россиян не так много. Билеты в театр или на концерт, например, по карману далеко не всем. Сходить в музей — намного дешевле.

— Акцию «Ночь в музее» посетили более 900 тысяч человек

Музеи в реверансе перед публикой

Но здесь возникает вопрос: как успеть в будний день посетить музей, если к 18.00, когда многие люди только заканчивают работу, его касса уже не продает билеты? Как сказал министр культуры Владимир Мединский, в такой ситуации в лучшем случае человек пойдет в кино, в худшем — выпьет пива.

Сейчас обсуждаются варианты нового графика работы музеев. Один из них — рабочий день до девяти вечера дважды в неделю. Есть и другой вариант — продленные дни в конце недели. Так, например, работает Британский музей. А в Германии и США есть круглосуточные музеи. Впрочем, там у музейных работников немного другие зарплаты.

Так или иначе, идея продленного дня у музеев весьма актуальна. Кстати, в мае ту же мысль проводил президент Владимир Путин в указе о социальной политике. По сути же, это инициатива, идущая от самих музеев. Многие из них уже несколько лет назад успешно опробовали режим продленного дня, сообщил директор Военно-исторического музея-заповедника «Куликово-поле» Владимир Гриценко.

«Часто музеи работают не только до девяти вечера, но и позже. Это связано с событийными мероприятиями. И майская Ночь в музее — это событие, позволяющее привлечь как можно больше людей, особенно молодую часть посетителей», — сказал он.

В дни крупных выставок дольше работали Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковская галерея. У Третьяковки есть акция «Четверги допоздна», которая также действует в Музее Москвы, Московском музее современного искусства и ряде других. И это уже не просто разовый широкий жест музеев по отношению к публике, а установившаяся традиция.

Благодаря ей, кстати, и преподаватели теперь без спешки проводят в музеях занятия со студентами — например, в только что отметившем столетие Музее им. Пушкина. Там сейчас идет крупная выставка «Воображаемый музей», собравшая полсотни работ из Прадо, Д\’Орсэ, Лувра, Галереи Тейт и других великих коллекций.

Но всем ли музеям имеет смысл менять график? Насколько это оправданно, скажем, в провинции, где не такая бурная музейная жизнь, как в Москве и Петербурге, и куда на экскурсии приезжают меньше гостей?

Ясно, что в регионах музеям живется труднее. Как им перестраивать график, если зарплата у музейных работников не только в провинции, но даже и в столице весьма невелика?

Когда музей чувствует себя нужным людям, он распахивает двери шире, отметил замдиректора Рыбинского музея-заповедника Сергей Овсянников. Но эта инициатива далеко не всегда находит отклик, заявил он: «Люди летом работают на огородах и занимаются другими делами. Они устают после рабочего дня и не слишком рвутся в музеи. Это немного горько».

Без мощной рекламной кампании и увеличения финансовой поддержки музеев со стороны государства большого прироста числа посетителей не будет, убеждены музейщики. Как справедливо замечает директор Третьяковки Ирина Лебедева, неофитов, слабо понимающих, что такое музей, немало. Каков бы ни был музей — гигант типа Эрмитажа или Лувра или скромный музей в регионе, вербовать аудиторию нужно всем.

— Ольга Свиблова: «В музее сушилка для кухонной посуды будет произведением искусства» (видео)

Новый диалог с публикой можно выстраивать, например, по мультимедийному рецепту — использовать разные информационные технологии и разные каналы восприятия, создавать виртуальные филиалы музеев. Яркий пример такого приближения к зрителю — Эрмитаж. Он одним из первых освоил электронное пространство — сделал виртуальные экскурсии больше десяти лет назад. А Государственный Русский музей одним из первых установил сенсорные экраны.

Один из молодежных мультимедийных музеев — музей Дарвина, посвященный эволюции. Там научную информацию комментируют фильмы, интерактивные игры, аудиоэкскурсии, видеоролики, экспонаты, с которыми можно играть. Музей меняется вместе с публикой, рассказала профессор-искусствовед Московского гуманитарного университета Анна Костина.

«Музей — очень подвижная форма. Сегодня музеи предлагают массу новаций: мероприятия, медиатеки, фильмы, творческие встречи», — пояснила она. Пример тому — музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее имени Пушкина или проект «Ночь в музее».

— Бессонная ночь культуры

Впрочем, и провинциальные музеи — такой же живой, развивающийся организм. Они подчас поднимают темы, за которые столичные музеи уже не берутся, — например, фольклор и народные обычаи. Региональные сокровищницы теснее связаны с многовековыми культурными традициями.

Ежегодный конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», идущий при поддержке Министерства культуры, доказывает, что в регионах масса интересных музеев, сообщила Анна Костина. Ежегодно в нем участвуют сотни собраний.

Всероссийский музейный конкурс «Первая публикация», который продлится до 1 октября, — тоже весьма представительный парад музейных коллекций страны. Кстати, во время этого смотра специалисты изобретают новые форматы работы музеев.

Встречное движение музеев и публики ускоряется, заключают эксперты. Теперь весь вопрос — в финансовой подпитке музеев государством.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий