Спектакль Боякова по стихам Веры Павловой покажут в «Политеатре»

Спектакль Боякова по стихам Веры Павловой покажут в «Политеатре»
МОСКВА, 12 мая — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Поэтический спектакль по стихам современного поэта Веры Павловой покажут в «Политеатре» в субботу.

Для театра «Практика», возглавляемого Эдуардом Бояковым, поэзия всегда была важной частью репертуара — в небольшом зале в Трехпрудном переулке звучали стихи Веры Полозковой, Олега Груза, Андрея Родионова.

МОСКВА, 12 мая — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Поэтический спектакль по стихам современного поэта Веры Павловой покажут в «Политеатре» в субботу.

Для театра «Практика», возглавляемого Эдуардом Бояковым, поэзия всегда была важной частью репертуара — в небольшом зале в Трехпрудном переулке звучали стихи Веры Полозковой, Олега Груза, Андрея Родионова.

Спектакль Боякова по стихам Веры Павловой покажут в «Политеатре»

С открытием «Политеатра», разместившегося в легендарной Большой аудитории Политехнического музея, поэтическая линия в театральном творчестве Боякова и его команды, даже исходя из исторической логики, будет развиваться. Где еще читать стихи, как не в этой аудитории, в намоленном месте для интеллигенции 60-х? Те, кто не застал «оттепель», могут представить себе, чем было это место для той эпохи, посмотрев исторические кадры из фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича». В одном из эпизодов показывают фрагменты выступлений в Политехе — молодые Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина читают стихи, Окуджава поет под гитару свои песни.

«Политеатр» вознамерился вернуть этому месту былую славу, репутацию культурного, общественного центра. Но поэзия в пространстве «Политеатра» это не просто чтения, это поэтические спектакли, предусматривающие драматургию, действие, все составляющие драматического искусства. Недавно здесь показывал свой спектакль поэт Олег Груз, вскоре здесь зазвучат стихи Полозковой.

Эдуард Бояков, режиссер спектакля «Вера Павлова. Стихи о любви», не впервые встречается с творчеством этой поэтессы. Ее поэзия, лиричная, по-настоящему женственная, кажется ему как никогда актуальной, лежащей вне какой-либо моды и трендов.

«Вера Павлова удивляет меня своей вдруг обнаруживающейся радикальностью. Еще пять-шесть лет назад ее поэзия казалась вполне традиционной. Но сейчас, во время акций “Pussy Riot”, Вера Павлова оказывается поэтом неожиданно радикальным. Оказывается, что нет ничего более удивительного и неожиданного, чем женская любовь, женская готовность к высокой жертве, к растворению в чувстве, в семье, к служению», — считает Бояков.

По его мнению, именно эта интонация, эти темы редко встречаются и не просто даются современным поэтам.

«Хороших стихов о любви очень мало. Если некоторым современным поэтам удается сказать что-то серьезное на тему социальных реалий, на метафизические, философские темы, то такая работа с чувством, которая есть у Павловой, — огромная редкость. Лично мне этого очень не хватает», — делится Бояков.

Изменившимися социальными реалиями режиссер объясняет новую волну востребованности поэзии Павловой. Два или три года назад, когда Бояков работал с ее стихами, время было другое, и спектакли получались другими.

«Тогда нас привлекала именно ее почти патриархальная традиционность, которая сейчас становится даже вызовом. В этом есть акционизм, в котором радикальности побольше, чем у “Pussy Riot”. Все очень быстро меняется в мире — например, на днях Обама заявил, что поддерживает однополые браки. Это мир, в котором мы никогда не жили, мы совсем не понимаем последствий подобных решений. И так получается, что с каждым днем настоящие женские качества, женственность становятся все более востребованными и все более редкими», — говорит Бояков.

В новом спектакле Боякова есть сюжетная линия, четко простроенная драматургия, попытка проследить судьбу.

«В поэтических спектаклях бывает по-разному. Если в спектакле по стихам Полозковой мы искали характеристики поколения, разные типажи в этом поколении, то здесь мы работали уже не с социальными и не с психологическими типами, а с линией судьбы. Спектакль начинается с рождения женщины — там есть стихи про то, что сказала акушерка, когда родилась лирическая героиня. Потом взросление, первое осознание того, что родители когда-то умрут, потом первое столкновение с подростковой сексуальностью, первые женские опыты, первые разлуки, предательства, покаяние — и так, вплоть до эпитафии, которую Павлова сама себе написала. Это, кстати, совершенно потрясающее стихотворение», — рассказывает режиссер.

Когда-то, в те же 60-е, поэзия была формой выражения своей эпохи — с ее надеждами, чаяниями, болью. По мнению художественного руководителя «Политеатра», в наши времена есть шанс вернуть поэзии былую значительность.

«Мне кажется, что сегодня наступает момент, когда поэт нужен. Ведь поэт замыкает внимание на себя именно в те моменты, когда происходит что-то серьезное, важное, революционное. Поэты становятся важны именно во время каких-то катаклизмов или просто изменений. В 60-е не было катаклизмов, но были большие тектонические сдвиги в сознании. Я очень надеюсь, что сейчас тоже не будет катаклизмов, и очень надеюсь на то, что будут тектонические сдвиги. Это нужно. А значит, приходит время, когда действительно поэт должен сформулировать то, что не в состоянии сформулировать ни ученые, ни политики. Сегодня в нашем информационном хаосе все важнее становится голос человека, который говорит от имени единицы, но не в эгоистическом смысле слова», — считает Бояков.

В спектакле «Вера Павлова. Стихи о любви» пять действий, пять картин и пять актрис, рисующих портрет лирической героини и ее судьбы — Ингеборга Дапкунайте, Ирина Михайловская, Анна Банщикова, Ольга Кузьмина и Аля Никулина.

Источник: inmsk.ru

Добавить комментарий