Считается, что в натюрморте отражается отношение человека к окружающему миру и раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику, как человеку своего времени. «Голос России» предлагает свою коллекцию натюрмортов, созданных лучшими российскими живописцами XIX-XX веков.
1. Илья Репин «Яблоки и листья», 1879
Считается, что в натюрморте отражается отношение человека к окружающему миру и раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику, как человеку своего времени. «Голос России» предлагает свою коллекцию натюрмортов, созданных лучшими российскими живописцами XIX-XX веков.
1. Илья Репин «Яблоки и листья», 1879
«Среди художников 60-х и 70-х годов XIX века самым крупным и замечательным является Репин. По своему огромному, из ряда вон выходящему таланту он достоин занять одно из наиболее видных мест в истории — и не одного только русского — искусства».
Александр Бенуа, художник, критик.
2. Иван Крамской «Букет цветов. Флоксы», 1884
«Даже если бы Иван Николаевич оставил после себя только свои картины, он был бы увековечен в нашей культуре. Но главным его созданием является общество передвижных художников, которое он организовал и возглавлял столько лет. Заслуга его в родном отечестве никогда не будет забыта».
Владимир Стасов, критик, журналист.
3. Михаил Врубель «Шиповник», 1884
«Часто мы перестаем выхватывать красивое, отрезать его от ненужного. В работах Врубеля, в подъемах и падениях есть нерв высокого порядка, далекий от самодовольного мастерства или от беспутных хватаний за что попало. Не поражающее, а завлекающее есть в работах Врубеля — верный признак их жизнеспособности на долгое время. Подобно немногим, шедшим только своей дорогой, в вещах Врубеля есть особый путь, подсказанный только природой».
Николай Рерих, художник.
4. Валентин Серов «Сирень в вазе», 1887
«Описывать словами прелесть его живописи невозможно. Красочные созвучия еще менее, нежели музыкальные, поддаются описанию и определению. Впечатление от серовских картин — чисто живописного и, пожалуй, именно музыкального свойства, недаром он сын двух даровитых музыкантов и сам чутко понимает музыку. Искусство Серова ничего не имеет в себе литературного, описательного. Его основные черты: простота и непосредственность. В Серове нет даже каких-либо нарочитых намерений, хотя бы чисто красочного, живописного характера».
Александр Бенуа, художник, критик.
5. Игорь Грабарь «Сирень и незабудки», 1905
«Я увидал на рояле корзину: круглую, плотно наполненную незабудками, походившими на какую-то плюшевую, дивного бирюзового цвета материю. Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать „Сирень и незабудки“, известную картину Русского музея. Она имела исключительный Успех у художников и публики; в музее ее вечно копировали, почему редко можно было подойти к ней вплотную».
Игорь Грабарь.
6. Илья Машков «Фрукты на блюде (Синие сливы)», 1910
«Нам хотелось своей живописью разгромить весь мертво написанный мир, хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом».
Илья Машков.
7. Казимир Малевич «Натюрморт», 1911
«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, Мадонн и бесстыдных Венер, тогда только увидим чисто-живописное произведение.
Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию».
Казимир Малевич.
8. Александра Экстер «Натюрморт», 1913
«Александра Экстер не вела дневника, не написала мемуаров, сохранилось немного её писем. Порою кажется, художником было сделано всё, чтобы будущие исследователи оказались лицом к лицу с одними только его произведениями, лишь в них искали и находили свидетельства жизни и судьбы их автора».
Георгий Коваленко, искусствовед, исследователь русского авангарда.
9. Борис Кустодиев «Натюрморт с фазанами», 1914
— Шедевр Кустодиева отправится на аукцион в Лондоне
«Кустодиев — художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха».
Илья Репин, художник.
10. Константин Коровин «Сирень», 1915
«Живопись Коровина — дерзко-небрежная, грубая — казалась в XIX веке многим просто неумелой. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах — высокого достоинства, что автор их — настоящий живописец».
Александр Бенуа, художник, критик.
11. Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918
«Чтобы додуматься до предметной сущности, необходимо оголить предмет, выключить его декоративность и его приспособленные для человека функции, и лишь тогда вскрываются земные условия и законы его жизни. Тогда уясняются и цвет в его количествах, и форма, обусловливающая цвет, и рефлективная перекличка между предметами, их плотность, прозрачность и вес».
Кузьма Петров-Водкин.
12. Петр Кончаловский «Натюрморт. Сирень в корзине», 1933
«Цветок нельзя писать „так себе“, простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое. В каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить — вместо цветов являются уж звуки какие-то.»
Петр Кончаловский.
13. Юрий Пименов «Уголок кабинета», 1950-60-е годы
«Когда художник начинает писать букет цветов, он не сразу понимает разницу и характер составляющих его частей. Когда же сложность индивидуальностей, составляющих букет, их взаимопереплетенность станут открываться художнику, тогда, вместе с душистыми породами цветов в его картины войдет жизнь».
Юрий Пименов.
14. Оскар Рабин «Натюрморт с тарелкой и „Старкой“, 1965
«У нас, если я не ошибаюсь, всячески превозносится и поощряется реализм. А ведь моя живопись как раз реалистична. Я рисую то, что вижу. Многоплановость российской жизни я мог передать через символ — селедка на газете „Правда“, бутылка водки, паспорт — это каждому понятно».
Оскар Рабин.
15. Владимир Стожаров «Натюрморт. Последняя работа художника», 1973
«То, что создал Стожаров — большой живой родник, и из него еще предстоит черпать другим художникам, им предстоит извлекать не только уроки мастерства, но и подлинную горячую любовь к своей земле, ее истории. Кажется, что старые вещи в его натюрмортах согреты теплом человеческих рук. В его картинах нет приземленности. Земное в них всегда духовно».
Таир Салахов, художник.
Источник: rus.ruvr.ru