Меньшиков отмерил восемь раз

В Театре Ермоловой прошёл «Театральный альманах» — придуманный продюсерами Ксенией Орловой и Сабой Лагадзе фестиваль короткометражных спектаклей молодых режиссёров по инициативе нового худрука театра Олега Меньшикова впервые попал в стены репертуарного театра.

В Театре Ермоловой прошёл «Театральный альманах» — придуманный продюсерами Ксенией Орловой и Сабой Лагадзе фестиваль короткометражных спектаклей молодых режиссёров по инициативе нового худрука театра Олега Меньшикова впервые попал в стены репертуарного театра.

Проект «Театральный альманах» был создан в прошлом сезоне, и первые три его выпуска игрались в Центре им. Мейерхольда. Правила были просты: каждому режиссёру даётся 20 минут на то, чтобы высказаться на определённую тему (в первых «Альманахах» — «Герой», «Свобода», «Любовь»), в любой форме, на любом материале, и с любыми актёрами; принять участие может каждый, кто только пожелает, даже если у него нет профессионального опыта. Отбор отрывков, конечно же, производился, но самый минимальный, а их количество варьировалось от 15 до 20.

Но в этот раз, на большой сцене академического театра, пусть и находящегося в процессе переформатирования под руководством Олега Меньшикова, всё было гораздо строже. Для участия в «Альманахе» было заранее приглашено 8 режиссёров, каждый из которых уже так или иначе заявил о себе – среди них ученики ГИТИСовских педагогов Олега Кудряшова и Леонида Хейфеца, выпускники Школы-студии МХАТ, постоянные режиссёры Театра.doc. Все они работали с актёрами Театра Ермоловой, причём состав каждого мини-спектакля определялся жребием, а на репетиции давалась ровно неделя.

Темой спецвыпуска «Альманаха» стали «Отцы и дети» — конфликт поколений во всевозможных вариациях, с упором, естественно, на вечное противодействие «старого» и «нового».

Главный смысл этого «Альманаха» — встреча молодых режиссёров с Театром Ермоловой, путь в который был закрыт для нескольких поколений их предшественников.

Рождающийся заново театр, в котором Олегом Меньшиковым сняты с репертуара почти все спектакли – и те, кто претендует на участие в формирование новой афиши. Для «Ермоловского» это момент невероятно важный, особенно после первых премьер сезона, из которых пока ни одна не стала полной и очевидной удачей, а часть вообще сделалась предметом насмешек театрального сообщества.

Благодаря «Альманаху» начинающий меняться театр наконец впустил в свои стены молодую энергию – и, пусть далеко не все из мини-спектаклей получились, очевидно, что такой свободной и праздничной атмосферы здесь не было очень давно.

Сыграла свою роль, конечно, и беспрецедентная акция – вход в зал объявили бесплатным для всех; вряд ли можно припомнить хоть одно подобное мероприятие на больших сценах московских театров по меньшей мере за последние 15 лет.

«Альманах» захватил всё здание Театра Ермоловой, задействовав пространство зрительских фойе на обоих этажах. Студентки театроведческого факультета ГИТИСа Дарья Аксёнова и Наталья Базова подготовили фото- и видеоинсталляцию «Тишина», в которой зрителям предлагалось посмотреть серии чёрно-белых портретов режиссёров, участвовавших в «Альманахе», и записи их интервью, которые демонстрировались без звука с субтитрами. Режиссёр Николай Нацыбулин показал перформанс «Наследие», в котором колоритный старый дворник разбирал груды советских газет и плакатов под узнаваемые мелодии, а в итоге сменялся современным гастарбайтером в униформе – и тот, и другой встречали множество персонажей-прохожих из разных эпох.

Главной же частью «офф-программы», оказавшейся сильней многих «официальных» отрывков «Альманаха», был проект актёра и режиссёра Егора Корешкова «Разговоры в фойе».

В разных точках первого этажа молодые артисты, не имеющие отношения к Театру Ермоловой, за чашкой чая разговаривали с его пожилыми актёрами, спрашивая их обо всём на свете, от деталей биографии до философских понятий.

Разговоры шли в трёх местах одновременно, так, что все их охватить было невозможно. Зрители сидели вокруг на стульях и стояли толпой. Бывший худрук театра Владимир Андреев рассказывал о своём поступлении на актёрский, детстве на площади трёх вокзалов, драматурге Леониде Зорине и любви к бездомным собакам. В буфете актриса Наталья Дёмина беседовала с одним из самых аристократичных «ермоловцев» Григорием Назаренко – и они сидели вдвоём перед зеркалом, спиной к зрителям; увидеть их можно было только в отражении. Разговоры происходили в антракте и постоянно заглушались гулом голосов в фойе, что, как ни странно, хорошо работало на концепцию –

это была встреча с великим театральным прошлым, которое как бы само убегало от зрителей, не давалось в руки, не хотело делиться своими подробностями.

Лучшие из мини-спектаклей «Альманаха» также были связаны с темой самоосознания театра, его попыткой осмыслить самого себя и своё место в меняющемся мире. В отрывке «Сто лет в театре» много работающий в Театре.doc режиссёр Талгат Баталов предложил актёрам разных поколений «Ермоловского» ответить на вопросы о том, что для них значит понятие «русский артист», и что они помнят из системы Станиславского. Каждый сначала здоровался со зрителями, представлялся и говорил, сколько лет прослужил в театре. А потом пускался в спонтанные рассуждения, в совокупности говорившие о том, что все ключевые театральные понятия сегодня сварились в такую кашу, что воспринимать их всерьёз никак нельзя.

Да и о какой «системе» можно говорить, если один из ведущих актёров театра дочитал фундаментальную «Работу актёра над собой» Станиславского только до третьей главы, и не открывал её со времён института.

В то же время Владимир Андреев на видео вдохновенно говорил о своих педагогах и о высоких смыслах, которые должно нести искусство – но с монологами артистов его речь существовала в явном и резком контрасте. В конце отрывка на сцену вышел студент-первокурсник и рассказал, как в 2000-м году в «Артеке» вскрыли капсулу с посланием пионеров 60-х, полагавших, что к тому времени в лагере уже будет свой космодром. Речь, видимо, шла о наивности и нереальности любых театральных утопий прошлого – впрочем, смысл этот получился слишком туманным.

Юрий Квятковский, создатель нашумевшей хип-хоперы «Копы в огне», пошёл вместе с драматургом Андреем Стадниковым на рискованный и этически противоречивый эксперимент: они предложили актёрам рассказать о собственных отношениях со своими отцами и детьми. Их отрывок игрался при свете в зале и напоминал сеанс у психоаналитика. Курьёзы в отношениях с матерью или дочкой сменялись драматическими историями и по-настоящему острыми моментами –

так, молодая звезда сериала «Интерны» Кристина Асмус пересказывала свои разговоры с мамой, сводящиеся к просьбе автографов для бесчисленных родственников и друзей.

Некоторые из актёров достигли почти исповедальной искренности, и их смелость не может внушать уважение. Трудность, однако, в том, что эти личные истории почему-то произносились наигранно, со всеми традиционными театральными эффектами:

не зная, что актёры говорят о самих себе, об этом вряд ли можно было бы догадаться.

Вероятно, для них это был способ «запереться», дистанцироваться от собственной жизни и смягчить сложную для них ситуацию. И потому, как бы ни был важен этот опыт, ясно всё же, что до конца его довести пока не получилось.

Другие мини-спектакли существовали в самых разных плоскостях. Здесь был и 10-минутный пересказ краткого содержания «Отцов и детей» Тургенева от Юрия Муравицкого, и сложный монтаж стихов множества поэтов (собравший воедино Максимилиана Волошина и Агнию Барто, Иосифа Бродского и современного поэта Кирилла Медведева) от Кирилла Вытоптова, и коллаж из Тургенева, Чехова, Шекспира и других от Сергея Аронина. Что-то было более удачно, что-то менее, и всё же по-настоящему острого и актуального созвучия теме отцов и детей больше не возникало. Было и вовсе два курьёза, непонятно, каким ветром занесённых в «Альманах». Если большинство режиссёров сочиняли собственные сюжеты, то Рустем Фесак взял пьесу канадца Джона Майтона «Период полураспада», к теме «Альманаха» относящуюся довольно условно – и сделал из неё зрелище сколь традиционное, столь и скучное, особенно странное на общем фоне. Видимо, цель была добиться максимальной актёрской естественности – но вместо этого получился синтез плохого сериала и дурной театральщины.

А переквалифицировавшийся в режиссёра актёр Михаил Милькис выбрал текст загадочного режиссёра и драматурга Клима, за последние десятилетия ставшего «живой легендой» русского театра, по мотивам «Анны Карениной», с отцами и детьми связанный совсем уж опосредованно.

Впрочем, можно было бы и не переживать за несоответствие теме, да главная беда была в том, что сложный символистский текст оказался прочитан со страшным наигрышем и экзальтацией, никак немыслимой в XXI веке.

Несмотря на особые условия этого выпуска «Альманаха» — репертуарный театр, большая сцена, ограниченное количество участников – проблемы его оказались теми же, что и в прошлые разы. Недостаточно строгий отбор режиссёров, полный на сей раз отказ от отсева неудачных отрывков, в некоторых случаях притягивание за уши темы под несвязанную с ней идею, плюс тот факт, что сделаны мини-спектакли были в большой спешке, и это не могло не сказаться на их качестве. И всё же занести новый воздух в Театр Ермоловой «Альманах» явно смог, став самым ярким пока событием в его начавшейся два месяца назад Меньшиковской эпохе.

Автор: Николай Берман

Источник: gazeta.ru

Добавить комментарий