Лев Толстой вновь необычайно популярен на Западе

Лев Толстой вновь необычайно популярен на Западе
Век без Льва Толстого. Сегодня, 20 ноября, столетие со дня смерти великого русского писателя, мыслителя, философа и публициста. Его труды изучают до сих пор, его романы и повести перечитывают, экранизируют и переводят на множество языков мира. Выставки, фестивали, театральные постановки, документальные и художественные фильмы — сегодня всё посвящено памяти писателя.

Век без Льва Толстого. Сегодня, 20 ноября, столетие со дня смерти великого русского писателя, мыслителя, философа и публициста. Его труды изучают до сих пор, его романы и повести перечитывают, экранизируют и переводят на множество языков мира. Выставки, фестивали, театральные постановки, документальные и художественные фильмы — сегодня всё посвящено памяти писателя.

Лев Толстой вновь необычайно популярен на Западе

«Лев Николаевич, память о твоем добре не умрет среди нас, осиротевших крестьян Ясной Поляны» — надпись на транспаранте, сделанном к похоронам писателя. Чудом сохранившаяся хроника последних дней классика — в документальном фильме «Лев Толстой: живой гений».

«Уход Толстого и гибель “Титаника” — вот для меня два события, они чем-то близки. Вдруг задумались — что-то не то происходит», — говорит Павел Басинский, автор книги «Бегство из рая», претендующей на премию «Большая книга». В ней он исследует загадочный уход Толстого из Ясной Поляны и его смерть, которая последовала вскоре.

«Идет Толстой по дорожке в Ясной Поляне. И сказано, редко ему удавалось оставаться одному, все время нарушали его одиночество какие-то ходоки. Вот одним из таких ходоков был отец Александра Исаевича. Гимназист последнего класса. Это просто протянутый канат через поколения, не какая-то тонкая ниточка», — сказала Наталья Солженицына, общественный деятель, вдова Александра Солженицына.

В поисках почти недостижимого уединения Лев Николаевич стремился к долгим медитативным пешим прогулкам. Взяв с собой раскладной стул, он часами бродил по лесам и окрестностям Ясной Поляны. Здесь же в Москве приходилось ограничиваться небольшим садом при усадьбе в Хамовниках.

Эта усадьба — часть «Государственного музея Толстого», ставшего, разумеется, центром мемориальных событий. Дом хранит память о семейных буднях. В годовщину смерти в музее вспоминают, как предчувствие ухода начало вторгаться в идиллический мир Толстых после смерти сына Вани.

«Как будто чувствуя свою смерть, он сказал Софье Андреевне: “Мамочка, а если я умру до 7 лет, я стану ангелом?” И действительно, он умер, не дожив до 7 лет, это была пятая детская смерть, но Толстой сказал, что он впервые в жизни почувствовал безысходность», — рассказывает Николай Хитайленко, главный смотритель усадьбы «Хамовники».

А это кабинет, где Толстой постепенно перешел от литературы художественной к религиозно-философской.

«Очень низкий стул. Толстой был близорук, но очков никогда не носил. Как шутил Шкловский, Толстой не хотел видеть вторую реальность. Он как видел, так и видел. Сам подпилил ножки стула и сидел пониже, естественно глаза ближе к рукописи», — пояснил Николай Хитайленко.

В скромной обстановке под низким потолком написаны «Крейцерова соната», «Повесть о смерти Ивана Ильича», «Воскресение», а также трактаты под говорящими названиями «Царство божие внутри нас», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?»

«Вера, Бог, жизнь, любовь, смерть, бессмертие, жизнь, благо. И этот перечень можно было бы продолжать бесконечно», — говорит Тамара Бурлакова, куратор выставки «Он и она».

Перечисляются понятия, о которых мог бы задуматься посетитель выставки «Он и она». Здесь — о пронзительных отношениях Льва Николаевича и Софьи Андреевны. Кстати, к дате приурочено и издание сочинений этой женщины, роль которой в судьбе мужа история оценивает противоречиво.

Гуляя по одному только центру Москвы, можно посетить целых три музея Льва Толстого: 16-комнатный семейный дом с садом в Хамовниках, толстовский центр на Пятницкой улице и полностью сохранившаяся усадьба писателя на Пречистенке.

В этой усадьбе еще одна дискуссия и призыв не мыслить штампами. В России чистому восприятию Толстого всегда что-нибудь, да мешало. До революции его вообще не печатали, а страна переписывала книги и читала. В советское время его принимали как художника, но отрицали как педагога и мыслителя, сегодня стал заново обсуждаться вопрос о причинах разногласий писателя с православной церковью.

«Толстой — это нравственный гений, который как никогда нужен сегодня, и все те споры, которые сейчас вокруг Толстого, эти споры не новы, они так стары, никто ничего нового не сказал», — считает директор Государственного музея Л. Н. Толстого Виталий Ремизов.

Вышедший недавно голливудский фильм «Последнее воскресенье» — только одно из подтверждений. На Западе интерес к писателю сегодня снова грандиозен. Симпозиумы, кинофестивали и семинары проходят по всему миру. Три крупные выставки в Швейцарии, Германии и Финляндии привлекли публику со всей Европы, плюс десятки новых переводов.

«Вы не представляете, что такое заново перевести на английский, французский, немецкий “Войну и мир”, “Анну Каренину”. Обновление, потому что переводческая школа стала другой. Более того, они хотят слышать слово Толстого как можно приближенное к их языку», — сообщил Виталий Ремизов.

Сегодня все неравнодушные к проблеме так называемого «возвращения Толстого России» собрались в Астапово. К 100-летию со дня смерти писателя на печально знаменитой железнодорожной станции, где прошли последние 7 дней классика, открылся новый толстовский центр. Здесь начинается международный форум, сюда же для изучения русской литературы в целом и Толстого в частности скоро приедут студенты со всего мира.

Источник: vesti.ru

Добавить комментарий