В гости на сказочную планету

Финляндия — страна небольшая. Столичный регион — совсем невелик. А уж русскоговорящие жители нашего региона, кажется, знакомы друг с другом буквально через одного. Очень многие мамы и папы хотят сохранить у сыновей и дочерей свой родной — русский — язык. Водят детей на различные занятия, кружки. Русские организации для детей, которых в Финляндии не так много, у всех на слуху. Пожалуй, сложно найти ребенка, от совсем малыша до подростка, который в разные периоды жизни не занимался бы в том или этом центре.
Финляндия — страна небольшая. Столичный регион — совсем невелик. А уж русскоговорящие жители нашего региона, кажется, знакомы друг с другом буквально через одного. Очень многие мамы и папы хотят сохранить у сыновей и дочерей свой родной — русский — язык. Водят детей на различные занятия, кружки. Русские организации для детей, которых в Финляндии не так много, у всех на слуху. Пожалуй, сложно найти ребенка, от совсем малыша до подростка, который в разные периоды жизни не занимался бы в том или этом центре.

Финляндия
И все же, есть в столичном регионе особое, мало кому известное место. Как свой, отдельный от остальной суеты мир или даже как отдельная планета. На этой планете вроде все как у всех: готовят занятия педагоги, приходят ребята, родители в ожидании детей пьют кофе и обсуждают последние новости… Но что-то неуловимое, ощущение некоей особой атмосферы спокойствия и уюта, не покидает вас.

Вам уже захотелось узнать больше? Тогда я знаю, к кому мы можем обратиться. Ведь у каждой серьезной планеты должен быть свой, настоящий, Главный Звездочет. Он знает все секреты и, возможно, о нескольких из них согласится рассказать нам. Итак… Главный Звездочет планеты SuperKids, директор, художественный руководитель, вдохновитель и организатор, да и просто талантливый, эмоциональный и необычный человек — Игорь Фрей.

История

— Игорь, сколько лет SuperKids? Как все начиналось?

— Мы отработали с детьми уже шесть учебных лет. Первые три года мы назывались «Лекка». Потом директор переехала в другую страну, произошла реорганизация, и все дети, которые были в «Лекке», те педагоги, которые работали под моим руководством в то время, — мы стали SuperKids. Так и получилось: SuperKids три года, но центру — шесть лет.

— Название SuperKids — «Супер Дети». Значит ли это, что центр ориентирован в основном на малышей? Или их старших братьев и сестер тоже есть чем заинтересовать?

— Да, можно сказать, что в этом наша проблема (улыбается). С одной стороны, название нам нравится, но наши замечательные педагоги разработали программы для детей всех возрастов — почти от рождения («Мама и я») до подростков. Но из-за того, что мы называемся SuperKids, у родителей создается впечатление, что мы работаем только с малышами.

О педагогах

— Игорь, даже самый талантливый лидер — «один в поле не воин», давайте поговорим о ваших педагогах. Я знаю, что у вас замечательная команда.

— Да! Я благодарю Бога, что я нашел именно этих людей. Сейчас у меня такая команда, которой может позавидовать любой подобный центр. Мало того, что это настоящие профессионалы (у нас очень требовательный отбор), но это люди с большим опытом. Конечно, все документы, дипломы и разрешения обязательно есть. Но для меня самое главное в человеке — это почувствовать, насколько он инициативен, насколько он творчески интересен. Мне нужны педагоги, которые являются «взрослыми детьми».

Например, если мы опробуем какой-то новый проект, то в первую очередь мы сажаем в кружок других наших педагогов, и они начинают играть. Мы все проверяем сначала на себе. Мне необходимо, чтобы мои коллеги были большими Выдумщиками, которые могут жить на планете SuperKids. Они обязательно должны быть немножко сказочниками и звездочетами, без этого работы с детьми у нас никак не может быть. Например, даже если это языковые кружки — английский, русский, финский язык — их можно преподавать, как в школе: как будто вы садитесь за парту и слушаете.

Нет, мне такое не нужно. Мне нужно, чтобы это было интересно, чтобы ребенок обучался, играя — эмоционально и творчески. Поэтому мы стараемся сделать эти, казалось бы, сухие предметы настолько интересными, что дети, которые ходят в разные кружки, не видят разницы между, например, моим театральным кружком, или нашим замечательным «Бим-Бомом» и тем же русским языком.

Наши Выдумщики создают множество замечательных авторских программ, в которых используют разнообразные современные методики других авторов (например, Железновой, Зайцева или Петерсона), комбинируя их и дополняя. Таким образом, на выходе получаем великолепный результат — по детям видно, насколько работают полученные знания, и родители очень довольны: говорят, что дети просто меняются на глазах.

Это все благодаря моим педагогам. Ни один родитель не приводит ребенка на занятия, потому что «так надо»! Вы бы видели глаза этих родителей, их выражение лица, когда дети выходят с занятий! «Вы представляете, Игорь, мне мой ребенок сказал, что он САМ это сделал!». — «Конечно, — подтверждаю я, — иначе, в чем смысл?» (смеется).

Каждый год мы открываем, заявляем новые кружки, придумываем множество вещей, которые будут интересны и детям, и родителям. Насущная проблема сейчас — нам не хватает педагогов. Ведь не часто встречаются такие альтруисты, как наши преподаватели, готовые ради одного занятия в неделю ехать в Эспоо. А, может, я слишком требователен. Нам как воздух нужны преподаватели для финноязычных групп, количество желающих заниматься намного превышает наши возможности.

О детях и родителях

— Игорь, а к вам много сейчас ходит ребят заниматься? Наверное, вы всех знаете в лицо?

— В этом году у нас около двухсот детей. Знаю не только в лицо и по имени, но и вкусы, интересы, увлечения. И родителей, конечно, тоже знаю. Кажется, что у меня не только двое своих, а вот эти все двести — тоже мои дети.

— В вашем центре дети часто посещают несколько кружков, иногда даже в один день. Но можно заметить, что не все родители, приведя малыша на занятия и «перепоручив» педагогам, стремятся «насладиться свободой», например, отправившись по магазинам. Ведь у вас есть даже занятия для взрослых?

— Да, конечно, у нас созданы несколько групп для взрослых, начиная от обычных занятий и заканчивая, как я их называю, «посиделками». Там родители общаются, прежде всего, на темы воспитания детей, и им это очень интересно и полезно, так как педагоги их детей хорошо знают, могут многое посоветовать. Есть дети, которые ходят к нам на два-три кружка подряд, и действительно, родители не спешат убегать, задерживаются, у нас очень хорошая, дружеская атмосфера, так что они даже после занятий не торопятся домой.

Наш центр — не просто учебно-воспитательный, для сохранения и развития русского языка, культуры, но это еще и центр общения: мы работаем для всей семьи, здесь и ребенок, и взрослый могут найти для себя интересное дело по вкусу.

— Да, родители могут выпить кофе и поболтать, пока дети учатся. А что делают дети, когда на занятиях — родители?

— Дети? Дети тоже занимаются, причем бесплатно. Если родители приходят к нам на платные занятия для взрослых, а им не с кем оставить ребенка, то мы говорим: «Добро пожаловать к нам вместе с ребенком!». Он будет заниматься в кружке «Трям, здравствуйте!» и, как в волшебной стране, будет «ходить на головах» вместе с Игорем, Настей и другими педагогами (улыбается). То есть с ребенком не просто кто-то сидит или гуляет, а занимается весело и с пользой.

О центре

— Игорь, уже в начале знакомства с центром понимаешь, что SuperKids — явление уникальное. Не только кружки для детей и родителей, сезонные праздники и тематические занятия. На вашей планете детям интересно и весело все 365 дней в году, даже в самый важный и любимый всеми день — день рождения?

— Да, у нас это называется «День Рождения с SuperKids». Родители планируют праздник для своего ребенка в день его рождения, они заранее с нами договариваются о времени и программе, и чем это хорошо: ребенок в свой праздник попадает в любимый центр, в привычную атмосферу, куда он уже ходил и знает каждый класс, каждую комнату, где какая игрушка, где висит его рисунок…

И это очень интересно и популярно среди родителей. К тому же обычно у нас определенные педагоги-аниматоры этим занимаются, но часто бывает, что ребенок просит: «Я хочу, чтобы была моя Ира (педагог)! (или Таня)». И тогда уже преподавателям приходится менять свои планы, освобождать этот выходной, готовить программу, и ребенок получает двойной праздник, так как его проводит любимый педагог. И видеть эти счастливые лица детей в их день рождения — это очень приятно, это дорогого стоит.

— Когда центр предлагает столько разнообразных программ, хочется попробовать все и сразу. У вас есть пробные занятия, открытые уроки?

— Пробные занятия у нас, естественно, есть. Причем мы в этом отличаемся от тех центров, где, как правило, одно пробное занятие. У нас их больше (улыбается), то есть одно — в этом кружке, но кружков-то много. Например, приходят родители, которые целенаправленно идут на один какой-то кружок. Тогда первое занятие для них пробное, бесплатное, и тогда, если они попробовали и решили не ходить, с них никто деньги за это занятие брать не будет. Но если они после этого занятия решат продолжать посещать этот кружок, то их финансовая история у нас начнет именно с этого занятия.

А есть родители, которые приходят и говорят: «Я не знаю, он везде хочет». В этом случае я говорю: «Добро пожаловать, в вашем распоряжении неделя». Неделю ходите по кружкам, смотрите, выбирайте, а потом мне скажете, в какие кружки вы будете ходить. Результат — налицо, после таких посещений, если семья может себе это финансово позволить (а у нас очень удобная, гибкая система оплаты), она записывает ребенка минимум в два-три кружка. Потому что кружки у нас действительно интересные и ребенку полезен и тот, и этот… Есть дети, которые ходят в пять-шесть кружков.

— Часто у ребенка есть друзья, с которыми хочется поделиться положительными эмоциями от занятий. Например, иногда я слышу, как мои дети зовут своих одноклассников пойти на кружок вместе. Хочется, конечно, чтобы они тоже попробовали и увидели, как у вас весело и уютно. Но «наш человек — подозрителен»…

— Перед Новым годом мы делали подарочные карты. Это работает так: подарочная карточка позволяет человеку прозаниматься у нас три или пять занятий, причем оплата этой карты существенно ниже, чем стоимость занятий на самом деле. При этом вы можете выбрать, какие занятия посетить, то есть не как одно, пробное, а, например, если карта на пять занятий, тут два, а в другом кружке — три, по желанию.

На Новый год это очень хорошо работало: мамочки не ломали голову, что подарить детям своих друзей. К тому же, когда была реклама этих карт в Фейсбуке, многие люди, в том числе и финны, ставили лайки и комментировали, что это очень хорошая идея, что впервые столкнулись с подобной рекламной акцией применительно к детскому центру. Поэтому мы приняли решение, что с нового учебного года такие карты будут у нас регулярно, не только к Новому году.

— Сейчас занятия закончились, впереди летние каникулы. Но детям расставаться с любимыми педагогами совсем не хочется. Наверняка SuperKids что-то придумал и на этот случай?

— Да, у нас есть летний лагерь. В красивейшем месте, на чистом озере. И у ребят, которые ходят к нам, есть возможность попасть туда вместе — и с нашими замечательными педагогами, которые творчески организуют их досуг, а также и с родителями, у нас семейные лагеря. К тому же, благодаря нашим меценатам, это финансово очень выгодно для родителей: по стоимости неделя проживания с питанием получается в несколько раз дешевле, чем это оплачивали бы обычные люди, приехавшие сами.

— Игорь, на ваш взгляд, в чем еще особенность центра SuperKids?

— Мне кажется, что у нас выстроены особенные отношения между педагогическим коллективом, родителями и детьми — менее официально, что ли, не по-школьному. Можно сказать, что родители — это участники нашего творческого процесса. Даже когда мы планируем, создаем что-то новое, мы советуемся с ними, учитываем их мнение. Мы всегда идем им навстречу с открытым сердцем, и за много лет работы у нас еще ни разу не было никаких проблем или конфликтов с родителями, мы относимся к ним, как к членам своей семьи. Семья хорошая, и отношения, соответственно, очень хорошие, дружеские, доверительные.

О театре

— Игорь, многие занятия вы ведете сами. Конечно, в каждой программе есть своя изюминка. Но у Художника всегда есть какое-то одно, любимое творение. Что именно у вас вызывает больше всего переживаний, эмоций? На какие занятия вы всегда идете с интересом и волнением? О чем думаете вечером, когда рабочий день позади и надо бы отложить дела до утра?

— Естественно, я театрал. Хотя я веду и риторику, и сказкотерапию, и «Волшебные кубики», как специалист, имея образование и подготовку. Но среди них, конечно, мое самое любимое — это театральный. Потому что, во-первых, я профессиональный актер, и во-вторых, я очень люблю театр и очень люблю работать с детьми в этом направлении. У нас только что прошел выпускной концерт, а я уже сейчас знаю, какой у нас будет зимний спектакль, уже сейчас думаю, как все это сделать, как распределить роли…

— У вас занимаются не только малыши, но и вполне «сознательные» ребята. Сложно быть режиссером в детском коллективе? Ведь взрослые, наверное, более внимательные, организованные?

— Вообще с малышами сложнее работать, чем с подростками или со взрослыми. Потому что малыши тебе никогда не простят неправды. Один раз стоит ребенка обмануть — и потом реабилитироваться очень сложно, практически нереально. Все равно у ребенка остается осадок неправды. У малышей чувства настолько обостренные, они видят неискренность. Самые маленькие у меня в театральном кружке «Пиноккио». Я всегда начинаю с ними занятия с кукольного театра, потому что это первый шаг к раскрепощению ребенка, кукла — это тот предмет, за который он прячется.

Как правило, малыш боится выйти перед родителями на сцену и сказать слово, а когда у него кукла — это она разговаривает, его голосом. Ему это легко. Потом постепенно он начинает играть сам. И еще в чем сложность работы с малышами — у них нет такого чувства ответственности, как у ребят постарше. Старшие знают, что театр — это коллективная работа, и если он не выучит роль или не придет, спектакля не будет. А у малыша сегодня есть настроение — завтра нет. И сделать так, чтобы поддержать это настроение, чтобы он бежал на сцену, чтобы он говорил: «Я хочу выступить!», — это действительно сложно.

Но, тем не менее, вот пример недавнего спектакля — у меня самые маленькие показывали сказку «Лубяная избушка». На занятиях я был уверен, что буду за одного из героев читать, что он не выйдет к зрителям. Но когда объявили «Лубяную избушку», этот мой герой выбежал на сцену, сказал: «Я буду!» — и отыграл прекрасно, лучше… нет (улыбается), нельзя говорить «лучше всех», все замечательно играли. Он прекрасно отработал, да так, что не только зал аплодировал и кричал «Браво!», но и я сам, стоя возле них, аплодировал.

Я всегда с детьми искренен, я не смотрю на их возраст и работаю с ними одинаково — что с двенадцатилеткой, что с трехлеткой в младшей группе. Самое главное — быть честным с ребенком, относиться к нему, как к взрослому, близкому человеку, никогда не обманывать.

— Игорь, как ребята разного возраста взаимодействуют между собой? Конфликта интересов не происходит? Ну, например, ребенку шести-семи лет будет интересно играть, скажем, Колобка, а в десять-двенадцать, наверное, уже хочется что-то… серьезное?

— Давайте не будем путать такие вещи! У меня, в нашем театре «Маски», три возрастные группы. И я их не смешиваю. Конечно, младшая группа, где деткам по три-четыре года, и старшая проектная группа, где дети 10 — 12 лет, они не сработаются в одном репертуаре. Во-первых, каждая группа у нас делает свои концертные номера. Но если мы готовим большой спектакль, как, например, сейчас, весной, — задействованы все группы. Основные роли играют старшие.

Конкретный пример — «Кошкин дом». Восемь главных ролей (кошка и ее гости), плюс котята, плюс во время пожара там множество актеров — пожарники, бобры, овечки-зеваки… Все со словами, с ролями. Главные роли играет старшая группа. Котят, у которых тоже слов немало, играет средняя группа. А пожарников, которые прилетали на пожар и тушили его, и говорили свои слова, у меня играла младшая группа.

Получилось, что задействованы были все ребята, но при этом у них в работе не возникало конфликтов, и они очень хорошо справились. Мне очень понравилось, как на спектакле вылетела моя младшая группа (смеется), мои грачи вылетели. Как они работали, как они играли! Зал взорвался аплодисментами. Для меня это было так приятно! И все-таки очень важна работа над материалом.

Мы каждый год выпускаем по два спектакля. Для таких коллективов это сложно — выпустить два нормальных, полноценных спектакля с учетом того, что мы не просто репетируем роли, у нас идет процесс работы театрального кружка: специальные упражнения, дети учатся правильно говорить, двигаться — это все театральная работа. И у нас ни разу не было спектакля, где не были бы задействованы все возрастные группы. Если мы ставим какую-то сказку, я смотрю, сколько там ролей, сколько у меня актеров, групп, нужно показать всех, и я что-то выбираю, добавляю вместе со своим соавтором (у нас педагог есть, Ирина — очень талантливый, творческий человек и грамотный преподаватель). У нас были спектакли «Аленький цветочек», «Семеро козлят», «Буратино». И людям нравится! Знаете, к нам приезжают из разных мест, звонят и спрашивают — можно ли попасть на вашу сказку, слышали, что у вас очень интересно.

— Часто дети, которые стремятся в театральную студию, видят себя сразу в главной роли, но ведь невозможно дать главную роль каждому. Как вы справляетесь с такими ожиданиями маленьких артистов?

— Я вам скажу так… Я не хочу себя хвалить (смеется), но я умею объяснить ребенку важность его роли. Приведу пример. У меня есть ребенок, который тянет на все главные роли любого спектакля. В некоторых спектаклях он играет главную роль, а вот в других я его в главной роли не вижу. Это интересный и талантливый ребенок, способный на многое, и я умею показать ему всю «вкусность» роли второго плана. Я могу это объяснить по каждой роли каждому ребенку. Вот в прошлом году мы ставили «Буратино». Казалось бы, главная роль — Мальвина. Но одна из талантливых девочек, в результате, сыграла такую интересную, гламурную, модную Черепаху Тортиллу, что этого персонажа запомнили все.

— Мне казалось, вы сейчас скажете про Лису.

— Нет, Черепаха. В этом спектакле Лису играла Ирина, о которой я уже вам говорил, а Кота Базилио — я. А все стальные роли играли, естественно, дети. И старшие, и младшие. Я стараюсь объяснить ребенку, насколько важна именно эта роль в этом спектакле, насколько нужно именно ему ее сыграть. Потому что если он ее не сыграет, другой сыграет ее хуже. И так в каждом спектакле. Вот опять о недавнем «Кошкином доме». Вы бы видели глаза детей при распределении ролей! Я задал детям сначала посмотреть старый советский мультик, потом прочесть пьесу, а затем, на следующем занятии, сказать, кто какую роль хочет.

В результате у меня пришли четыре девочки — четыре Кошки. А мне нужны были, кроме Кошки, еще Коза, Свинья и Курица. Я сначала их выслушал, а потом объяснил, какой я вижу каждую роль. Коза — мне не нужна старая, скандальная Коза. Мне нужна гламурная Коза, модница. Мне не нужна толстая Свинюха, мне нужна умная и серьезная Поросюша. После этого я сказал: «Ты будешь играть этого, ты — этого»… Все закричали: «Ура!». Вот так и решаются проблемы с распределением ролей.

— Вы упомянули про Кота Базилио. Я так понимаю, что во многих спектаклях вы играете сами, одновременно являясь постановщиком. Это сложно?

— Да, обычно самые сложные, связующие роли мы с Ириной берем на себя. Естественно, это море удовольствия: работать с детьми, потому что ребенок-партнер по сцене — это благодатный материал и ты получаешь удовольствие от работы. Я играл со многими актерами, и даже со звездами, которых все знают, но это совершенно другое. Я желаю всем профессиональным актерам поработать на сцене с актерами-детьми. Потому что это такая ответственность, это настолько серьезно, здесь малейшей ошибки не может быть — сразу зритель увидит ложь, фальшивку, подделку. Поэтому происходит чудо на сцене, когда дети играют искренне, правдиво, ну а ты, естественно, не можешь по-другому, ты должен выкладываться на сто, на двести процентов. Поэтому с детьми работать на сцене — это и очень ответственная, и очень благодарная работа.

— Режиссера принято спрашивать о творческих планах. И это всегда очень интересно. Поделитесь?

— Творческие планы? У меня планы одни — центр, SuperKids. Именно театральные планы вписываются в SuperKids. С нового учебного года мы открываем проектную театральную группу, она будет работать только над постановками, там будет и хореограф, и педагог по вокалу, так как в наших мюзиклах артисты будут и петь, и танцевать. Очень серьезные планы. Что мы будем ставить — пока говорить не буду (улыбается).

Для будущих жителей планеты SuperKids

— В заключение хочется сказать, что все-таки, когда читаешь местные форумы и беседуешь с другими родителями, возникает ощущение, что SuperKids — «вещь в себе», рекламы немного, узнают о вас, как правило, от знакомых, но если приходят, то уже остаются надолго. Очень «тихая», зашифрованная планета получается. Что бы вы сейчас сказали родителям, которые сегодня первый раз слышат о вашем центре?

— Это, конечно, очень ответственно — обращаться к родителям, которые нас еще не знают (улыбается). Ну, если так просто, от души… Прежде всего, хочу сказать родителям, чтобы они были со своими детками предельно честны. Мы уже говорили сегодня о том, как важна искренность в отношениях с детьми. Второе: мы очень любим своих воспитанников, для нас самый главный — это ребенок. Наши педагоги всю свою работу строят именно на любви к ребенку, на том, чтобы дать ему все самое лучшее, как своему родному, и дети отвечают тем же.

Кроме того, мы всегда видим результат, потому что к нам дети если уж приходят, то остаются надолго, а за ними тянутся младшие братишки-сестренки… Так что могу сказать будущим нашим родителям и деткам: приходите, посмотрите, попробуйте! А по поводу «зашифрованности»… Мы, действительно, маленькая планета на большом небосклоне звезд, коллективов и различных подобных центров. Мы — тихая, скромная планета, нам некогда заниматься рекламой, мы просто работаем и, знаете, самая лучшая реклама — это когда родители, которые к нам ходят, искренне о нас рассказывают друзьям — тоже родителям. Поверьте мне, большинство детей пришло к нам именно по такой рекламе. Если бы родителям что-то не нравилось, они ничего бы не рассказывали, просто не было бы желания.

— Игорь, если человек хочет привести к вам ребенка с нового учебного года, где можно записаться, когда, как?

— Название наше всем легко запомнить: SuperKids. У нас есть такой же сайт — superkids.fi. Туда можно зайти и увидеть все: о педагогах, расписание, цены. И есть там раздел «запись». Родители записываются и получают потом от нас информацию, что им дальше делать, когда приходить, куда, и так далее. Если они хотя лично поговорить — они могут позвонить, на сайте указаны номера телефонов. Если они хотят написать — пожалуйста, там есть адрес электронной почты.

Прямая речь

— Я безумно люблю наших детей и очень стараюсь быть с ними предельно честным и откровенным. Приходя сюда, их глаза светятся радостью и любовью. В их глазках я читаю вопрос: «Чем сегодня ты нас удивишь? В какое путешествие сегодня мы отправимся?». Этим глазкам невозможно лгать. Вы спрашивали о моих вечерах. Когда вечером я ложусь спать, у меня перед глазами наши дети, я вижу выражение их лиц, я вспоминаю, кто что сказал сегодня, думаю о том, что нужно им завтра принести… Я поймал себя на мысли, что мне не темно ночью, потому что передо мной этот свет детских глаз — он мне светит всегда: и днем, и ночью. И я живу только ради этого. И дай Бог, чтобы этот свет никогда не угасал!

И я все время прошу: «Время, остановись!». Потому что если будешь стареть, уже не сможешь вот так, как сейчас, с ними прыгать, бегать, гонять… И может быть, поэтому взамен я получаю такой лучезарный свет этих глазок, ради которого стоит жить и работать. И я живу этим светом!

Вот такой он, Главный Звездочет планеты SuperKids — очень эмоциональный, очень творческий, очень открытый. Общаясь с ним, понимаешь, что еще есть среди нас талантливые, бескорыстные, самозабвенно любящие детей педагоги, и пока они есть, будет мерцать на небосклоне маленькая, тихая, но такая нужная детям планета.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий