Год без авторитетов
Год без авторитетов
В 2011-м победитель голосования был, в общем, понятен заведомо Пи Джей Харви набрала в полтора раза больше голосов, чем ближайший преследователь, и вряд ли изначально у кого-нибудь были сомнения, что этим дело и кончится. Там совпала редкая комбинация факторов: статусный артист родом из 90-х (это поколение явным образом ценится в России больше прочих), записавший выдающийся альбом, который к тому же был сверхточным высказыванием о происходящем вокруг; в таких случаях мало у кого еще могут быть шансы. В 2012-м совсем другая ситуация: кое-кто из больших, конечно, высказывался, но в основном, мягко говоря, амбивалентно; на данном этапе это год без хедлайнеров и судя по расписанию грядущих релизов, не факт, что они вообще появятся (это, конечно, в мировом контексте в местном ожидаются как минимум Сплин и Земфира). Тем, однако, интереснее История историей, но именно в такие моменты можно наблюдать, как формируется новая система приоритетов и величин. Понятно, что всегда существует некая репутационная инерция, да и вообще в эпоху передозировки музыкальной информацией многим приятно держаться за прежние иерархии, чтобы хоть как-то выстраивать систему координат, этим и, думаю, только этим объясняется присутствие в финальном списке Sigur Ros, Garbage и Мадонны. (А этим и не только этим хорошие позиции Джека Уайта, Spiritualized, Tindersticks, Марка Ланегана и Коэна.) Но в целом складывается новая картина и вполне возможно, продавцам в еще существующих музыкальных магазинах имеет смысл подумать о том, чтобы вставить на самое видное место другие пластинки и других авторов.
Новая элита
Посмотрите на первую восьмерку: в ней нет ни одной группы старше 10 лет; средний возраст будет и того сильно меньше. И тем не менее кто-нибудь сомневался, что именно эти имена в том или ином порядке окажутся на вершине? (Тут можно возразить, что я, вероятно, не сомневался, потому что сам за этих людей и голосовал, но именно в первой восьмерке можно наблюдать самые большие отрывы.) К этому пора привыкнуть: сегодняшнее положение дел таково, что Chromatics, Beach House, Hot Chip это уже по-настоящему большие группы, заслуживающие того, чтобы писать их имена на афишах теми же шрифтами, что и названия, которые на этих афишах появляются сильно не первый десяток лет. И слава богу, это абсолютно здоровая и логичная ситуация: все эти ансамбли записываются не первый год, их не назовешь выскочками, они постепенно и последовательно набирали вес и наконец набрали; тот же тезис, на самом деле, касается группы NRKTK только в местном, конечно, масштабе. Некоторые другие мелкие выводы относительно группы лидеров: хайп по-прежнему работает (см. позиции Ланы дель Рей вряд ли нужно аргументировать, что оно обусловлено не только собственно песнями); девушке из Grimes и правда удалось вывести камерный комнатный авант-поп на качественно иной уровень.
Почему Россия не Америка
Именно так, в вопросительном регистре. Готов ручаться, что, если бы подобный опрос проводился в Америке, в итогах фигурировали бы и на высоких позициях как минимум Фиона Эппл и Киллер Майк; если бы он проводился в Англии… Ну, тоже наверняка были бы кандидатуры, которые здесь не прошли даже в лонг-лист. В нашем итоговом списке всего две хип-хоповых записи (плюс две русских) и всего одна электронная притом что с важными записями в этих жанрах в этом году все более чем в порядке; и понятно, что тут всегда можно выдвинуть какую-нибудь версию про специфику читателей Афиши или про специфику людей, которые участвуют в такого рода голосованиях; но этого, кажется, недостаточно. Можно объяснить, почему здесь не пользуются массовым спросом Брюс Спрингстин или Нил Янг, и уже куда труднее понять, почему при заметной востребованности Аманды Палмер или там Регины Спектор сколь-нибудь значимой фигурой не является та же Фиона Эппл (а это ведь только один пример тот же вопрос можно задать, например, относительно группы Phoenix); очевидно, что ссылка на то, что про нее не пишут, в 2012-м году не может быть признана адекватной. Есть какая-то, видимо, разница менталитетов, в силу которой одни музыканты успешно приживаются и на здешней почве, а другие нет; впрочем, журналистского аппарата для того, чтобы ее выявить, не хватит тут нужно привлекать социологию культуры: неплохая, мне кажется, тема для какой-нибудь курсовой.
Птицу емъ не прикол
С русскими итогами все более-менее понятно и, как водится, отрадно. Иван Дорн и правда новая универсальная звезда, человек, песни которого могут быть востребована и среди слушателей FM-радиостанций, и среди людей, которые потребляют музыку через торрент-трекеры и RSS-ридеры. Ifwe и правда записали прекрасную пластинку и абсолютно заслуженно получили Степного волка в номинации Дебют; вообще, их случай, как и случай The Retuses, подозрительным образом смахивает на то, как и должна работать музыкальная индустрия (лейбл Снегири подхватил и тех, и других в самый правильный момент); не спугнуть бы. Арсений Морозов и правда важный песнеписатель земли русской: трудно упрекнуть Афишу в том, что она особенно ретиво продвигала его новый ансамбль, однако ж и он пролез в первую двадцатку. Дивизия могла бы быть и повыше ну да не беда, наверстают; в конце концов, Гобой только половина альбома. Федоров и Кровосток это уже вечные ценности (прошу прощения за такое оксюморонное соположение). Про NRKTK сказано выше.
Ну и победа Птицу емъ это, конечно, абсолютно заслуженный триумф, о котором я лично мечтал, но ожидать не мог; и тут, опять же, не объяснишь все одним пиаром если в прошлом году в случае с Муджусом этот аргумент и мог бы быть принят, то про Давай забудем о морали у нас всего-то была одна небольшая рецензия да микс, не имевший к пластинке прямого отношения. Нет: вместе с тем же Cтепным волком, заработанным Птицу емъ в номинации Слова, это полноправное доказательство состоятельности; решающий аргумент в пользу того, что отмахиваться от Птицы с вердиктами вроде смешная похабень для узкого круга, как минимум недальновидно. Чемпионство Птицу емъ можно объяснить разными способами. И тем, что они лучше других понимают, что рэп это тоже про песни, и каждая их вещь въедается в подсознание намертво с первого-второго прослушивания. И тем, что они производят даже не параллельный, а перпендикулярный хип-хоп; умудряются создать выдающийся образец жанра, нарушив все его мыслимые законы. И выдающимся остроумием; умением шутить без презрения к объекту шутки; сочетать социальную аналитику с юмористикой. И тем, что в конечном счете Давай забудем о морали есть исследование человеческого одиночества и отчуждения, и их персонажи просто гротескные иллюстрации, позволяющие высветить те или иные психологические механизмы. И тем, что в некотором смысле этот альбом являет собой манифест того самого нового гуманизма, о котором столько говорят и которого так не хватает. В любом случае, такую бессмысленную затею, как составление коллективного списка лучших пластинок последних 6 месяцев, стоило затевать хотя бы ради того, чтобы увидеть Давай забудем о морали на первой строчке единолично, на полкорпуса впереди, без всяких подтасовок.
Погнали, что ли, в парк днюху отметим.
Итоги голосования: топ 30
1. Птицу емъ Давай забудем о морали [52]
2. Chromatics Kill for Love [48]
3. Lana Del Rey Born to Die [44]
4. Beach House Bloom [43]
5-6. NRKTK Разочарование года [32]
5-6. Grimes Visions [32]
7. Hot Chip In Our Heads [25]
8-9. Chairlift Something [24]
8-9. Jack White Blunderbuss [24]
10-11. Ifwe Вся моя радость [20]
10-11. Spiritualized Sweet Heart Sweet Light [20]
12. Death Grips The Money Store [18]
13. Trust TRST [17]
14. Garbage Not Your Kind of People [16]
15. Tindersticks The Something Rain [15]
16-17. Иван Дорн Co\’n\’Dorn [14]
16-17. Sigur Ros Valtari [14]
18-19. Кровосток Студень [13]
18-19. Gossip A Joyful Noise [13]
20-25. Краснознаменная дивизия имени моей бабушки Гобой [12]
20-25. Sonic Death Gothic Session [12]
20-25. Mark Lanegan Blues Funeral [12]
20-25. John Talabot IN [12]
20-25. Леонид Федоров Весна [12]
20-25. Madonna MDNA [12]
26-28. Leonard Cohen Old Ideas [11]
26-28. Santigold Master Of My Make-Believe [11]
26-28. Smashing Pumpkins Oceania [11]
29-30. A Place to Bury Strangers Worship [10]
29-30. El-P Cancer 4 Cure [10]
Источник: afisha.ru