Сугубо мужское служение на колокольне сегодня берут в свои руки барышни. Почему? Об этом, в частности, рассказывает старший звонарь Екатеринбургской епархии протодиакон Димитрий Бажанов
Сугубо мужское служение на колокольне сегодня берут в свои руки барышни. Почему? Об этом, в частности, рассказывает старший звонарь Екатеринбургской епархии протодиакон Димитрий Бажанов
— Отец Димитрий, кого будете принимать в этом году на фестивале колокольного звона? — Нынче к нам приедет, например, игумен отец Антоний — старший звонарь Троицко-Сергиевой лавры. Это та школа, которая имеет непрерывную традицию колокольного звона. Отец Антоний — один из преемников игумена Михея, который унаследовал традиции дореволюционных колокольных звонов.
Мы пригласили и иеродиакона Романа — старшего звонаря Свято-Данилова ставропигиального (то есть настоятелем является Патриарх) монастыря. В этом монастыре при восстановлении собирались отовсюду колокола, которые уцелели в годы лихолетья. Так, например, в 2008 году туда вернулись родные колокола из Гарварда. Это тоже интересная старейшая звонарская школа.
Фестиваль традиционно собирает большое количество гостей. Неудивительно, ведь колокольный звон всегда сопутствовал жизни русского народа, он неразрывно связан с нашей историй. Это отражено и в классических произведениях. Взять Достоевского, раннего Толстого, Тургенева, оперы Чайковского, Мусоргского…
— Кстати, если не ошибаюсь, вы участвуете в постановке Свердловского театра драмы? — Да, приходится участвовать в спектакле «Иван Грозный». Я там звоню по благословению еще архиепископа Викентия. Признаться, я этим был смущен — все-таки театр не совсем наше дело. Но когда речь идет о том, чтобы люди задумались о смысле жизни, такое участие возможно. Хотя самое главное назначение звона — способствование молитве.
— В чем особенности нашей уральской звонарской школы? — Она в многом базируется на звонах Троицко-Сергиевой лавры. Но особенности, конечно, есть. У нас, например, звон в трельные колокола осуществляется с помощью палочки, таким образом звонарь управляет четырьмя колоколами. Можно в них звонить и веревками, но у нас есть вот такое уральское изобретение. Если звонарь опытный, он таким образом может совершать звон в 10-12 колоколов. Кроме того, в морозы, в варежках или шубенках, руки благодаря палочкам не так замерзают.
— Интересно, чем должен обладать хороший звонарь? Разумеется, помимо стремления служить Богу. — Это должен быть, прежде всего, состоявшийся морально, нравственный человек — через звон передается настрой человека. А помимо этого нужны хорошая координация, чувство ритма. Кстати, нередко бывает, когда у профессиональных музыкантов хуже получается звонить, чем у какого-нибудь паренька из деревни. Кому как Бог дал.
Но, как и в любом искусстве, в любом призвании, в любой профессии, звонарям нужна постоянная тренировка. Бывали такие случаи: люди оканчивали курсы звонарей, потом у них пропадал интерес. Все, через полгода-год им или заново нужно учиться, или их уже нельзя подпускать к колоколам.
Что касается возраста, то обычно разрешено звонить с 14 лет в силу большой физической нагрузки — это тяжелый труд и физически и умственно. Хотя подростки ведь тоже разные, один в 18 лет автомат не удержит, а другой в 14 уже ворочает большие колокола.
— То есть крепкое здоровье — немаловажный фактор для звонаря? — Конечно. У нас на Урале на колокольне комфортно бывает только с середины июня до начала августа. В остальное время — холодно. Особенно тяжелые сезоны — поздняя осень и ранняя весна. Дело в том, что колокольня располагается в сторону запада (чтобы встречать свадебную пару или провожать в последний путь усопшего, крестный ход чтобы видеть), а у нас в регионе роза ветров обычно с запада. Но если человек понимает, зачем он на это идет, если он служит Богу, он все это претерпевает. Поэтому «лишние» люди у нас не задерживаются.
— Насколько я знаю, у вас на курсах даже девушки учатся. — Да учатся, хотя девушка-звонарь — это все же исключение из правил. К сожалению, когда в стране происходит кризис, нравственность деградирует, мужчин не хватает, женщины встают к пушкам. И к колоколам. Конечно, это не совсем правильно. Это правильно разве только в женских монастырях… Труд этот не женский. Хотя если колокольня небольшая, нет 16-тонного колокола, как на Большом Златоусте, а маленькие колокольчики весом до тонны грамотно развешены, то справится и женщина.
— Размер колокола имеет большое значение? — Раньше чем был больше вес у колокола, тем дальше его было слышно. Например, в былые времена, когда в городе преобладали невысокие дома, звон от Большого Златоуста был слышен до Арамили, до Шарташа. Сейчас, естественно, такого не будет: этажность высокая, шум машин, шум предприятий. К тому же мы пока не достигли той высоты технологии отливки колоколов, что была до революции. Колокололитейное искусство — сложное, возрождение его — дело не одного дня, оно требует подвигов не только физических, но и духовных.
— Отец Димитрий, вокруг звонарей немало мифов существует. Считается, например, что они часто теряют слух… — (Смеется. — ред.) Я звоню с 1991 года, и пока все нормально, вас хорошо слышу. Случаи есть, когда и колокола разбивают, и языки отрывают, но, извините, если с головой не все в порядке, все можно сделать. На стандартной колокольне, где правильно размещены колокола, можно спокойно звонить. В крайнем случае для особых нагрузок есть беруши, наушники.
— Уральские курсы звонарей с 2006 года работают. Любопытно, а вы где учились этому церковному искусству? — Мы полусамоучки. Записей было не найти, пластинок было немного. Слушали нашего звонаря Николая Затекина — нынешнего архимандрита Тихона из Нижегородской епархии. Первую свою учебную звонницу я сделал в пристрое дома своего прадеда из чугунных горшков. Тренировался, чтобы никто не слышал. Теперь, конечно, другие условия. Идеальные. Специальный учебный класс, учебная звонница. Не говоря о том, что есть возможность через Интернет послушать любые колокольные школы, любые звоны.
Протодиакон Димитрий Бажанов родился в 1978 году в Свердловске. Звонарь с 1991 года. В 2000 году окончил Екатеринбургскую духовную семинарию. В 2006 году — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва). Старший звонарь Екатеринбургской епархии.
Источник: ural.aif.ru