Наследники Бетховена и Бородина («Nashagazeta.ch», Швейцария)

Наследники Бетховена и Бородина (
«Наш» квартет в Цюрихе

22 мае в Бруннене, кантон Швиц, с классической программой выступит Квартет имени Берлинского. Предстоящий концерт новоиспеченного квартета, как и вся его настоящая и будущая творческая деятельность, будет тесно связана с целым клубком музыкально-исторических ассоциаций, пишет швейцарская «Наша газета.ch».

«Наш» квартет в Цюрихе

22 мае в Бруннене, кантон Швиц, с классической программой выступит Квартет имени Берлинского. Предстоящий концерт новоиспеченного квартета, как и вся его настоящая и будущая творческая деятельность, будет тесно связана с целым клубком музыкально-исторических ассоциаций, пишет швейцарская «Наша газета.ch».

Наследники Бетховена и Бородина (

Одно только название квартета напоминает любителям музыки о выдающейся музыкальной эпохе, с которой связано имя Валентина Берлинского. Это имя «тянет» за собой, с одной стороны, Бетховена и Бородина, с другой — Шостаковича, с которым Берлинского связывали дружеские отношения, отмечает издание и предлагает разобраться в основных переплетениях судеб, творческих мотивов и музыкальных фраз, совершив небольшое путешествие, главным лейтмотивом которого станет струнный квартет.

Неудивительно, что словом «квартет» обозначают одновременно жанр академической музыки и музыкальный коллектив, исполняющий соответствующие произведения, считает газета: отношения внутри коллектива построены на основе определенных традиций, заложенных композиторами.

«Первая скрипка — это визитная карточка квартета, это его лицо», — часто повторял виолончелист Валентин Берлинский, создатель Квартета имени Бородина. Парадоксально, но этот квартет во всем мире связывали как раз с именем самого Берлинского, его основателя и главного вдохновителя, пишет издание.

Сегодня его имя носит новый квартет, основанный 15 декабря 2009 года, в первую годовщину его смерти. Квартет имени Берлинского, в отличие от двух своих знаменитых предшественников (Квартета имени Бетховена и Квартета Бородина), родился не в Москве, а в Цюрихе. В составе только один россиянин. Но главные традиции и стандарты соответствуют принципам, заложенным самим Берлинским. И если верно, что человека в большей степени определяет воспитание, а не место рождения, то Квартет имени Берлинского с уверенностью можно называть «нашим», утверждает издание.

Название коллектива совсем не случайно, скорее закономерно, ведь Берлинский прочно вошел в мировую музыкальную культуру как создатель одного из самых ярких квартетов. «Если Рихтер — это рояль, а Ойстрах — скрипка, то Берлинский — это квартет» — так определяет место Валентина Берлинского российский альтист и дирижер Юрий Башмет.

Еще совсем юный Квартет имени Берлинского в большей степени культурно и исторически связан со знаменитыми советскими квартетами: Квартетом Бетховена и Квартетом Бородина, каждый из которых достиг больших высот в исполнении квартетов Шостаковича и многих других композиторов, констатирует газета.

Валентин Берлинский в 1944 году создал студенческий квартет, который уже довольно скоро заслужил всемирную славу и признание. Первое официальное название — Квартет Московской филармонии. Но уже в 1955 году ему присвоено имя Бородина, рассказывает издание.

Имя Александра Порфирьевича Бородина было выбрано неслучайно: он считается одним из отцов русской традиции в жанре. Сам Берлинский в течение 62 лет исполнял партию виолончели, одновременно являясь руководителем коллектива.

Особенно плодотворно квартет сотрудничал с Дмитрием Шостаковичем. Но первым исполнителем большинства квартетов композитора был основанный на двадцать лет раньше, в 1923 году, Квартет Московской филармонии, позднее получившей имя Бетховена.

Квартет имени Бородина также брался за музыку Шостаковича, с которым Берлинский поддерживал очень тесные личные дружеские связи и постоянно консультировался во время работы над его произведениями.

Разница в возрасте между участниками Квартета Бетховена и Квартета Бородина была значительной. К 1944 году Квартет Бетховена состоял из уже сложившихся музыкантов, которые были на одно поколение старше тогда еще совсем молодых музыкантов, собранных Берлинским, пишет издание.

Квартет Бетховена, плоть от плоти советской музыкальной школы, прекратил свое существование в 1990 году, накануне распада государства. Что касается Квартета Бородина, то на сегодняшний день он является одним из старейших непрерывно выступающих камерных ансамблей мира.

Со смертью Валентина Берлинского, хранителя традиций и главного человека в квартете, состав коллектива претерпел некоторые изменения, отмечает газета, но вектор развития и высокие требования сохранились на прежнем уровне.

Квартет имени Берлинского также является струнным, то есть состоит из двух скрипок, альта и виолончели. Состав основанного в Цюрихе коллектива отличает интересная для продолжателей советских музыкальных традиций интернациональность: первая скрипка — Бартек Нициол (Польша), вторая скрипка — Ванг Сяопинь (Китай), альт — Дэвид Гринлис (Великобритания), виолончель — Александр Неустроев (Россия).

Несмотря на свой международный состав, квартет Берлинского исполнит очень «русские» произведения. В программу выступления войдут Седьмой и Третий квартеты Шостаковича и второй квартет Бетховена «Разумовский», посвященный выдающемуся российскому дипломату второй половины 18-го — начала 19-го веков Андрею Кирилловичу Разумовскому, известному своей привязанностью к музыке, информирует швейцарская «Наша газета.ch».

Культурный оазис в Бруклине

«Мир танца» — так называется гала-концерт ББТ, русско-американской балетной школы, которая празднует 25-летие своего существования, сообщает американская газета «Русский базар».

И это не только юбилей — это торжество того упорного профессионального труда, той любви к балету и своим ученикам, которую вложили в создание школы ее основатель Ирина Ройзен, хореограф Эдуард Кушнарев, педагоги, в числе которых Лариса Акиничива-Смирнова, менеджер Владимир Леписко и музыкальный руководитель школы Розалия Герман.

Это торжество — привести школу к такому высокому профессиональному уровню, чтобы ученики смогли танцевать на этом гала «вальс» из «Лебединого озера» и отрывки из «Пахиты», утверждает газета. Это торжество — оказаться единственной балетной школой Бруклина, которая приглашена участвовать в новой программе Бруклинской Академии музыки.

Вновь построенный театр БАМа имени Ричарда Фишера совместно с Кеннеди-центром в Вашингтоне создали программу, которая должна способствовать развитию театрального искусства, информирует издание. В этом году внимание организаторов сосредоточено на искусстве танца. Школа Ирины Ройзен будет единственной, которая покажет детские спектакли для детей.

Каждую субботу в течение года БАМ будет предоставлять школе студии для занятий и репетиций с детьми, отобранными школой для участия в проекте. Кураторами школы станут танцовщики Американского балетного театра и Сити-балета.

По условиям программы, сообщает газета, школа должна показывать только самостоятельную работу, одно-два выступления в течение следующего года.

«Это не проблема, — говорит хореограф Эдуард Кушнарев. — У нас создано 13 программ, 13 детских спектаклей. Мы решили начать с балета „Гадкий утенок“ по сказке Андерсена на музыку из произведений Оффенбаха. Мы использовали, правда, еще и музыку Сен-Санса „Умирающий лебедь“. На эту музыкальную тему „лебеденок“, изгнанный с утиного двора, замерзает на берегу озера. Когда прилетает лебединая стая, танцовщица (ученица школы) скидывает серую пачку и остается в другой — ослепительно белой. Так происходит превращение „гадкого утенка“ в прекрасную белую птицу».

«Мы выбрали этот балет, — говорит Ирина Ройзен, — еще и потому, что сценическая площадка театра не предназначена для декораций, но есть экран для проецирования оформления, что в „Гадком утенке“ вполне уместно. Этот спектакль могут танцевать дети разных уровней обучения. 8 девочек будут танцевать на пуантах, остальные — на полупальцах. В спектакле примут участие взрослые артисты: в роли мамы-утки и охотников».

А начиналось все 25 лет назад в квартире Ирины Ройзен, где она давала урок в одной комнате, а пианистка играла в другой, рассказвает газета. За эти годы школа окрепла, вокруг нее собрались преданные люди, талантливые педагоги. В школе ежегодно учится от 300 до 700 детей. Занятия классическим танцем ведутся по русской системе А. Я. Вагановой. Существуют классы для совсем маленьких: от двух до пяти лет. Маленькие дети танцуют под красивую музыку, занимаются гимнастикой.

Школа каждый год показывает новую программу, хореограф Кушнер стремится сделать спектакли необычными, интересными как для исполнителей, так и для зрителей, отмечает издание.

У школы своя пошивочная мастерская, которая изготовляет яркие, красочные костюмы для спектаклей. В подготовке детей к сцене Кушнер и педагоги стремятся развить в учениках не только профессиональное мастерство, но и артистичность.

Около 10 лет, информирует газета, школа получает деньги на бесплатное обучение мальчиков от Brooklyn Community Foundation. По условиям этой программы мальчики должны три раза в неделю посещать занятия в школе: один раз — уроки характерного танца и два раза — по их выбору — из программы школы (классический танец, хип-хоп, бальные танцы, латиноамериканские танцы).

Вторая бесплатная программа — для учениц старших классов школы, для тех, кто проявил явные педагогические способности или хочет идти в колледж для изучения административной работы в театрах. Эти студенты не только танцуют, но помогают педагогам вести уроки в своей школе и в тех общеобразовательных школах, где педагоги ББТ ведут классы танца. Некоторые помогают в административном офисе. Таким образом приобретается опыт для будущей профессии, констатирует издание.

Школа показала высокий профессиональный уровень подготовки будущих артистов балета. В этом году, например, одна из учениц принята на «стажировку» в кордебалет Парижской оперы.

Для тех же, кто не станет профессиональными танцовщиками, школа ББТ предоставляет возможность провести детство в волшебном мире танца и музыки в созданном Ириной Ройзен в Бруклине культурном оазисе для детей, пишет газета «Русский базар».

Городок для русских стариков в Сиднее

В Русском благотворительном обществе им. Сергия Радонежского в пригороде Сиднея Кабраматте началось строительство нового крыла здания для пожилых, сообщает австралийская газета «Единение».

Во вторник, 8 мая 2012 года, освящением земли начался новый этап строительства на территории РБО. Впечатляющий объем запланированных строительных работ в 8 миллионов долларов позволит в два раза увеличить имеющиеся площади русского центра, улучшить условия для жителей госпиталя, дома для пожилых, а также индивидуальных квартир.

РБО предоставляет услуги для пожилых соотечественников на протяжении уже 55 лет, информирует издание. За последние шесть лет Правление общества провело два масштабных этапа обновления. В декабре 2008 года был освящен новый современный трехэтажный корпус, а в прошлом году завершилось полное обновление старого здания.

И вот начат новый этап строительства, рассчитанный на полтора года. На участке площадью 3,5 тысячи квадратных метров, с которого хорошо видны золотые купола Покровского храма, прилегающего к новому зданию РБО, появились экскаваторы и другая строительная техника, сообщает газета.

Традиция освящать каждый этап строительства берет начало с первой постройки общества в середине прошлого века. На этот раз освящение земли совершил первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион, ему помогали настоятель Покровского храма протоирей Борис Игнатьевский и протодиакон Борис Евстигнеев, пишет издание.

Секретарь общества Никита Серебряков, члены правления Адриан Лапардин и Виталий Игнатенко показали на плане все основные детали нового корпуса. На нижнем этаже запланирован большой зал для проведения мероприятий. Сейчас они проходят в столовой, что не всегда удобно. Михаил Дубинин рассказал, что в зале планируется сделать небольшую сцену, ведь правление часто организует концерты и встречи с артистами для своих жителей.

Жители из старых одноэтажных домов, где сейчас расположены квартиры, будут переселяться в новое здание. А на их месте позже будут построены новые, современные квартиры для пожилых, которые могут проживать самостоятельно, с небольшой помощью, рассказывает газета.

Таким образом, все помещения, входящие в русский городок РБО в Кабраматте, будут полностью обновлены, а большинство — построены заново, с учетом самых современных требований. Дополнительные помещения позволят РБО дать приют и оказывать услуги большему количеству наших пожилых соотечественников.

Всего в Центре РБО, включающем дом для пожилых, отделение для больных, отделение деменции и квартиры, проживает около 170 человек, их обслуживают более 130 работников. Правление и администрация РБО заботятся о том, чтобы их жителям было уютно, чтобы они проживали в комнатах со всеми удобствами, могли получать традиционную русскую еду, русские газеты, смотреть спутниковое телевидение на родном языке, пишет издание.

Администрация устраивает регулярные концерты, отмечают здесь и «большие» юбилеи жителей. Не так давно жильцы и гости, включая члена парламента НЮУ от этого района, поздравляли со 100-летним юбилеем Марию Наумову. На Пасху и Рождество проводят праздничные обеды с приглашением родственников, чтобы жители Дома в Кабраматте не чувствовали себя одинокими.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий