Первый чеченский кинофестиваль закончился показом грузинского фильма
Первый чеченский кинофестиваль закончился показом грузинского фильма
Лучшим полнометражным фильмом завершившегося вчера Грозненского кинофорума «Ноев ковчег» назван «Желтый дом» Амира Хаккара (Алжир). Эта же лента победила в номинации «Лучший сценарий». Приз за режиссуру получила Лина Чами («Млечный путь», Бразилия), лучшую операторскую работу жюри увидело в фильме «Шима» (Узбекистан). Лучшим актером признан Антон Пампушный, исполнивший главную роль в российской картине «Александр. Невская битва».
Грозный почти полностью восстановлен из руин, и о прошлом напоминают лишь редкие дома с провалившимися глазницами, да груды щебня, еще не убранные бульдозерами. Достаточно бросить беглый взгляд на пару улиц, чтобы понять – город, несмотря на повышенный процент крепких мужчин в камуфляже, живет нормальной жизнью. Необычно только положение гостей фестиваля, на всякий случай – и для подчеркивания значимости события – охраняемого целой ротой милиции. Из аэропорта в гостиницу нас привезли в сопровождении мигалки с сиреной, а едва кинообозреватель «НИ» успел переодеться, как в дверь постучали, и на пороге вырос старший лейтенант с пистолетом на поясе, дубинкой в левой руке и словами: «Вы арестованы». «Живым не сдамся», – ответил я, и мы пошли вниз.
На заднем сиденье милицейской машины лежали два «калаша». Я отщелкнул магазин – он был пуст – и пристегнул обратно. «Патроны-то есть?» «А как же! – ответил старлей. – Только зачем его заряжать? Еще шарахнет!». По дороге мы проехали десяток портретов Рамзана Кадырова, украшавших фасады реставрированных домов. Автомагнитола ревела что-то про «пэмээсэн – кадыровский спецназ», готовый к подвигу во имя родины, и я не сразу сообразил, что «ПМСН» – это Полк Милиции Специального Назначения.
Здание грозненского драмтеатра, к которому мы подъехали, было огорожено и оцеплено. Пошарив глазами по окрестным домам, я засек еще пять сторожевых ребят, посматривавших на площадь из распахнутых окон или из глубины комнат.
Показы шли в DVD-проекции что, конечно, было в разрез с правилами международных фестивалей, но удобно, поскольку в случае чего позволяло взять диск и досмотреть в пресс-центре или на своем компьютере. Программа «Ноева ковчега» включала около 40 фильмов, в том числе 11 полнометражных из 11 стран мира, в том числе из Бангладеш, Бразилии и Вьетнама. Жюри возглавлял грузинский классик Резо Чхеидзе («Отец солдата»), который, слыша обращение «мэтр», обычно поправляет: «Не мэтр, а метр семьдесят». Компанию ему составили питерский прокатчик Мирза Алиев, известный в Чечне актер Дагун Омаев, сыгравший в советских фильмах персонажей чуть ли не всех кавказских национальностей, и еще пять жюриоров из Ирана, Египта, Норвегии, Италии и США. Между российским, европейским и ближневосточным судейскими блоками тут же возникли эстетико-политические разногласия, не без труда приведшие к совместному вердикту.
Награжденными в полнометражном конкурсе оказались в основном камерные драмы. «Желтый дом» – семейная история, героем которой является отец, потерявший старшего сына-военнослужащего и пытающийся вывести из глубокой депрессии жену. «Млечный путь» – история человеческой неадекватности и ревности, которую переживает профессор литературы, панически боящийся, что его возлюбленную уведет симпатичный актер. «Солнце светит для всех одинаково» рассказывает о двух подругах, одна из которых увозит из больницы признанного безнадежным мужа, отравленного газом во время ирано-иракской войны. Прямо касается военной проблематики только «Шима», в которой речь идет о сумасшедшем японском солдате, который через двадцать лет после капитуляции Японии прячется в лесу, где с подачи такого же сумасшедшего капитана захватывает группу туристов и погружает их в свой мир, где все еще продолжается война.
О том, что эхо войны еще не затихло в самой Чечне, рассказали коллеги-журналисты, упросившие своих добродушных конвоиров отвезти их на прогулку в горы. В двадцати километрах от административной границы с Дагестаном они встретили колонну БТРов и вынуждены были повернуть назад – где-то неподалеку обнаружила свое присутствие группа боевиков, так что намеченный пикник не состоялся.
Фестиваль закрылся новым фильмом Чхеидзе «Свеча с гроба Господня», который почти полностью озвучен на русском языке (порой слишком правильном) и повествует о том, как молодой грузин зажигает в Иерусалиме свечу и везет священный огонь к себе на родину – символизм, который не нуждается в разъяснении.