Накануне мировой премьеры картины в Локарно знаменитый мультипликатор побеседовал с кинообозревателем «КП»
Накануне мировой премьеры картины в Локарно знаменитый мультипликатор побеседовал с кинообозревателем «КП»
«Гадкий утенок» — единственный российский фильм — участник официальной программы престижного фестиваля в Швейцарии. Испытывая удовлетворение по этому поводу, режиссер любимых многими поколениями мультфильмов «Летучий корабль», «Серый волк энд Красная шапочка», «Чуча», лауреат каннской «Золотой пальмовой ветви» за «Выкрутасы» находится в нервном ожидании: «Как будут смотреть? Как примут картину?»
СПИВАКОВУ ДОСТАЛАСЬ РОЛЬ ПЕТУХА
— Почему вдруг «Гадкий утенок»? Почему мюзикл под Чайковского?
— Началось все, конечно, с Ханса Кристиана Андерсена. Его сюжет о том, что гадкий утенок становится лебедем, я взял за отправную точку. Но все остальное придумано мною. Я сразу понял, что это будет музыкальный фильм. Поскольку фильм про утенка и лебедей — возникла идея использовать балетную музыку Петра Ильича Чайковского. Фрагменты из «Лебединого озера» и «Щелкунчика» аранжировал мой старый друг Сергей Анашкин. А записать музыку я попросил Володю Спивакова. Володя поставил условие: «Запишу при одном условии — если не будешь „корежить“ Чайковского». Но я люблю Чайковского не меньше Спивакова! Партитура ему понравилась, и его оркестр записал час музыки для нашей картины. Во время работы я переслушал всего Чайковского и лишний раз убедился, что Петр Ильич — гениальный композитор. Я поставил себе задачу, чтобы зритель, глядя на экран, решил, что Чайковский написал эту музыку специально для этого фильма. Если это произошло — мы победили! Юлий Ким сочинил на балетную музыку очень хорошие стихи. А сам Спиваков попросился что-то озвучить. Просил, правда, дать ему хорошего персонажа, но хороших, кроме Гадкого утенка, в фильме нет, поэтому ему достался Петух.
— Кто еще у вас озвучивал?
— Константин Райкин — это мой талисман. Армен Джигарханян — еще один талисман, он принимал участие почти во всех моих фильмах. А также Юлия Рутберг, Владимир Качан и другие актеры.
— В какой технике выполнена картина?
— Она сложная. Дело в том, что на экране у нас птичий двор. И у каждого его обитателя — настоящие перья!
— Сколько же кур вы ощипали?
— У нас был на картине свой Главпух. Так на студии называли предпринимателя Андрея Разбродина. Это наш перьевой олигарх — он поставляет перья для компании «Рибок». По счастью, его жена оказалась моей поклонницей. Андрей спросил меня со всей обстоятельностью бизнесмена: сколько нужно перьев и каких? Я ответил, он все тщательно записал. А через две недели у моей киностудии остановилась машина, из которой выгрузили восемь огромных целлофановых мешков. В каждом были белые перья определенного размера: 1 — 1,5 см, 2 — 2,5 см и т. д. Это был подарок, за который я очень благодарен. Мои мастера покрасили перья в нужный цвет согласно эскизам Кирилла Челушкина — замечательного художника, нарисовавшего и куклы, и декорации.
— То есть это кукольный фильм?
— Да, кукольный. И в то же время Гадкий утенок у нас пластилиновый.
— А потом он становится прекрасной куклой?
— Прекрасным лебедем. В настоящих перьях.
— Мировая премьера — сейчас в Локарно, а когда российская?
— 14 сентября в Доме музыки у Володи Спивакова, решившего открыть сезон нашим фильмом.
БЮДЖЕТ «… УТЕНКА» В 110 РАЗ МЕНЬШЕ «ШРЭКА»
— Вы снимали картину 6 лет.
— Быстрее не мог. В фильме действует около 500 кукол. Их нужно двигать покадрово. Мы посчитали, в картине 107 тысяч кадров. В каждом кадре куклу надо подвинуть, ей надо «сыграть». А если не один персонаж в кадре, а 25 или 30? Это большая работа.
— Насколько я понимаю, на трудоемкость вашей работы не повлияет дождь из евро и долларов.
— Нет. Но я не против такого дождя. Только вот делать все равно все буду по-своему.
— Как сейчас вообще выживает анимационная студия — чтобы шесть лет делать одну картину?
— Вы задали больной вопрос. Потому что мы потратили все до копейки. Бюджет картины — полтора миллиона долларов. Это очень скромно.
— Для справки: бюджет последнего «Шрэка» — 165 миллионов долларов. Бюджет фильма «Вверх» студии «Пиксар» — 175 миллионов.
— Да, мы по скромности своей довольствовались малым. Миллион дал Минкульт, 500 тысяч собрал я сам как продюсер — по крохам, по мелочам. В общем, крутился. Закончили. Сейчас сидим без зарплаты, в ожидании успеха не только художественного, но и коммерческого. Потому что мне нужно заплатить зарплату сотрудникам!
— Ваша картина, безусловно, принадлежит к разряду штучных. Но она же обладает и немалым кассовым потенциалом — ведь это отличный семейный фильм. Государство, махнувшее рукой на российскую мультипликацию, должно было бы помочь раскрыться этому коммерческому потенциалу. Деньги нужно выделять не только на производство картины, но и на ее прокат. Иначе любой отечественный фильм просто «съедят» в прокате американцы.
— Конечно. «Гадкий утенок» выходит на 100 копиях. Но прокат у нас пока очень непредсказуем…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Гарри Бардин родился 11 сентября 1941 года в Оренбурге. Окончил Школу-студию МХАТ, работал актером в Театре Гоголя, снимался в кино. В 1974 году написал с Василием Ливановым пьесу «Дон Жуан» и был приглашен Сергеем Образцовым в качестве режиссера-постановщика в Московский кукольный театр. В 1975-м начал работу на студии «Союзмультфильм», где снял фильмы, отмеченные многочисленными призами на фестивалях мультипликационного кино в Аннеси, Каире, Лейпциге, Злине, Кракове и Нью-Йорке. В 1988 году Бардин был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля за лучший короткометражный фильм «Выкрутасы». Сын Гарри Бардина, Павел, поставил скандальный фильм «Россия 88».
ЧТО ЕЩЕ ПОКАЖУТ НА ФЕСТИВАЛЕ
В этом году в качестве директора в Локарно пришел Оливье Пэр, бывший глава «Двухнедельника режиссеров» — независимого ответвления Каннского фестиваля, в рамках которого показывают картины, иногда чересчур радикальные или маргинальные для официальной программы. В результате вместо скучноватого «кино не для всех» в конкурс Локарно приглашены диковатые жанровые гибриды на грани и за гранью хорошего вкуса. Например, фильм канадского маргинала Брюса ЛаБрюса «Лос-Анджелесский зомби» (LA Zombie) — помесь самодельного ужастика и гей-порно. По сюжету заглавный герой (в исполнении порноактера Франсуа Сагата) возвращает к жизни мертвых, но от этого не менее похотливых мужиков единственным известным ему способом. В параллель этой картине в конкурсную программу включен новый фильм Кристофа Оноре «Мужчина в бане» (Home au Bain), где в главной роли тот же порноактер Сагат. В картине молодого, но уже известного француза Оноре («Прекрасная смоковница») в паре с порноактером выступит благородная Кьяра Мастроянни. Дочери Катрин Денев и Марчелло Мастроянни на фестивале вручат приз за ее достижения в актерской профессии. На мой взгляд, слегка преждевременно.
Неизвестно, как респектабельная швейцарская общественность отнесется к подобным нововведениям. Возможно, проявит сочувствие и толерантность к попыткам поиска новых идей, форматов и форм. А возможно, сметет волной народного негодования.
Надо ли говорить, что при подобном раскладе российским фильмам места в конкурсе вновь не нашлось. Нет, новый директор Локарно не является русофобом. Я общался с Оливье в прошлом году: он до сих пор очень высоко ставит российскую картину «Шультес», премьера которой состоялась в его бытность директором каннского «Двухнедельника режиссеров». В этом году, видимо, ничего равного ей по уровню ему найти не удалось.
Источник: kp.ru