10 премьер, которые нас потрясут

10 премьер, которые нас потрясут
Во второй половине сезона московские театры готовятся выложить козыри — свои главные премьеры. Одни заманивают публику звездными именами, другие — смелыми концепциями, третьи — легкими зрелищами. «Труд» отобрал наиболее интересные события ближайших месяцев.

Во второй половине сезона московские театры готовятся выложить козыри — свои главные премьеры. Одни заманивают публику звездными именами, другие — смелыми концепциями, третьи — легкими зрелищами. «Труд» отобрал наиболее интересные события ближайших месяцев.

10 премьер, которые нас потрясут

Театр Наций приглашает на постановки режиссеров с мировыми именами: Някрошюса, Херманиса, Остермайера. Питерский авангардист Андрей Могучий — фигура не меньшего масштаба. Человек недюжинной фантазии и творческой смелости, он любой спектакль превращает в шокирующее грандиозное шоу. Вот и Circo Ambulante, поставленный в соавторстве с художником Максимом Исаевым, называют сценографической феерией. Сложнейшая машинерия, множество перемен декораций, полк рабочих сцены. И всей этой постановочной мощи, изображающей фантастический остров с цирком в жерле вулкана и мясокомбинатом по изготовлению бычьих яиц, противостоит хрупкая маленькая женщина — Лия Ахеджакова. Ее героиня надевает латы Дон Кихота, чтобы продолжить дело погибшего мужа (Альберт Филозов) — бороться со злом и убить тирана. Политические аллюзии всплывают сами собой, а сквозь страшную антиутопию просвечивает наша жизнь.

С приходом в Маяковку нового худрука Миндаугаса Карбаускиса все связывают большие надежды на возрождение некогда великого театра. Поэтому к его первой премьере приковано самое пристальное внимание. Для дебюта на новой для себя сцене режиссер выбрал беспроигрышный вариант — пьесу Островского о театральной жизни, ведь закулисные интриги и тяжелые актерские судьбы — это наболевшая тема для каждого артиста. В спектакле занят весь цвет театра — Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Даниил Спиваковский. А на главную роль талантливой провинциальной артистки Саши Негиной режиссер пригласил свой счастливый талисман — актрису Ирину Пегову, с которой поставил уже пять спектаклей.

Константин Богомолов известен своими жесткими спектаклями, осовремениванием классических пьес и мичуринской любовью к скрещиванию, например, Довлатова с Кэрроллом, а Гоцци с Достоевским. Но его новая постановка обещает стать самой спокойной и даже чеховской по атмосфере. Режиссер взялся за пьесу Владимира Набокова о семейной паре, над которой навис дамоклов меч: из тюрьмы досрочно освобожден бывший любовник жены, неудачно стрелявший в них и обещавший завершить начатое.

Ожидание страшной развязки становится для героев серьезным испытанием и проверяет их чувства на прочность. В спектакле занят звездный состав: Марина Зудина, Сергей Чонишвили, Игорь Верник и Александр Семчев, которому досталась роль матери-героини, но он обещает сыграть ее без комикования, а наоборот — трепетно и нежно.

Всего через три дня после премьеры «События» в Москве покажут другой спектакль Богомолова — радикального и безжалостного «Лира», поставленного в петербургском театре «Приют Комедианта». Пьесу Шекспира режиссер превратил в черную комедию, перенеся действие в СССР времен Второй мировой войны и поменяв местами мужчин и женщин. Лира тут играет великолепная Роза Хайруллина. Вместе с дочерьми мужского пола она торжественно поднимается на трибуну Мавзолея, чтобы сообщить о своей смертельной болезни и объявить о разделе государства. Дальше начнется кровавый гиньоль и крутой микст из текстов Ницше, Варлама Шаламова и Иоанна Богослова. Ведь на самом деле речь здесь идет о конце света, который, по мнению режиссера, уже наступил. Петербургскую публику спектакль расколол на два непримиримых лагеря: одни называют постановку шедевром, другие — китчем. Так что поклонникам современного театра просто необходимо составить собственное мнение.

Этот спектакль привлечет внимание публики уже потому, что ставит его известный рок-музыкант Гарик Сукачев. Для театрального дебюта в «Современнике» он выбрал пьесу английского драматурга Майка Пэккера, которая рассказывает о возвращении на сцену распавшейся 20 лет назад панк-группы. Но это лишь фабула, а подлинным содержанием пьесы и спектакля станут размышления о том, какова цена компромисса не только в искусстве, но и в жизни. Тема, что ни говори, сегодня актуальная. И для ее решения в театр стянуты мощные силы: главные роли в спектакле будут исполнять приглашенные актеры Михаил Ефремов и Дмитрий Певцов. Вместе с артистами «Современника» они учатся играть на ударных и бас-гитарах, чтобы во время спектакля дать живой концерт.

Дмитрий Крымов (на фото) со своими учениками делает ни на что не похожий театр художников, где главное — не текст, а впечатляющие визуальные образы, которые рождаются прямо на наших глазах. Холокост здесь изображают, вываливая на сцену груду старой обуви, поле подсолнухов — с помощью желтых резиновых перчаток, а героинь Бунина упаковывают в ящики и распиливают, как фокусники в цирке. С литературными источниками спектакли Крымова обычно имеют мало общего. И можно только гадать, куда заведет автора фантазия на тему кондовой советской пьесы Погодина «Кремлевские куранты», где Ленин вызывает к себе прозябающего ученого Забелина с предложением срочно осветить всю страну лампочками Ильича. Известно только, что в этот театральный коллаж также войдут фрагменты из пушкинского «Бориса Годунова», пьесы Розова «В поисках радости», «Оптимистической трагедии» Вишневского и повести Васильева «А зори здесь тихие».

Евгений Писарев — признанный спец в легком жанре. На этот раз он взялся за комедию итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо, которая стала знаменита после постановки великого Джорджо Стрелера в 1985 году. По ее сюжету жизнь добропорядочной семейной пары после встречи с эксцентричным иллюзионистом превращается в головокружительный аттракцион. Убеждая мужа-простака, что его жена спрятана в шкатулке, фокусник помогает ей бежать с любовником.

В результате неожиданных превращений, опасных трюков и роковых разоблачений иллюзия и реальность в сознании героя меняются местами. Интересно, что впервые за много лет Евгений Писарев (актер по образованию) выйдет на сцену в главной роли. «Для меня это история о силе веры. О том, что мир вокруг нас, да и мы сами — это то, во что мы верим», — говорит режиссер.

Минувший сезон завершился громким скандалом на Таганке: Юрий Любимов (на фото) после очередного конфликта с труппой ушел из созданного им театра, но заявил, что не перестанет работать и собирается поставить «Бесов» Достоевского, посвятив спектакль мятежным артистам. Департамент культуры Москвы по-

обещал профинансировать постановку и предложил мастеру выбрать любую площадку. В результате выбор пал на Театр имени Вахтангова, где Юрий Любимов начинал свой театральный путь. Репетиции начались в январе и будут идти в ежедневном режиме, потому что премьеру планируют сыграть уже 27 марта, к Международному дню театра. Параллельно 94-летний режиссер работает над оперой «Князь Игорь» в Большом театре.

Питерский режиссер Лев Эренбург, создатель Небольшого драматического театра, по первому образованию врач. Поэтому в своих отдающих физиологизмом и по уши погруженных в быт спектаклях он всегда ставит героям точные диагнозы. Но если по отношению, скажем, к Чехову такой медицинский подход может раздражать, в случае с «Преступлением и наказанием» он кажется вполне уместным: у героев Достоевского такой ворох разных душевных и физических недугов, что впору собирать консилиум. Так что режиссеру будет где разгуляться. Ужасно интересно, какими получатся Мармеладов у Сергея Сосновского, Соня — у Яны Гладких, Порфирий — у Михаила Пореченкова и, конечно, Раскольников — у молодого актера Кирилла Плетнева (на фото), пока больше известного по кинобоевикам.

В этом сезоне Сергей Женовач (на фото) решил удивить публику. Вместо привычной для Студии театрального искусства классики — Достоевского, Чехова, Платонова — он впервые взялся за классику советскую, вернее, антисоветскую: за книгу Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». «В этом произведении заложен заряд сценичности и театральности, который пока еще никому не удалось разгадать», — утверждает режиссер.

При этом он хочет особый акцент сделать на том, что это не роман и не повесть, а именно поэма. Работать с непривычными для театра жанрами Сергей Женовач умеет как никто: даже из разрозненных записных книжек Чехова он сумел сделать цельный спектакль.

Так что и книгу Ерофеева режиссер не будет превращать в пьесу, а поставит весь текст целиком. А текста и персонажей там немало, поэтому будет задействована почти вся труппа театра. ?

Источник: trud.ru

Добавить комментарий