Верный рыцарь советской Золушки («Мурманский вестник», Мурманск)

Верный рыцарь советской Золушки (
Ушел из жизни знаменитый Федор Хитрук. Пожалуй, это одно из последних имен, которое в дополнительных представлениях не нуждается: трудно представить россиянина, который тут же не вспомнил бы все замечательнейшие фразочки Винни-Пуха и его друзей, а еще льва Бонифация в придачу. «Отцом» толстяка медвежонка и многих других персонажей, ставших золотым фондом нашего детства, был именно Хитрук.

Фотолента: Скончался легендарный российский мультипликатор Федор Хитрук

Ушел из жизни знаменитый Федор Хитрук. Пожалуй, это одно из последних имен, которое в дополнительных представлениях не нуждается: трудно представить россиянина, который тут же не вспомнил бы все замечательнейшие фразочки Винни-Пуха и его друзей, а еще льва Бонифация в придачу. «Отцом» толстяка медвежонка и многих других персонажей, ставших золотым фондом нашего детства, был именно Хитрук.

Фотолента: Скончался легендарный российский мультипликатор Федор Хитрук

Верный рыцарь советской Золушки (

Отечественная анимационная школа подарила миру немало шедевров. В СССР ею заслуженно гордились. Парадоксально, но в то же время анимация в системе советского кинопроизводства была на положении Золушки. «Важнейшим из искусств» считался художественный кинематограф, под него и выделялись основные средства, а на производство мультфильмов — по пресловутому остаточному принципу. По этой причине новых мультфильмов выпускалось мало, полнометражных — еще меньше, а большие сериалы — «становой хребет» анимационной индустрии в любой стране — отсутствовал как факт.

Но нет худа без добра. Представление о мультипликации как об искусстве несерьезном обусловило и вялый интерес идеологических органов к творчеству отечественных аниматоров, а соответственно — максимальную свободу творчества. Недостаток финансирования неизбежно сказывался на визуальном восприятии — советские аниматоры в качестве компенсации тщательно прорабатывали остальные составляющие своих творений. Раскадровка не просилась обоями на стену, зато фразы из мультфильмов моментально расходились на цитаты!

Одним из ярчайших представителей советской анимационной школы, верным рыцарем отечественной Золушки был Федор Хитрук.

Его путь в анимацию начался в 1935 году. Тогда на I Московском МКФ Хитрук посмотрел программу мультфильмов Уолта Диснея и, заболев новым для себя искусством, решил стать аниматором. С 1938 года он в «Союзмультфильме». В качестве художника-мультипликатора Хитрук участвовал в создании более 200 лент! Среди них была «Снежная королева» Льва Атаманова — знаменитый Хидео Миядзаки позднее скажет, что она сильнее всего повлияла на его стиль.

Но первый свой мультфильм Хитрук смог снять только в 1962 году. Это была «История одного преступления».

Да, Хитрук влюбился в анимацию, посмотрев мультфильмы Диснея. Однако «Историю одного преступления» он снимает в абсолютно противоположной стилистике. Персонажи гротескны, но это именно персонажи с уникальными характерами, а не сюжетные функции. «Антидиснеевским» был и сценарий. Принцип «монтажа аттракционов», свойственный анимации тех лет, был полностью отброшен, а драматургия подчеркнуто серьезна. В результате на свет появилась анимация, называемая в СССР «мультфильм для взрослых». Позднее в этом жанре Хитрук снял еще несколько лент, самой известной из которых стала премированная на Каннском МКФ «Дарю тебе звезду». Удивительно, что этот мультфильм, появившийся на свет в самый разгар эпохи позднесоветского ханжества (1974), был от первого до последнего кадра пропитан неприкрытой чувственностью.

Но самым известным творением Хитрука, его визитной карточкой, стал, разумеется, «Винни-Пух».

К 1969 году, моменту съемок первого мультфильма, уже существовала удачная диснеевская версия книги Алана Милна, к тому же основанная на авторизованных художественных образах главных героев (на них же построен и диснеевский мультсериал). Хитрук не стал следовать ни за Диснеем, ни даже за Милном. Диснеевская вселенная Винни-Пуха подчеркнуто игрушечна, несамостоятельна, сам же он — «глупый мишка», знающий только одно слово «мед». Наоборот, Винни-Пух Хитрука только заявлен медведем с опилками в голове. На самом деле он живет во вполне самостоятельном мире (Кристофер Робин из сценария исключен!), незадачлив, но неглуп и в отличие от диснеевского Винни-Пуха и в полном соответствии с Милном поэт. Настоящий поэт вечно в долгах как в шелках — вот и Винни-Пух все время ищет, у кого бы занять денег (то есть на халяву подкрепиться). Стопроцентная богемная личность! Полны жизни и все остальные герои «Винни-Пуха» — Кролик, Пятачок, Иа-Иа и Сова.

Акцент на персонажей подчеркивался и визуальным стилем мультфильма: при объемной прорисовке главных героев пейзаж был откровенно плоскостным, лишенным перспективы, точь-в-точь детский рисунок. О том, какой успех ожидал «Винни-Пуха», говорить излишне. Но интересно другое — почему Хитрук снял всего три мультфильма о Винни-Пухе?

Дело в том, что советский подход к производству мультфильмов исключал конвейерное их производство. Советская анимация была в принципе некоммерческим искусством: ее показывали либо по ТВ, либо в кинотеатрах на утренниках — ни то, ни другое больших денег не приносило. Фактически все это был штучный товар — и такого количества штучного товара не производили (и не производят), пожалуй, нигде в мире, включая США и Японию.

В 1984 году Федор Хитрук снял свой последний мультфильм — «Лев и бык». Затем было преподавание, участие в работе международного фестиваля анимации «Золотая рыбка», создание «Словаря анимационного искусства»… 3 декабря 2012 года, на 96-м году жизни, Федор Савельевич Хитрук скончался.

Золушка осталась без одного из самых доблестных своих паладинов.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий