Один день с реставратором икон

Один день с реставратором икон
pКорреспондент АиФ.ru Кристина Фарберова провела день с реставратором икон/pp style=text-align: justify; Реставратор икон Кирилл Светогор родился в Москве, учился на врача, участвовал в митингах у Белого дома в 90-х, восстанавливал храмы в Новгороде, Рязани, Архангельске. Сегодня он начинает утро с кофе и Интернета, целый день работает в мастерской, расположенной в одной из бывших laquo; горьковских ночлежекraquo; , служит реставратором при церкви Трёх Святителей на Кулишках в Хитровском переулке, воспитывает двоих детей и считает себя сторонним от политики человеком. /p
pКорреспондент АиФ.ru Кристина Фарберова провела день с реставратором икон/pp style=text-align: justify; Реставратор икон Кирилл Светогор родился в Москве, учился на врача, участвовал в митингах у Белого дома в 90-х, восстанавливал храмы в Новгороде, Рязани, Архангельске. Сегодня он начинает утро с кофе и Интернета, целый день работает в мастерской, расположенной в одной из бывших laquo; горьковских ночлежекraquo; , служит реставратором при церкви Трёх Святителей на Кулишках в Хитровском переулке, воспитывает двоих детей и считает себя сторонним от политики человеком. /p
Один день с реставратором икон

pКорреспондент АиФ.ru Кристина Фарберова провела день с реставратором икон/pp
h2strongПо дороге в мастерскую на дне Хитровки/strong/h2

p style=text-align: justify; Мастерская реставратора икон ndash; это небольшая комната в помещении при храме Трёх Святителей на Кулишках. Рабочего графика у художника нет: он приезжает сюда, когда считает нужным. /p

p style=text-align: justify;a href=/pictures/201210/IMG_4460.jpgimg width=620 height=413 src=/pictures/201210/IMG_4460.jpg alt= //a/p

p style=text-align: justify; От метро laquo; Китай-городraquo; до мастерской Светогора пешком идти меньше десяти минут. На Лубянском проезде много людей, движения и шума. Реставратор проходит гудящую проезжую часть и уже через пять минут сворачивает в безлюдный Подколокольный переулок. Художник одет в простую чёрную футболку, джинсовую куртку на молнии и широкие, чуть растянутые штаны. В руках ndash; рулон пергаментной бумаги. /p

plaquo; Это обёрточная. Для иконraquo; , ndash; поясняет мастер. /p

p style=text-align: justify; Бывшие laquo; ночлежкиraquo; из горьковского laquo; На днеraquo; принадлежат храму, в котором и работает художник. Лабиринты узких коридоров и переходов, чуть обшарпанные стены, тусклый свет, сильный запах воска и ладана. Кажется, что им пропитано всё здание. /p

p style=text-align: justify;laquo; Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться, ndash; цитирует laquo; Москву и москвичейraquo; Гиляровского Светогор. ndash; Та самая Хитровка, о которой писали Горький, Акунин. Там, где до революции были laquo; воровские подземельяraquo; , сегодня ndash; жилые домаraquo;. /p

p style=text-align: justify;a href=/pictures/201210/IMG_3994.jpgimg width=620 height=413 src=/pictures/201210/IMG_3994.jpg alt= //a/p

p style=text-align: justify;laquo; Я застал тот период, когда в реставрацию можно было попасть laquo; с улицыraquo; , практически случайно. А сейчас можно либо по большому знакомству, либо с дипломом о высшем образовании, ndash; говорит художник. ndash; Мне предложили поехать подсобным рабочим в Архангельскую область на реставрационные работы. Два месяца я там проработал, потомnbsp; просто приходил, чего-то помогал, и меня зачислили в штат Межобластного научно-реставрационного художественного управления помощником художника-реставратора: иконы, древнерусская живописьraquo;. /p

p style=text-align: justify;a href=/pictures/201210/IMG_4318.jpgimg width=620 height=413 src=/pictures/201210/IMG_4318.jpg alt= //a/p

p style=text-align: justify; На столах мастерской в случайном порядке лежат кисти, молотки, скипидар, краски, тряпки, отвёртки, скальпели. Шкафы и тумбы завалены скомканной газетной бумагой и пергаментом. Полки уставлены книгами о христианстве и стеклянными бутылками с потускневшими от времени этикетками: портвейн, коньяк, водка, джин. /p

p style=text-align: justify;img width=620 height=413 src=/pictures/201210/IMG_4058.jpg alt= //p

p style=text-align: justify;laquo; Это растворители, вы не думайте. У меня алкоголь спрятанraquo;.br /

br /

На стеллаже с иконами ndash; деревянный каретный сундук XVII века.br /

br /

laquo; Его кто-то в храм отдал, ну, я и попросил. Шкафчик из него сделалraquo;. /p

h2strongВосстанавливать святое/strong/h2

p style=text-align: justify; Кирилл показывает несколько икон, с которыми ещё предстоит работать: потемневшие, в копоти, трещинах, с отколами и царапинами. Трудно поверить, что это вообще подлежит восстановлению. /p

p style=text-align: justify;a href=/pictures/201210/IMG_4351.jpgimg width=620 height=414 src=/pictures/201210/IMG_4351.jpg alt= //a/p

p style=text-align: justify;laquo; Бывают иконы laquo; записанныеraquo;. Икона потемнела, её взяли и сверху laquo; подписалиraquo; ndash; освежили краски. Например, на иконе XIV века может быть до десяти записей. Многие древние иконы сохранились только благодаря тому, что их laquo; записалиraquo;. Некоторые иконы восстанавливают по нескольку лет, хотя, в среднем, на восстановление одной иконыbr /

уходит месяц, когда более-менее всё понятноraquo;. /p

p style=text-align: justify;a href=/pictures/201210/IMG_4355 (218).jpgimg width=620 height=370 src=/pictures/201210/IMG_4355 (218).jpg alt= //a/p

p style=text-align: justify; Художник останавливается у шкафа, на котором пылится огромное распятие. /p

p style=text-align: justify;laquo; Здесь тоже был laquo; записанraquo; фон, я снимал тёмный лак. А вот здесь, с краю, видите дырки? ndash; указывает на верхний правый угол креста реставратор. ndash; Это следы от дроби. Видимо, в него кто-то стрелял. Я дробинки вытащил, а дырки заделывать не стал. Решил оставить для истории. Как напоминаниеraquo;. /p

p style=text-align: justify;a href=/pictures/201210/IMG_4176.jpgimg width=620 height=413 src=/pictures/201210/IMG_4176.jpg alt= //a/p

p style=text-align: justify; На рабочем столе, сооружённом из американской швейной машинки Зингер, лежит икона Николая Чудотворца. Кириллnbsp; тонкой кистью тонирует поле иконы. Это завершающий этап реставрации. /p

p style=text-align: justify;a href=/pictures/201210/IMG_4052 (26).jpgimg width=620 height=447 src=/pictures/201210/IMG_4052 (26).jpg alt= //a/p

p style=text-align: justify;laquo; Эта икона была в копоти да ещё и покрыта сверху яхтовым лаком. Мне пришлось кое-где его поснимать, насколько это было возможно. Лик Николая был чёрнымraquo;.br /

br /

ndash; А это ничего не значит? Почерневший лик святого?br /

br /

ndash; Нет. Я в такие вещи не верю, ndash; отмахивается Светогор.br /

br /

Профильного образования у московского художника нет: он всему учился сам. В реставрации, по словам Светогора, усидчивость важнее художественных навыков. 80% работы ndash; это понимание того, где, что и как нужно восстановить. Остальные 20% ndash; укрепление живописи, расчистка, промывки. /p

p style=text-align: justify;a href=/pictures/201210/IMG_4065.jpgimg width=620 height=413 src=/pictures/201210/IMG_4065.jpg alt= //a/p

p style=text-align: justify; За окном маленькой каморки реставратора шумит поливальная машина. Кирилл бережно оборачивает икону бумагой и покрывалом, заклеивает скотчем. По словам Кирилла, после завершения восстановительных работ у реставратора ещё несколько дней сохраняется ощущение сотворённого чуда. /p

p style=text-align: justify;a href=javascript:void (0);/*1349298650582*/img width=620 height=413 src=/pictures/201210/IMG_4150.jpg alt= //a/p

p style=text-align: justify;laquo; Она уходит в свою жизнь, вещь эта. Она уже тебе не принадлежитraquo; , ndash; тихо говорит художник. /p

h2a href=/pictures/201210/IMG_4183.jpgimg width=620 height=413 src=/pictures/201210/IMG_4183.jpg alt= //abr /

strongbr /

Когда икона ndash; это бизнес/strong/h2

p style=text-align: justify; Мы ждём, пока за иконой придёт хозяин. Светогор достаёт из холодильника шоколадные конфеты, лимонад и виноградную водку. Обедает он обычно здесь же, в мастерской. Говорит, что в кафе не ходит, потому что одному есть скучно, а компания не всегда находится. /p

p style=text-align: justify;laquo; Хотите выпитьraquo;? ndash; вспомнив, что в этот раз компания у него есть, спрашивает он.br /

br /

За отреставрированной иконой приходит высокий мужчина средних лет в респираторе. Здоровается, забирает работу, отдаёт деньги и молча, не прощаясь, уходит. /p

p style=text-align: justify;laquo; Икона не должна превращаться в бизнес. По-хорошему, реставрация тоже, но что делать? Кушать-то хочется, ndash; сетует художник. ndash; Платят мало. Чтобы кушать ndash; нужно сделать много. Например, реставрация аналойной иконы стоит от пяти до десяти тысяч рублей. Для сравнения: написание аналойной иконы ndash; от 15 до 30 тысяч рублей. А время на это уходит одинаковое. У реставраторов работа не сложнее и не легче, чем у иконописцев. Она просто другаяraquo;. /p

h2a href=/pictures/201210/IMG_4292.jpgimg width=620 height=413 src=/pictures/201210/IMG_4292.jpg alt= //abr /

br /

strongВ трёх минутах от Храма/strong/h2

p style=text-align: justify; Из мастерской мы выходим на улицу, к старым ночлежным домам, а затем в арку, ведущую во двор некогда существовавшего трактира laquo; Каторгаraquo;. В переходе Светогор встречает знакомого художника, перекидывается с ним парой слов, после чего останавливается и закуривает.br /

br /

laquo; Каждый год мы что-нибудь утрачиваем безвозвратно. Должна быть какая-то идея сохранения русского наследия. Что-то разрушено. Вы извините, я, наверное, не по теме?raquo;/p

p style=text-align: justify; Мы молча направляемся в храм Трёх Святителей. От мастерской Светогора до него ndash; три минуты спокойным шагом.br /

br /

laquo; Вот наша политика? ndash; поразмыслив, продолжает он. ndash; На словах она, вроде как, правильная: укрепим страну, поднимем её. А на деле-то ничего нет. Я вообще человек аполитичный: живу своей жизнью, ни во что не вмешиваюсь. В своё время вмешивался. Ходили на эти баррикады, как дураки. Зачем ndash; непонятно. Сидели вокруг Белого дома в 1991 году. Была большая тусовка, люди почувствовали какую-то свободу, пели песни под гитару. Но сейчас ndash; другое. Надо что-то делать, а не протестовать. Создавать какие-то серьёзные партии, куда будут приходить люди, идеологически близкие друг другу. Не революцию же делать, хватит уже. В своё время многие осуждали Столыпина. А потом, спустя годы, все поняли, что это единственный человек, который что-то сделал для Россииraquo;.br /

br /

На первом этаже храма пусто, темно и даже слегка мрачно: нет людей и света. Кирилл показывает отреставрированный иконостас и предлагает подняться на второй этаж, чтобы посмотреть иконы. /p

p style=text-align: justify;a href=/pictures/201210/IMG_4419 (237).jpgimg width=620 height=421 src=/pictures/201210/IMG_4419 (237).jpg alt= //a/p

p style=text-align: justify;laquo; Реставрация ndash; достаточно современное явление. По сути, реставрационные работы начали проводить в конце XIX века, а развитие всё это получило и того позже ndash; где-то в 30-годах XX столетия, наверное, когда храмы закрывались, а иконы куда-то свозились. В запасниках московского исторического музея до сих пор лежит около миллиона икон.br /

br /

Вообще, все известные иконы были отреставрированы до 70-го года. Когда я работал в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении, нам, в основном, поступали иконы с периферийных музеев, потому что в той же Третьяковке и Историческом музее были свои реставраторы. У нас были Рублёвский музей, Тверскаяbr /

картинная галерея, Успенский собор в Рязани. Из Каргополя иконы были, из Новгородаraquo;. /p

p style=text-align: justify;a href=/pictures/201210/IMG_4434.jpgimg width=620 height=413 src=/pictures/201210/IMG_4434.jpg alt= //a/p

h2strongЗавершающий этап/strong/h2

p style=text-align: justify; Из мастерской Светогор выходит под вечер. Гасит свет, запирает дверь на ключ. /p

p style=text-align: justify;laquo; Я обычно ухожу часов в восемь-девять. Иногда жена ко мне заезжает после работы, а иногда ndash; друзья заходят. Пытался детей заинтересовать иконописью, реставрацией ndash; не вышло. У них свои интересы. Впрочем, я поддерживаю их выбор.br /

br /

А ты самhellip; Зимой делаешь иконы, летом едешь на объект ndash; восстанавливать иконостас в храме, например. Есть работа, нет работы ndash; то густо, то пусто. Бывает, понимаю, что через два дня отдам икону и всё, после ndash; ничего нет. Постоянно думаешь, что же будет завтра. Вот тогда жить немного страшноraquo;. /p

h2Читайте по теме:/h2

p style=text-align: justify;a href=http://www.kazan.aif.ru/society/article/28348 target=_blankstrongНеобычная работа: один день из жизни тренера дельфинов/strong/a/p

Источник: aif.ru

Добавить комментарий