К портрету Пушкина приложил руку Аполлинер

К портрету Пушкина приложил руку Аполлинер
В галерее «К35» открылась выставка Владимира Мацкевича «Буквальные портреты». Буквальные — то есть созданные из букв, из строчек произведений тех, кто на портретах изображен. Если Пушкин — то «Евгений Онегин», если Гоголь — то «Вечера на хуторе близ Диканьки», а если Виктор Цой — то песни.

В галерее «К35» открылась выставка Владимира Мацкевича «Буквальные портреты». Буквальные — то есть созданные из букв, из строчек произведений тех, кто на портретах изображен. Если Пушкин — то «Евгений Онегин», если Гоголь — то «Вечера на хуторе близ Диканьки», а если Виктор Цой — то песни.

К портрету Пушкина приложил руку Аполлинер

Молодой литовский художник Владимир Мацкевич в разговоре с «Известиями» назвал себя «любовным эмигрантом»: в Россию он приехал из-за любви и портреты великих людей рисовал, чтобы признаться в обожании русской культуры.

— Прошу прощения у России, что смог нарисовать не всех, ведь великих творцов так много, — заявил Мацкевич. — Может быть, серия будет продолжаться. Я хотел сказать «здравствуй!» России, ее истории и современности.

В бороде Дмитрия Менделеева спутались строчки из фильма «Закон химической гармонии», а за спиной роятся символы его периодической таблицы. Портрет Достоевского сложен из отрывков трагической истории Родиона Раскольникова. В портрете Солнца русской поэзии можно найти разговор Татьяны с нянюшкой и описание туалетного стола Онегина.

В ухо нарисованного Даниила Хармса «втыкается» строчка: «Жила-была девочка, ну и хрен с нею», лоб Юрия Шевчука украшен морщинами: «Ты не один», «И кто знает, какой новой верой решится эта борьба». Евгений Леонов показан «как в жизни», а Юрий Никулин — с загипсованной рукой, строчками из «Бриллиантовой руки».

Автор — влюбленный в Россию и русский язык, но все же иностранец. Портреты он рисовал, пользуясь аудиокнигами, и в его строчках довольно много ошибок, не говоря уж о том, что фразы обрываются, редко доходя до точки.

Выставка могла быть похожа на стену школьного класса, украшенную портретами великих писателей или ученых, но галерейщики решили показать культуру «по синусоиде»: Достоевского поместили между Леоновым и Цоем, а Менделеева рядом с Казимиром Малевичем.

— Сначала мне казалось, что это странно, но я согласился: настроение должно прыгать, как кардиограмма, — объяснил необычную структуру автор.

Конечно, на статус первооткрывателя техники автор не претендует. Фигурные или графические стихи, они же стихографика и каллиграмма известны с III века до нашей эры. В них графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета, а сами слова образуют рисунок.

В России этим увлекались Державин и Сумароков, а в ХХ веке — Брюсов и Вознесенский. Известнее всего, пожалуй, фигуративные стихи Аполлинера, рисовавшего так не только «фонтаны» и «голубок», но и портреты. Сейчас ребенок может получить подобное задание в школе на уроке рисования: изобразить рыбку, птичку или человека с помощью строчек разных размеров и манер — то прописью, то печатными буквами.

Хотя Мацкевич и довел эту технику до некоторого логического пика, он уверяет, что «производство» портретов не стало «поточным». Эмоциональное напряжение и стиль текстов, использованных в портрете, влияет на его «лица необщее выраженье». Грустные песни для Мацкевича — «слеза души» автора, а иронические или любовные стихи — «полет».

Выставка открыта до 10 марта (с 19 до 22 часов).

Источник: izvestia.ru

Добавить комментарий