Народный артист СССР, замечательный советский кинорежиссер Глеб Панфилов и в свои 78 лет демонстрирует потрясающую творческую активность, по-прежнему работает в семейном тандеме с великой актрисой Инной Чуриковой, создавая новые спектакли и фильмы.
— Глеб Анатольевич, вы часто пересматриваете свои фильмы?
Народный артист СССР, замечательный советский кинорежиссер Глеб Панфилов и в свои 78 лет демонстрирует потрясающую творческую активность, по-прежнему работает в семейном тандеме с великой актрисой Инной Чуриковой, создавая новые спектакли и фильмы.
— Глеб Анатольевич, вы часто пересматриваете свои фильмы?
— Дома никогда не делаю этого. А вот на фестивальных показах бывает. Несколько лет назад была устроена киноретроспекция моих фильмов во французском городе Бельфорд. Благодаря этому фестивалю у меня появилась возможность пересмотреть свои старые картины. Мы туда с Инной поехали и сына Ваню позвали. На открытии фестиваля показывали фильм «Начало», причем на экране «Панавижн» новейшего широкого формата. Ошеломительное впечатление! Мы сидели в первом ряду, и вдруг от пола до потолка, включился экран, полностью заполненный знакомым изображением фильма «Начало». Старинным, ветхим изображением, но эффект от показа в новом формате оказался для меня и Инны с Ваней просто оглушительным… Когда в финале наша героиня стоит в Ленинграде на развилке Староневского и Суворовского проспектов, это производит сильное впечатление. Можно сказать, что мы, наконец, почувствовали силу фильма, когда не мы, а фильм работает. Для автора это ощущение дорого стоит.
— Мало кто сомневался, что ваш сын пойдет в актеры, но он стал ресторатором…
— Мы очень уважительно относимся к его выбору, его бизнесу. Он ведь в этой профессии оказался не случайно. Еще совсем маленьким любил красиво накрыть стол — для мальчишки редкая тяга. Вертелся на кухне, помогал маме. Помнится, однажды, после прогона спектакля «Sorry» в театре «Ленком», мы пришли домой голодные, но довольные. По дороге фантазировали: «Так, что будем готовить?» Входим в квартиру, а у нас накрыт стол, белоснежные салфетки, цыпленок-табака (сын сам купил цыпленка, сам приготовил!). Вкусно! Замечательно. Мы были счастливы.
Было ему тогда лет десять. А когда Ване было восемь, то, придя домой, я застал такую картину: сын с другом все перемазанные в шоколаде. Спрашиваю: боже, что случилось? Говорит: «Мы приготовили торт!» — «Каким образом?» — «По книге!» Смотрю, действительно лежит книга поваренная. «Папа, попробуй!» Я понял, что надо попробовать и поддержать. Да и вкусно было, мне понравилось. Вот тогда я поверил: в мальчике есть что-то творческое именно в этом направлении.
— Актером он не стал, тем не менее в вашем очередном фильме по комедийной пьесе Островского «Без вины виноватые» вы отдали роль Незнамова своему сыну Ване, а его мать Кручинину сыграла Инна Михайловна…
— Что значит «отдал»?! Знали бы вы, сколько сил мы потратили, чтобы уговорить сына! Да, он непрофессиональный актер, но творческая личность. Для меня это очень важно. Конечно, я бы мог пригласить на эту роль любого актера, но мне как режиссеру было интересно, чтобы сына и мать у меня сыграли именно Инночка и Ванечка. Мне кажется, их дуэт украсил наш фильм.
— И вы сэкономили на гонораре… Шутка.
— Почему же, заплатили. Мы с Инной платим и когда приходим к нему в ресторан. Это принципиально. Сейчас время непростое, и потом мы рады поддержать сына, знаем, какой это сложный бизнес. Когда он говорит: «Что-то вы у меня давно не были», — мы отвечаем, что вот сейчас получим хороший гонорар за премьеру и сразу придем отмечать к тебе (улыбается).
— Глеб Анатольевич, несмотря на то, что Инна Анатольевна в прошлом году упала и сломала две руки, она уже сумела восстановиться и по-прежнему выходит на сцену в главных ролях. Такое ощущение, что она переживает вторую молодость и с каждым спектаклем прибавляет как актриса.
— От виноделов я узнал интересную вещь. Они мне сказали, что вино не каждого урожая можно хранить с надеждой, что через десятилетия оно станет выдержанным, особо марочным, дорогим. Дело в том, что у каждого урожая есть качество вина, и только очень качественное с выдержкой обретает прелесть. Его пробуют раз в пять-десять лет. Чем оно старше, тем чаще пробуют, поскольку оно может потерять свою силу. Говорят: вот это перспективно! А это еще пятьдесят лет может находиться в хранилище. Главное — качество урожая. Тогда вино с годами становится лучше. И дороже, ценней, интересней. Мне кажется, тут прямые аналогии с Инной. Она очень качественная актриса, с годами становится все лучше, интересней, дороже.
— Люди искусства вашего поколения вообще удивительно масштабные, глубокие… А есть сегодня молодые актрисы уровня молодой Чуриковой?
— Чулпан Хаматова — очень одаренная актриса. При всей разнице в возрасте и внешне, по характеру я вижу такое сходство, слышу такие интонации, вижу такие глаза, такое состояние в лице, которое их делает очень похожими. Очень! Чулпан — девочка умная и очень содержательная. Она — настоящая… Даже в ледовом шоу она стала лучшей! А как здорово у нее получается заниматься благотворительностью. Инне тоже очень нравится Чулпан как актриса и личность. Она принимала участие в ее благотворительном вечере, сбор от которого был передан больным детям. После этого Инна сказала мне: «Чулпан просто молодец. Она чувствует все, чем занимается, сердцем».
— В последние годы вы вернулись к театральной режиссуре и поставили в театре «Ленком» два очень интересных спектакля.
— Спектаклю «Аквитанская львица» два года, и он постоянно в развитии. Это довольно сложная история, пьеса Джеймса Голдмена «Лев зимой» (она ставилась на сцене множество раз, дважды была экранизована, и сценарная адаптация получила премию «Оскар». — Прим. авт.). В главных ролях Инна Чурикова и Дмитрий Певцов. В нашей версии это скорей семейная история. На все наши спектакли в Москве и на гастролях в Петербурге аншлаги, и, судя по реакции зрителя, он воспринимает семейную историю взаимоотношений родителей короля Ричарда Львиное Сердце — Генриха II и Алиеноры Аквитанской — как весьма актуальную.
— Вы как-то сказали, что Дмитрий Певцов и Инна Михайловна по-прежнему удивляют вас?
— Они по-прежнему меня радуют. Я считаю это точным выбором, и время подтвердило правильность этого выбора, мне кажется, что они замечательные партнеры. А партнерство это очень важное обстоятельство, очень важное качество в работе театральных актеров и не только в театре или в кино, но особенно в театре, потому что там нет того монтажа, который есть в кино, когда можно партнерство усилить, уточнить отбором дублей и монтажом. В театре надо здесь и сейчас быть партнерами на глазах у всего зала, всех зрителей, поэтому настоящее партнерство можно видеть в театре в хорошем спектакле.
— А что за новый спектакль «Ложь во спасение» вы поставили в прошлом году?
— Он опять сделан в «Ленкоме», потому что Инна там работает, и связи крепкие, и потом у меня добрые отношения с художественным руководителем Марком Захаровым, со всем творческим коллективом. Это пьеса Алехандро Касоны, испанского автора, написанная полвека назад, которая успешно шла в Ленинграде, Москве и других городах СССР в середине 70-х годов. Мне не довелось тогда увидеть тот старый спектакль, который назывался «Деревья умирают стоя», но название было на слуху, я это точно помню. Эта пьеса стала основой нашего спектакля, но, естественно, не в прямом выражении, я сделал инсценировку по мотивам, потому что многое в пьесе, как мне показалось, устарело, и потребовалась значительная работа, причем работа творческая в процессе репетиций, поисков. Получилась живая история, как мне кажется, весьма современная и актуальная.
— О новых кинопроектах задумываетесь?
— Если будут интересные предложения, я вполне готов поработать и в полном метре, и в формате телевизионного фильма-сериала. Именно таким был мой фильм «В круге первом» по Солженицыну, показанный на канале «Россия».
В российском кинопрокате нынче много проблем, но самое серьезное, на мой взгляд, разделение производства и проката. Когда занимаешься производством фильма, творческий процесс непрерывен и труден, и радостен, а вот судьбой готовой картины ведают совершенно другие люди, не имеющие ни к производству, ни к творчеству никакого отношения, так называемые прокатчики. И горько видеть, как хорошие работы проигрывают американским фильмам потому, что недостаточно продвигаются, рекламируются. В результате наши картины остаются за бортом, а хорошие сборы делают картины легкомысленные, пошловатые, за редким исключением.
— А Инна Михайловна снималась в каких-то новых фильмах?
— Нет, хотя предложения возникают. Не удавалось сниматься по целому ряду обстоятельств, в том числе и неожиданностей, которые случились в прошлом году, когда она упала и сломала две руки. К сожалению, такие неожиданности забирают здоровье и силы. Но сейчас мы оба в тонусе, погружены в новый спектакль, в новую работу.
Источник: rus.ruvr.ru