«В переходе непредсказуемый заработок»

«В переходе непредсказуемый заработок»
Для начала стоит сказать, что на десять исполнителей с коробками для пожертвований приходится только один достойный звания «уличного музыканта» все же слишком часто под этот вид исполнительства маскируется обыкновенное попрошайничество со стороны нищих и расслабленных. Впрочем, в последние годы на московских улицах стало появляться все больше людей с приличными инструментами и аппаратурой, для которых музыка явно нечто большее, чем способ заработать на бутылку. Как выяснилось, среди таких профи далеко не каждый хочет идти на контакт знакомое многим струнное трио из подземного перехода под Манежной площадью, переполошилось только от одного предложения поговорить об их ремесле. Их можно понять для некоторых музицирование в удачном месте становится основным источником дохода, который совсем не хочется терять. География таких узлов проста: большинство «точек» сосредоточено в центре, в районах скопления народа, неподалеку от станций метро. Хотя здесь у каждого коллектива свои предпочтения: кому-то нравится выступать исключительно на свежем воздухе, а кому подавай безупречную акустику подземного перехода-трубы. Мы постарались обойти самых достойных и выяснилось, что уличная музыкальная жизнь ничуть не менее интересна, чем клубная.
Для начала стоит сказать, что на десять исполнителей с коробками для пожертвований приходится только один достойный звания «уличного музыканта» все же слишком часто под этот вид исполнительства маскируется обыкновенное попрошайничество со стороны нищих и расслабленных. Впрочем, в последние годы на московских улицах стало появляться все больше людей с приличными инструментами и аппаратурой, для которых музыка явно нечто большее, чем способ заработать на бутылку. Как выяснилось, среди таких профи далеко не каждый хочет идти на контакт знакомое многим струнное трио из подземного перехода под Манежной площадью, переполошилось только от одного предложения поговорить об их ремесле. Их можно понять для некоторых музицирование в удачном месте становится основным источником дохода, который совсем не хочется терять. География таких узлов проста: большинство «точек» сосредоточено в центре, в районах скопления народа, неподалеку от станций метро. Хотя здесь у каждого коллектива свои предпочтения: кому-то нравится выступать исключительно на свежем воздухе, а кому подавай безупречную акустику подземного перехода-трубы. Мы постарались обойти самых достойных и выяснилось, что уличная музыкальная жизнь ничуть не менее интересна, чем клубная.
«В переходе непредсказуемый заработок»

Для начала стоит сказать, что на десять исполнителей с коробками для пожертвований приходится только один достойный звания «уличного музыканта» все же слишком часто под этот вид исполнительства маскируется обыкновенное попрошайничество со стороны нищих и расслабленных. Впрочем, в последние годы на московских улицах стало появляться все больше людей с приличными инструментами и аппаратурой, для которых музыка явно нечто большее, чем способ заработать на бутылку. Как выяснилось, среди таких профи далеко не каждый хочет идти на контакт знакомое многим струнное трио из подземного перехода под Манежной площадью, переполошилось только от одного предложения поговорить об их ремесле. Их можно понять для некоторых музицирование в удачном месте
Миша Ветер Лаврушинский переулок.

Вокруг человека с электрогитарой и слайдом никого: время к одиннадцати, Третьяковская галерея давно закрыта и в Лаврушинском переулке пусто. Человек, представившийся Мишей Ветром, тем временем гонит поток психоделических блюзов, призванных скорее вогнать в транс самого исполнителя, нежели зацепить редких прохожих. В какой-то момент перед Мишей появляются трое расслабленных крепышей похожих на отставных военных. «Братуха, дай гитару сыграть, один трек всего». Ветер меланхолично отвечает: «Триста рублей положи».

«Играю для удовольствия. Если быть точным, то для денег тоже, но это не главное. В электричках не играю, в метро тоже и не буду, наверное — мне это не нужно всё. Я раньше садился в машину и ехал куда-нибудь в Ялту, в Симеиз, и там играл по набережным. В деньгах я не нуждаюсь я гитарный мастер, чиню людям инструменты. Часто приносят, да. Просто тут вот как у кого-то есть интернет, он там сидит, общается, а я общаюсь с людьми через музыку. Именно это меня и привлекает: приходят люди со стороны, кто с флейтой, кто со скрипкой и мы вместе начинаем джем-сейшн импровизированный. Очень хорошо, если я человека этого не знаю и еще лучше, если я даже языка его не знаю но мы понимаем друг друга. Вот ради таких моментов я и играю на улицах. Проблемы с милицией? О, это постоянно за сегодня только раза три гоняли с места на место.»

Музыкантов на Старом Арбате пруд пруди, но все похоже усвоили нехитрый урок, что пить намного приятнее, чем играть и к инструментам почти не прикасаются. Среди засилья поклонников Виктора Цоя и старых хиппи яркое пятно три молодых человека, распевающие бойкие частушки, перелицованные из известных рок-шлягеров. Представление немного отдает провинциальным КВН-ом, но и на том спасибо тем более, что кажется, их здесь оценили по заслугам: обычно равнодушные арбатские прохожие это трио берут трио в плотное кольцо и снимают на мобильные телефоны.

«Нас „1000 Вольт“ зовут, запишите, это группа наша. На самом деле мы на улицах нечасто играем, в электричках вот постоянно. Мы по клубам раньше играли, но потом концертов стало не хватать и теперь мы почти каждый день вместе выбираемся куда-нибудь. Проблем с законом никаких нет, нам даже менты и контроллеры платят, да что там бомжи и цыгане тоже кладут порой. И на корпоративы именно через электрички попадаем. Бывает так, что у какого-нибудь руководителя предприятия сломалась машина и он в электричке едет а тут мы. В таких случаях не бывало, чтобы потом не пригласили выступить. А так, ну для меня это на первом плане. Я не терплю начальства, давления на себя а здесь чистое поле, развлекай людей в свое удовольствие, сам развлекайся.

Что до других, то в электричках многого можно насмотреться халтурщиков там пруд пруди.

Вот, если честно, не видел ни одного состава, достигшего нашего уровня все-таки, есть же разные критерии, кто-то артистизмом берет, а кто-то играет профессионально. Мы стараемся сочетать одно с другим. Ну, еще нюанс такой многие уличные музыканты перед, да и вовремя выступления употребляют напитки горячительные, а мы нет. Это сказывается на качестве концерта. Плюс мы готовимся к выступлениям, переодеваемся для них специально вот эти туфли, видишь? Сорок пять тысяч стоят. Мы в Анапу скоро поедем. Зачем тратить деньги на отдых, если там можно расслабиться и вдобавок заработать прилично?»

Название говорящие: волынки и барабаны, самое то для улицы, где громкость звука едва ли не половина успеха. Звука действительно много DUDELDRUM слышно уже от памятника Грибоедову, а чем ближе к музыкантам, тем явственнее атмосфера площадного гуляния. Вокруг волынщиков вьются танцующие дети, кто-то пытается подпевать песням на смутно знакомом языке чуть позже, оказывается, что это латынь.

«В нашем репертуаре не только кельтская музыка, но и европейская, немецкая вот эти волынки как раз немецкой традиции, они больше и громче шотландских. На самом деле на волынке не так сложно научиться играть, как это кажется. Нам просто нравится такая музыка, вот мы и играем её для людей, нам же хочется выступать а публика вот она, выходишь и играешь. Для того, чтобы выступать в клубах нужно договариваться с кем-то, организовывать всё а здесь всё свободно и по желанию. Проблем с властями почти не бывает, разве что если митинги какие по соседству. Зато бывают ненормальные люди, которые матерятся, отнимаются инструменты, пихаются но тут обычно свои же зрители помогают их отогнать.»

Короткая съемка выступления дуэта перкуссиониста и флейтиста и вот они стражи правопорядка, впервые за неделю. Полицейские просят музыкантов убраться подобру-поздорову, те беспрекословно исполняют распоряжение. На полицейских наседает проходившая мимо женщина в платье в горошек: «Вы бы лучше преступников ловили!» «Обращайтесь в управу», — механически повторяет лейтенант. Сами музыканты не повели бровью и мирно отправились в сквер напротив.

Александр: Я работаю рекламщиком, мне эти деньги не то, чтобы очень сильно нужны. Просто бывает, что после рабочего дня чувствуешь себя роботом уже, нужна смена обстановка. И ты после работы идешь в переход и снимаешь весь накопившейся стресс. Я сам из Ялты, а там делать-то особо нечего, вот с детства и начал играть на улицах. Играл на гитаре, сейчас перешел на флейту, просто потому что это удобнее её везде можно взять с собой.

Георгий: А я пять лет танцевал брейкданс на Арбате, снялся в фильме Вырыпаева Кислород, танцевал там, очень понравилось. Но потом старая школа начала уходить понемногу, стянулись новые люди из разных районов города, объединились и начали делать какие-то театрализованные шоу, костюмированные постановки, ну и начали вместе зарабатывать себе на жизнь. А потом начали из-за денег ссориться. Ну и на этом моменте я откололся. А потом так получилось, что я на связки порвал и не смог танцевать больше а любовь к ритму осталась, да и на барабанах я уже умел стучать. Вот так я и стал играть на улицах.

Георгий: Познакомились мы здесь, недавно совсем, вот решили поиграть вместе. А что до случившегося… милиции мы не мешаем. Пока никто не придет жаловаться в управу, нас не трогают. Хотя такое бывает вот недавно бомжи какие-то играли в этом же переходе, потом один сбежал вместе с шапкой с деньгами, а другой пошел на него заявление написал. Ну менты и стали внимательнее за этим местом следить. А вообще это место идеальное: есть, где присесть, чтобы не совсем уж на проходе быть, палаток нет, камер нет, место не загаженное, охранникам плевать на нас.

Люди мимо идут минуты полторы-две, слушают нас, мы за это время можем успеть одну тему сыграть. И главное звук прекрасный именно поэтому мы играем в переходах, нам самих себя приятно послушать.

Александр: Да, камеры это проблемы сейчас многие переходы именно так и запарываются. Под камерами нельзя стоять и играть охранники обязаны на это реагировать, а договориться непросто. Бывает играть можно лишь после того как все ларьки закроются.

Георгий: Конкуренции как таковой нет. Ну вот например, приходишь, а там стоит гармонист играет, его спросишь «ты долго сегодня?», он скажет «через час закончу» — ну и хорошо, уходишь так, чтобы вернуться к тому моменту как он начнет собираться. Каких-то конфликтов не припомню, наоборот, чаше всё в какие-то джемы превращается. Потому что многие не для денег играют, а для удовольствия, им в кайф вместе поиграть. А деньги можно и по-другому заработать, вот я, бывает, играю в электричках но это непросто, там среда агрессивная. Если поздно идешь, там кто-нибудь пьяный, да еще и пытается спать легко может прицепиться и пошло-поехало. Ну и вообще, здесь ты сидишь сам по себе и играешь, а люди мимо ходят а там наоборот всё.

Очень сложно этот барьер преодолеть: когда ты открываешь двери и надо что-то сказать, как-то представиться, навязаться людям.

И много очень эмоций у людей от ненависти до обожания бывает, что те, у кого денег нет, угощают едой или пивом. И, конечно, в электричке денег заработать проще намного стабильно каждый четвертый дает десятку. Но все же переступить через себя бывает очень трудно, неловкость преодолеть. А в переходе непредсказуемый заработок…

Александр: Да, вообще по-разному бывает, я в прошлую субботу за последние 15 минут, прежде чем уйти заработал полторы тысячи, хотя сыграл всего три вещи. А вот скрипачка, мы с ней иногда играем, она в одиночку напиливала на 12 косарей. За целый день, правда. Но это был последний звонок надо учитывать.

Георгий: Да вот от дня очень зависит когда в Олимпийском был концерт (Георгий имеет в виду выступление Muse прим. «Парка культуры») наверху сел, я 1700 срубил где-то за час, только пока люди мимо шли. В Москве вообще с финансовой точки зрения намного выгоднее этим заниматься, чем в других городах по себе знаю.

К Илье меня отправляет Георгий на вопрос о том, кто ему лично по душе, он однозначно отвечает: «Иди к „Джаганнату“, там ребята постоянно сидят, бывают крутые джемы у них». На Кузнецком мосту рядом с вегетерианским заведением действительно сидят человек шесть: помимо дежурной уже перкуссии, есть и экзотический диджериду и саксофон вместе всё получается затейливо, хотя чувствуется и усталость после тяжелого дня: музыканты периодически прерываются на перекус и вялые разговоры. На вопрос «Кто за главного» однозначно кивают на дредастого Илью, мол, он сюда первым пришел, его и спрашивайте.

«Мы здесь регулярно собираемся уже около пяти лет, это наше место: тут особая энергетика. После 11 нам запрещают играть, но до этого времени не трогают мы свой статус отстояли. Так как все знают, что мы здесь сидим, у нас здесь постоянно новые люди, ротация идет беспрестанно, хотя есть и такие с которыми мы общаемся уже много лет. Мне не очень нравится понятие уличный музыкант, наверное, оно слишком специфически звучит мне не хочется себя как-то ограничивать. Кстати, был случай, мимо проходил мужчина с ребенком, к нему девушка подошла с шапкой, сказала „Поддержите музыкантов“, на что он ответил „Музыка в консерватории“. Вот так-то! Еще нам, например, часто лезгинку заказывают, упрашивают сыграть. Словом, разные люди здесь ходят.

Вообще, уличный музыкант это же гибкое понятие есть же примеры тому, как так называемые уличные музыканты становится известными, ну вот как «Маркшейдер Кунст».

Насчет заработка я бы не стал обольщаться… Ну смотри, мне вот хватит на то чтобы заправиться (рядом припаркован мотороллер прим. «Парка культуры») и доехать до дома, ну может еще на бутылку пива. Я считаю, что ради денег это делать просто нельзя. Бывает, конечно, такое, что тебе дали денег и у тебя настроение поднялось, бывает и много дают, но целенаправленно на это работать не стоит. Вообще, за пять лет столько всего было, всего и не вспомнишь. Вот прошлом году к нам пристал гомосексуалист, накупил нам много алкогольных напитков, хвалил нас, всячески втирался в доверие, а в итоге у него произошел сердечный приступ прямо на наших глазах. Не очень смешная история, наверное?»

.

Это трио найдено совершенно случайно встали они не на самом проходном месте в районе Театральной площади: рядом громыхает колоколами выставка народных ремесел, мимо проезжают машины, а чуть ли не на проезжей части трое человек самозабвенно играют рок и блюз стандарты.

Сергей: «Я играю с 2002 году, начал этим заниматься вскоре после того как в Москву приехал в первый раз, полтора года назад решил совсем осесть вот и играю постоянно за счет этого и живу. Играю не только на улицах, бывает и в клубах, но уже с группой вольный художник, называется. На улице почти каждый день бывает, разным составом. Включаемся в принесенный с собой аккумулятор от городской сети не пробовали, хотя вот недавно один охранник тут предлагал. А вообще, сейчас многие музыканты уходят из привычных мест вот на Арбате стали гонять сильно, забирают, инструменты, говорят, ломают.

Хотя бывают и смешные случаи: например, однажды чоповец пытался прогнать музыкантов, а за них вступился один из зрителей ну такой, с корочкой ФСБ и чоповец ушел.

Думаю, что культура уличных музыкантов у нас довольно низкая. Есть хорошие ребята, но их не так много. Но это странно говорить про уличных музыкантов это культура просто музыкантов. И какая она, такая и музыка звучит на улицах. Хотя вот за эти восемь лет уровень все-таки поднялся и, думаю, еще будет расти.

Есть люди, которые любят сидеть, записываться, студийные эффекты накладывать, а концерты почти не играют. А есть те, кто не может без живых выступлений вот я такой, мне хочется перед кем-то играть и как можно чаще. Ну и музыка которую мы играем, она же очень массовая, её нужно нести. В Америке с этим проще, конечно, делаешь специальное разрешение и играешь у тебя место работы получается не клуб, а переулок, но суть-то не меняется».

.

В Америке к ремеслу уличного музыканта относятся совершенно иначе: даже звезды масштаба Стинга не стесняются отдать дань этому виду заработка и поиграть инкогнито на городских улицах. Да и из обычных ребят, удивляющих прохожих мастерством своего исполнения, выросло немало известных имен: например, человек-оркестр Dub FX или виртуозный битбоксер-флейтист Грег Патилло. Среди них и Роки Леон (Rocky Leon), приезжающий в скором времени в Москву видео с его уличных перформансов распространяются словно вирусы и, не исключено, что ему светит судьба Dub FX, приехавшего первый раз силами горстки энтузиастов, а теперь стабильно собирающего крупнейшие площадки страны. «Парк культуры» связался с Роки незадолго до его концерта в московском клубе China-Town Café и расспросила о том, каково это быть уличным музыкантом зарубежом:

«Впервые я начал играть на улице четыре года назад, это было в Зальцбурге, летом, у меня не было денег, зато было полно свободного времени. Поэтому я решил заняться тем же самым, чем я занимался дома, только на свежем воздухе, да еще и получая за это деньги и внимание. Выступление на улице особенно тем, что ты можешь увидеть за день столько зрителей, сколько никогда не соберешь на клубном выступлении. Если правильно подойти к ним, то ты сможешь подарить им кусочек счастья прямо посередине дня, застать их хорошим настроением врасплох настроить на свою волну. Люди очень любят это и всегда благодарят. Секрет прост: надо игнорировать тех, кто игнорирует тебя и направлять всю энергию тем, кому ты нравишься.

Ну или можно закрыть глаза и просто играть для самого себя иногда это тоже неплохо срабатывает!

На самом деле я нечасто встречаю хороших музыкантов на улицах. Но в Сан-Франциско есть классный парень CellJoe. Он играет на виолончели и делает битбокс, плюс у него есть «лупер» (устройство для живой записи петли (лупа), на основе которой дальше строится композиция прим. «Парка культуры»). Да, он чем-то похож на моего кумира Dub FX, но что в этом плохого? Он путешествует по миру на велосипеде, который служит ему генератор электричества для усилилителя не пропустите его, если он будет проезжать мимо вас?
В прошлом году я отправился в девятимесячное путешествие, чтобы проверить можно ли жить на те деньги, которые я зарабатываю уличными выступлениями. Ответ: еще как можно!

Мне хватало даже на покупку авиабилетов из одного места в другое!

Но на самом деле не стоит концентрироваться на деньгах. Я начал играть в первую очередь потому, что это весело, я не зарабатывал этим серьезных сумм. Но когда они начали водиться в моей шляпе, это стало походить на навязчивую идею и это стало меня беспокоить: мне не хотелось бы, чтобы моё настроение зависело от того, сколько монет мне накидали за час. Я и подумал, что не стоит сводить это к деньгам, к большим или не очень какая разница?! Я решил вместо того, чтобы считать деньги, начать считать улыбки, которыми меня одаривают прохожие. И с этого момента моя жизнь превратилась в праздник люди танцуют, люди веселятся, люди говорят мне, как они счастливы. И это прекрасно.

.

Среди громких русских представителей «музыки улиц» тоже есть те, кто начинал в буквальном смысле с этих улиц один из них рэпер Иван Алексеев, более известный как Noize MC. Своим видением ситуации с уличными музыкантами в стране он поделился с Газетой.RU:

«Мы до сих пор продолжаем практику выступлений на улицах, может, в несколько другом качестве но все равно играем для случайных прохожих. Я бы посоветовал уличным музыкантам стараться быть интересными зрителю. Надо делать нечто захватывающее, должен быть интерактив, может быть даже немного навязчивый пусть, с людьми надо играть. Многие музыканты просто стоят себе с унылыми лицами и поют песни Виктора Цоя, а рядом ходит неприятный парень и накидывается на тебя с протянутой кепкой вот это вот в корне неправильно, потому, что это невесело, неинтересно.

Надо думать о том, что ты можешь дать людям, потому что они тебе в принципе ничего не должны.

Ну есть, разумеется, всякие хитрости, но они сугубо индивидуальны, а вот стремление заинтересовать прохожего это универсальная вещь, без которой нельзя. Наверное, еще дипломатические способности стоит развивать, чтобы можно было договориться о подключении в сеть. Но это детали.

Я сам в основном играл на Арбате, один раз на ВДНХ, там прекрасно, но нас там чудом не заметила милиция, а так бы замели там в принципе никто не играет, хотя место с отличной атмосферой, рядом скейтеры катаются.

У нас же музыкантов по-прежнему держат за нарушителей общественного порядка, хотя вот я был в Нью-Йорке, там люди просто сидят и поют на улицах и это нормально. Нет, я встречал и в России прикольные коллективы вот две девчонки, группа «Живые», мы с ним познакомились, после того как они поучаствовали в нашем конкурсе во «Вконтакте». Вот они как раз с ВДНХ, у них там есть точка облюбованная, рядом с метро. У них чувствуется здоровое отношение к этому процессу, не упадническое, что ценно, потому как среди уличных музыкантов все-таки очень много бичей, которые занимаются этим не потому, что хотят выступать перед людьми, а потому что работать не хотят и ищут себе легких денег. А мотивацию довольно легко определить по выступлению: кто-то делает это для того, чтобы было круто, а кто-то ради денег. Вот когда совсем нет первого, а только второе ну это печально, что тут еще сказать?

Источник: gazeta.ru

Добавить комментарий