Музыку известного композитора Эдуарда Артемьева ценили такие разные мастера кино, как Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Сергей Говорухин, Павел Чухрай. Его музыкальные произведения звучат в шедеврах советского и российского кинематографа — «Раба любви», «Родня», «Курьер», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Солярис» и «Зеркало». Всего Эдуард Николаевич написал музыку к более чем 100 фильмам.
Музыку известного композитора Эдуарда Артемьева ценили такие разные мастера кино, как Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Сергей Говорухин, Павел Чухрай. Его музыкальные произведения звучат в шедеврах советского и российского кинематографа — «Раба любви», «Родня», «Курьер», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Солярис» и «Зеркало». Всего Эдуард Николаевич написал музыку к более чем 100 фильмам.
Не так давно композитор приезжал в наш город, чтобы принять участие в фестивале любительского кино «Золотая стрела». Мы решили расспросить его, какую роль играет музыка в современном кино.
Кадры решили всё
— Эдуард Николаевич, в вашем списке много выдающихся фамилий великих режиссёров, а с кем из них было сложнее всего работать?
— Самым сложным было работать с Кончаловским. У него музыкальное образование. До сих пор он лучше знает музыку, чем я. Это нам и мешает в работе. Каждая картина начинается с большого недовольства друг другом. Самое неприятное — он начинает вникать в партитуру, в ноты. Но несмотря на это, сейчас мы вместе с ним работаем над созданием музыки к спектаклю «Три сестры», который он ставит на сцене Театра Моссовета.
Тарковский меньше всего говорил о музыке, он больше говорил о кадре. Самым любимым его композитором был Бах. У него была уникальная коллекция произведений этого великого композитора.
— Ваша музыка звучит практически во всех фильмах Никиты Михалкова. А как вы с ним познакомились?
— С Никитой Сергеевичем была уникальная встреча. Я уже был в кино и писал музыку к театральной постановке в Театре киноактёра, который был по соседству с домом, где жил Никита Сергеевич вместе со своей семьёй: отцом, матерью и братом. Как-то он зашёл на репетицию и увидел меня.
Никита рассказал, что заканчивает режиссёрский факультет ВГИКа, и попросил меня написать музыку к его дипломному фильму «Спокойный день в конце войны». Так мы познакомились с Михалковым. Это была моя вторая работа в кино, а у него — первая.
Потом с Михалковым мы даже породнились. Я стал крёстным отцом его дочери Анны. У нас с ним особые ощущения друг друга. Мы дружим семьями и даже иногда выпиваем.
— Бытует мнение, что Михалков — очень жёсткий и авторитарный человек — как в жизни, так и в творчестве. Вас это не коробило?
— Михалков — жёсткий человек, но работать с ним легко. Он же титан с могучей энергетикой. Я думаю, что с ним мог бы работать любой композитор, он буквально накачивает своим ощущением. Он не рассказывает, какая музыка ему нужна. Он просто говорит о фильме.
Мы сошлись во мнении, что главное оружие музыки — это чувство, которое она формирует.
— Чем вы можете объяснить внезапно вспыхнувшую нелюбовь публики к Михалкову?
— Не знаю. Моё отношение к Никите Сергеевичу субъективно — он мой друг. Я могу только предполагать. В России очень не любят лидеров, сильных людей. К тому же он очень независим, отстаивает своё мнение. Его же хотели снять с председательства Союза кинематографистов — не получилось, как бы ни хотели. Это замечательный человек, он мой друг уже больше 40 лет. Удивительная личность, мощная. Так что я не могу дать ему объективную оценку.
— Как вам кажется, почему публика не приняла его последние картины: «Утомлённые солнцем-2: Предстояние» и «Цитадель»? В российском прокате они провалились. Это вина режиссёра, времени или кого-то ещё?
— Это не вина режиссёра. Это компания людей, которые проиграли ему всякие сражения — как политические, так и все остальные. Поэтому они развернули против него такую акцию.
Фильм получился замечательный, мощный, сделанный с огромной любовью к России. Время потом всё расставит на свои места.
У Никиты Михалкова есть ненавистники его личные, и у нашей страны тоже они есть. Если бы вы знали, какая кампания развернулась против него и фильма за границей! Все газеты мира вопили, что это искажение истории. То же самое было и в России. Народ клюнул на это дело.
Музыка для души
— По вашему мнению, какую роль в сегодняшнем кинематографе играет музыка?
— Всегда было трудно представить фильм без музыки. Она всегда играла в картине важную роль. Хотя Тарковский хотел убрать из картины авторскую музыку. Он вообще мечтал снять фильм без музыки. Он мне говорил, что авторская музыка — как контуры, без которых он не может обойтись. Когда кончаются его средства как мастера кино, тогда и нужна музыка.
— А какую роль, по-вашему, музыка играет в жизни человека?
— Да никакую. Как и всё искусство. Это всё мифы. Искусство может играть роль единомоментно. Но оно не может перевернуть жизнь человека. Искусство и музыка могут перевоспитать только чувство, но не могут перевоспитать человека. Иначе мир изменился бы. Сколько выдающейся, гениальной музыки написано, а мир по-прежнему воюет и всё больше ожесточается…
Источник: rus.ruvr.ru