Челябинка организовала концерт Цоя в восьмидесятые — и чуть не положила партбилет на стол

Челябинка организовала концерт Цоя в восьмидесятые — и чуть не положила партбилет на стол
Это сегодня мы ждем гастрольным транзитом «Скорпов», а ведь еще в 80-е они были были в списках западных и советских групп, запрещенных к исполнению на дискотеках, по радио и телевидению, как «наносящие вред идейно-нравственному и эстетическому воспитанию молодежи». Среди наших — «Браво», «Кино», Высоцкий. Местом, где все эти концерты все ж таки давали в Челябинске стал клуб авторской песни «Макушка» и сам актовый зал ЧПИ (ЮУрГУ). Все началось со слуха: говорят, в ЧПИ приезжал Высоцкий! А был ли Высоцкий и кто еще из идеологически отвергнутых мог петь на сцене политехнического? АиФ попыталась провести свое мини— расследование.
Это сегодня мы ждем гастрольным транзитом «Скорпов», а ведь еще в 80-е они были были в списках западных и советских групп, запрещенных к исполнению на дискотеках, по радио и телевидению, как «наносящие вред идейно-нравственному и эстетическому воспитанию молодежи». Среди наших — «Браво», «Кино», Высоцкий. Местом, где все эти концерты все ж таки давали в Челябинске стал клуб авторской песни «Макушка» и сам актовый зал ЧПИ (ЮУрГУ). Все началось со слуха: говорят, в ЧПИ приезжал Высоцкий! А был ли Высоцкий и кто еще из идеологически отвергнутых мог петь на сцене политехнического? АиФ попыталась провести свое мини— расследование.
Челябинка организовала концерт Цоя в восьмидесятые — и чуть не положила партбилет на стол

Это сегодня мы ждем гастрольным транзитом «Скорпов», а ведь еще в 80-е они были были в списках западных и советских групп, запрещенны
На гастроли с московским театром Владимир Высоцкий приезжал в 1962 году — нашли мы воспоминания на одном из форумов. Правда, доподлинно не известно, в Оперу, Драму или ТЮЗ — форумчане не сходятся во мнении. А вот второй его приезд оспаривают однозначно. Хотя в своей книге хоккеист Старшинов и пишет, что «Спартак» летел из Челябинска с Высоцким в 1972 — 73 годах. Такие слухи ходили много лет, но ни одного серьезного подтверждения тому пока нет. Да и в мировой паутине слухам дают категоричный отпор: «Ни в одной программке ВВ не напечатан, а концертов он не давал однозначно!» Но вот на одном из ресурсов, посвященных авторской песне, мы встречаем текст: «В 1974 году предполагался концерт ВВ, (вернее, два: в 12 и 16 часов) в зале нашего Политехнического. Все готовились, ждали, но…

— Владимир Высоцкий на сцене ЧПИ не выступал — это я могу сказать точно! — говорит директор центра творчества ЮУрГУ Ольга Градская, которая в конце семидесятых пришла трудиться в студенческий клуб профкома студентов ЧПИ. — Возможно, кто-то и пытался пригласить, но факта самого выступления не было. Был Розенбаум, группа Кино…— перечисляет Ольга Владимировна.

И даже Иосиф Кобзон и Робертино Лоретти. А во время выступления Александра Розенбаума зрители даже «вынесли» дубовые двери. Такой популярностью пользовались звезды советского шоубизнеса и концертная площадка политеха. С особым трепетом Ольга Градская вспоминает приезд Виктора Цоя в ЧПИ. В марте 1987 (или 1988) года группа «Кино» смогла выступить перед студентами только благодаря ректору Вяткину. Но концерт чуть не сорвался.

Есть интересная версия. Одни говорят, артисты укатили в Миасс на -левый— концерт и не представили в отдел культуры разрешительную грамоту из Ленинградского рок-клуба. Партаппаратчики объявили переполненному залу: «Концерт отменяется!»

А Ольга Градская перекрикивала самих чиновников: «Нет, концерт будет!», чтобы поклонники просто не разобрали зал по кирпичику.

— С самого утра я пыталась вешать афишу, а местные активисты — комсомольцы брали меня под локоток и отводили от доски объявлений. «Не надо бы, Ольга, ни к чему тебе это, сними уже…»

И партбилет на стол — такие намеки директору клуба делали не единожды. Практически сутки Ольга Владимировна доказывала, что никакой крамолы в текстах песен группы «Кино» нет.

Кульминацией институтского представления стал приезд милицейских генералов в огромных каракулевых папахах. До концерта 10 минут, а Ольгу под конвоем повели в один кабинет. А Виктора Цоя — в другой. Как вспоминает Градская, им предъявили совершенно несущественное обвинение: мол, на багажнике машины группы стояла бутылка пива. И это в период «сухого закона»!

В самый критический момент Ольга Владимировна рванула прямо в ректорскую приемную — Герман Вяткин под свою ответственность концерт разрешил. Зрители благополучно отстояли весь концерт в проходе — мест не было, аншлаг сопутствовал всем мероприятиям клуба ЧПИ.

Пожалуй, только, в 85 году советский рок стал выбираться из музыкального подполья, даже тексты «литовали» до 87-го. Причем, «литовать» приходилось и в местных обкомах. Тогда тщательной цензуре подвергались не только заезжие звездные тексты, но и строчки студентов политеха. «Сколько слез и позора перед заезжими бардами, — говорит Градская, — они уже прибыли, вот — вот занавес, а наш партком: „Нет. Нам нужен свой лит — не ленинградский!“

Можно представить, насколько сложно было ребятам легендарной «Макушки» и их наставникам приглашать запрещенных звезд — Кукина, Визбора, Женю Клячкина. Клуб ЧПИ договаривался втихаря! Даже концерты Кукина и Визбора были без огласки — небольшое объявление.

— Они шли напролом, как танки, — вспоминает Ольга Градская. — У наших ребят на «Макушке» был пик духовности, технари искали новый смысл жизни через строфы авторской песни.

Ольга Владимировна с нежностью произносит каждое имя: Николай Якимов, Александр Деревягин, Юрий Бендитович, Александр Мордасов, Андрей Крамаренко. Они были так изобретательны, что умудрялись находить домашние номера Городницкого, Визбора, Суханова и получали «да» в ответ. Сами договаривались, сами собирали деньги, чтобы оплатить дорогу артисту.

После каждого такого концерта Градской, что уже была директором клуба, грозили увольнением.

Источник: chel.aif.ru

Добавить комментарий