Мысли о нелегкой судьбе цифрового контента. Гулливеры, лилипуты, оккупанты и герои «Операции Ы» — в качестве наглядных примеров.

Мысли о нелегкой судьбе цифрового контента. Гулливеры, лилипуты, оккупанты и герои «Операции Ы» — в качестве наглядных примеров.
Есть старый анекдот о борьбе партизан с оккупантами: пришли в лес оккупанты, заняли избушку лесника. Спустя сутки ожесточенных боев партизаны выгнали оккупантов. Оккупанты собрались с силами, прогнали партизан. Партизаны собрались с силами, вернулись, прогнали оккупантов… А через какое-то время пришел лесник.
Есть старый анекдот о борьбе партизан с оккупантами: пришли в лес оккупанты, заняли избушку лесника. Спустя сутки ожесточенных боев партизаны выгнали оккупантов. Оккупанты собрались с силами, прогнали партизан. Партизаны собрались с силами, вернулись, прогнали оккупантов… А через какое-то время пришел лесник.
Мысли о нелегкой судьбе цифрового контента. Гулливеры, лилипуты, оккупанты и герои «Операции Ы» — в качестве наглядных примеров.

К чему я все это? Не поверите — к цифровому рынку, — вернее, к его музыкальной составляющей. Там все — как в том самом лесу: приходят одни, вышибают других, потом другие возвращаются… Ну и так далее. А порядка как нет, так и не было. Ввиду отсутствия лесника.

Давайте признаемся (хотя бы самим себе) — а как давно вы покупали в Интернете музыку? Только по-честному! Выбирая между возможностью скачать трек за деньги или найти пути для его бесплатного скачивания и прослушивания — вы что предпочтете?
Ответ очевиден — никто ни за что платить не готов. А если заставить платить — то он, с высокой долей вероятности, просто отправится искать обходные пути. Самый простой путь — естественно, торренты: заходи, качай, что хочешь, бери, что хочешь — все бесплатно.
Второй по популярности способ — пойти в социальную сеть с отсутствием контент-контроля (например, «ВК», вы догадались), и там слушать все, что душа пожелает. Благо, остальные сотни тысяч пользователей уже навыкладывали туда стотыщмильенов треков, не особо заботясь о защите авторских прав.
Дальше все зависит от того, насколько тебе удобно скачивать, а главное — искать то, что тебе нужно. Да и вообще — готов ли пользователь что-либо искать специально, или ему просто достаточно качнуть «нечто модное и популярное». На этом еще во времена пиратских дисков делали деньги братья-флибустьеры: зачем в очередной раз откатывать, скажем, «Белый альбом», когда сборники «Romantic Collection» или «All The Best From The West» разлетаются куда быстрее и куда охотней? Альбомы ищут прицельно, сборники покупают всегда.
Легальный сетевой контент сейчас — именно сейчас — перестал выживать. Из ярких отечественных примеров последнего времени — закрытие системы цифровой дистрибуции Fidel.Ru. Начиналось все весьма радужно: и контракты с мейджорами, и отличный каталог (стопроцентно легальный), и приложения для мобильных устройств и… И нерентабельность. А зачем, спрашивается, платить кому-то деньги, если можно — смотри выше — все скачать бесплатно? Причем, даже прослушивать пользователю уже неинтересно: именно из-за низкого интересом к стримингу скончался MySpace, так и не сумевший набрать критическую массу пользователей и внедрить работающую рекламную модель.

Создатели Fidel.ru признали, что за шесть лет работы портала так и не смогли выйти на самоокупаемость. Причина проста и понятна: если пользователь приходит на сайт, где можно скачивать музыку, то его интересуют ровно две вещи: возможность скачать все, что душа пожелает (то есть каталог) и возможность сделать это бесплатно (или в обмен на просмотр рекламы). Что касается каталога — тут тоже все более-менее ясно: получить права на все (то есть — абсолютно на все) — невозможно. В конце концов, есть щепетильные ребята типа Metallica, которые после истории с Napster при слове «стриминг» покрываются трупными пятнами, оскаливают клыки и утробно рычат.
При этом для того, чтобы сделать stand-alone музыкальный портал или сервиc, нужно: а) содержать штат сотрудников; б) разрабатывать дизайн и ПО; в) работать с правообладателями — иначе вся эта махина не то что не полетит, а даже с места не сдвинется. То есть расходы на «Фиделя» (да и, по сути, на любой его независимый аналог) будут существенно превышать доходы — и, смотри выше, ни о какой самоокупаемости речи идти не будет. Всем спасибо, все свободны.

На прошедшем намедни форуме MoCo, посвященном мобильному контенту, представители Fidel посвятили свое выступление истории другой компании — Spotify. В частности, они обратили внимание на то, что активная база пользователей Spotify неуклонно растет, однако доля платных пользователей сервиса (платных поневоле — в результате партнерских программ с операторами связи) все это время не превышает 20-30%. В итоге в 2010 году Spotify выручил $99 млн, а потратил $141 млн В 2011 году тенденция сохранилась: заработано $250 млн, потрачено — $309 млн Текущее состояние Spotify — 62 миллиона долларов долга. Спрашивается, откуда такие долги? — все очень просто: в 2010 году, по данным The Register, сервис выплатил правообладателям более 100 миллионов долларов роялти. А авторы еще и недовольны: они считают, что отчисления могли бы составлять большие суммы, и отзывают права на свою музыку из каталога.
Не успели отпеть панихиду по почившему в Бозе Фиделю — не менее убыточный, но очень симпатичный сервис Яндекс Музыка сделал попытку заработать на музыке: запустил приложение для iPhone. Доступ к плейлистам и возможность скачивать треки в нем имеется, вот только со второй половины июня доступ к «Яндекс Музыке» станет платным. Вопрос: кто согласен платить за прослушивание того, что в том же «ВКонтакте» можно прослушать «за просто так», а в торрентах скачать, не заплатив ни копейки? Принимаю ставки любого размера.
«Яндексу», признаемся честно, от мнения пользователей (см. комментарии к приложению на AppStore) ни жарко ни холодно: ведь на сам портал заходят вовсе не для того, чтобы послушать музыку. Музыка для «Яндекса» — лишь один из видов привлечения и удержания аудитории, то есть сугубо маркетинговый инструмент: даже если пользователи перестанут слушать музыку на «Яндексе» (или станут делать это чуть менее интенсивно) — то искать «Яндексом» они не перестанут, как не перестанут гонять туда-сюда копейки через «Яндекс Деньги», пользоваться «Пробками» и так далее. А еще достаточно велика вероятность того, что привычные и удобные персональные плейлисты, созданные в «Яндекс Музыке», пользователь не захочет терять — и будет готов потратить небольшую денежку именно за комфорт. Он останется в удобной среде, с привычной музыкой и знакомым сервисом.

Налицо простая аллегория: в борьбе между Лилипутией и Блефуску побеждает тот, кто привлекает на свою сторону великана. Stand-alone сайт не выдерживает бремени расходов и закрывается, а сервис, вовлеченный в титанический организм «Яндекса», выдержит любые катаклизмы. Я тактично умолчу о «ВКонтакте»: это даже не великан, это — огр. Такого огра с миллионами пользователей не пугают иски о защите авторских прав на сотни тысяч рублей. Ну, проиграет огр суд с НФПФ, РАО или МАК, облегчит кошелек на ничтожную сумму, которая для него — что слону дробина: он, как Трус из «Операции Ы» — «на русалках больше заработает». А точнее — на продаже трафика и контактов. Cобственно, под эти цели ВК и заточен. Поэтому за своих пользователей он будет стоять горой, и позволяет им развлекаться за свой счет как угодно. Тем более, что бороться с таким положением дел некому: отсутствует политическая воля.

Хочешь победить великана — заведи своего собственного. Легального, вооруженного нужным количеством контрактов с лейблами. Только не вздумай выращивать великана самостоятельно — это долго, муторно и, к сожалению, совершенно бесперспективно. Доказано Фиделем, Audiofoind и другими стартапами-агрегаторами, во множестве начинавшими свою работу в 2006 году. На сегодняшний день в России остались в живых лишь два из них: Zvooq и Stereokiller. Прибыльность обоих проектов не вызывает сомнений ни у одного эксперта рынка: ее оценивают как отсутствующую.
Есть и еще один великан, который пока бродит по периметру границ, оглядывает территорию, но активных действий не предпринимает. Хотя многие его ждут. Ведь как только великан придет — у нас сразу же появится возможность вполне легально покупать любую музыку. Покупать просто, удобно и иллюзорно дешево. Один клик — и нужный альбом у вас на компьютере. В отменном качестве, без потерь. Речь о полноценном iTunes.

Конечно, придумка от Apple — далеко не панацея. И в Штатах, и в Европе легальную музыку покупают не очень-то охотно. По приблизительным подсчетам, один пользователь ITunes приобретает в год около 10 треков: фактически, сборный альбом. Впрочем, этот показатель лишь подтверждает общее правило — среднестатистическому пользователю музыка нужна постольку-поскольку, как фон, а прицельно за новым альбомом Beach Boys гоняются те, кому он действительно нужен. Остальные скачивают сингл Мадонны (Madonna) — она же в радиоэфире!

Apple все это прекрасно понимает. Подтверждением тому служит ориентация на мультифункциональные устройства: iPhone и iPad продаются куда лучше iPod, в то время как последние модернизируются разработчиком в сторону компактности. Плеер, который только и умеет, что играть медиафайлы, нужен лишь во время джоггинга, все остальное время будем слушать музыку на коммуникаторе или планшете, параллельно ведя телефонные разговоры или копаясь в Интернете. А для того, чтобы окончательно стимулировать пользователя к использованию iTunes — еще более интегрируем оный сервис непосредственно в ОС.

С выходом «шестерки» iOS и новой модификации Mac OS Х — в них к iTunes будет «прикручен» Facebook. Более того, Apple планирует прикончить Ping — музыкальную социальную сеть, в которой можно было получать новости от музыкантов и делиться с друзьями фрагментами аудиофайлов. Теперь же достаточно будет поставить лайк непосредственно в iTunes — и все ваши друзья в Facebook узнают, какую музыку вы слушаете в данный момент. Правда, в России и Ping не работал, он доступен лишь там, где есть полноценный iTunes.

Одним словом, гигант Apple идет по единственно правильному пути: он очень аккуратно «подталкивает» пользователя к приобретению легальной музыке, сперва популяризуя у него собственно сервис iTunes. Теперь, с «вшитым» Facebook все будет еще проще — пользователю даже не надо будет покидать такую родную социальную сетку, все знакомо, все как дома — лайк и вся недолга. Только доступно это счастье лишь тем, кто живет в странах с «настоящим» iTunes. Мы же в России — так что пока ждем.

Вот только у нас вызывает законные сомнения предположение, что сервис iTunes — это тот самый лесник. Вы же не забыли анекдот, с которого начался этот рассказ, правда? Как вам такие цифры: в 2010-м году на 30 миллионов устройств iTunes продал чуть больше 700 миллионов треков. То есть по одному альбому с хвостиком на одного юзера. В 2011-м продажи музыки через iTunes были стыдливо закопаны в общие показатели продаж контента (среди которого — игры, фильмы, приложения и так далее). Однако тенденция налицо: покупая яблочное устройство, пользователь не обязательно покупает музыку.
А зачем? Ее же полно, и всегда найдется кто-то, кто заплатит за нас.

Источник: zvuki.ru

Добавить комментарий