Пять лет назад не стало рок-Моцарта с гитарой Алексея Хвостенко

Пять лет назад не стало рок-Моцарта с гитарой Алексея Хвостенко
Хвостенко, многим известный просто как Хвост, написал более сотни песен и несколько пьес совместно с писателем и философом Анри Волхонским, выпустил более 15 альбомов, в том числе вместе с известной рок-группой «АукцЫон», а также оставил значительный след в русской культуре как художник.

Хвостенко, многим известный просто как Хвост, написал более сотни песен и несколько пьес совместно с писателем и философом Анри Волхонским, выпустил более 15 альбомов, в том числе вместе с известной рок-группой «АукцЫон», а также оставил значительный след в русской культуре как художник.

Пять лет назад не стало рок-Моцарта с гитарой Алексея Хвостенко

МОСКВА, 30 ноя — РИА Новости. Русский поэт-авангардист, автор песен, художник Алексей Хвостенко, ушедший из жизни ровно пять лет назад — 30 ноября 2004 года, был для своих и чужих магнетическим, харизматичным и отзывчивым человеком-праздником.

Хвостенко, многим известный просто как Хвост, написал более сотни песен и несколько пьес совместно с писателем и философом Анри Волхонским, выпустил более 15 альбомов, в том числе вместе с известной рок-группой «АукцЫон», а также оставил значительный след в русской культуре как художник.

Многофункциональное имя — Хвост

Своего близкого друга Хвостенко писатель Константин Кедров назвал настоящим гением, но «не массовокультурный, не попсово раскрученный, а истинный».

«Он писал очень легко, на свободном дыхании — вот сидим, разговариваем, а потом он берет гитару и начинает петь что-то, только что придуманное — так, в продолжение разговора. Это такое моцартовское дарование, когда кажется, что все само собой льется, — сказал Кедров. — Это был Моцарт с гитарой. Он даже был похож на Моцарта, и косица была у него заплетена сзади, как у этого композитора. По складу своему, по антропологии он был моцартовским человеком».

Писатель рассказал, что Хвостенко сам себя называл Хвостом, при этом даже придумал расшифровку своего псевдонима. «Хвост — как Христос Воскреси, “ост” — как Восток и “о” — как горловина гитары посередине, то есть получается такое многофункциональное имя».

Он продолжил, что многим Хвостенко известен всем по песне «Над небом голубым» в исполнении Гребенщикова.

«Но это, конечно, Лешина песня, которую он написал за ночь в соавторстве с Анри Волохонским, и называлась она “Над небом голубым” — естественно, он писал о рае», — пояснил Кедров, добавив, что авторству Хвоста принадлежат также «Ах, Александр Исаевич…», «Хочу лежать с любимой рядом…», «На турецкий выходит берег Соханевич молодой…» и многие-многие другие.

Памятники Питера и мерцающие подтяжки Парижа

Кедров рассказал, что Хвостенко детство провел в Ленинграде, где отучился в Ленинградском институте театра, музыки и кино и опубликовал свою первую книгу «Подозритель» в 1965-м. Через три года он уехал в Москву и стал активным деятелем столичного художественного андеграунда.

«В середине 70-х годов он уехал со своей гитаркой в Париж, потому что в это время был у нас драконовский закон, по которому можно было посадить человека в тюрьму за тунеядство. Его хотели также, как Бродского уже схватить», — поделился собеседник агентства.

Хвостенко поначалу пытался подстроиться под законы, не быть тунеядцем и даже устроился смотрителем памятников всего Петербурга.

«Он по-честному прошелся по Петербургу, и написал все как положено о том, что у Екатерины отломан скипетр, голубь обгадил Петра и так далее, но потом увидел, что от его записей ничего не меняется, и стал заполнять тетрадь, не выходя на работу. Вот так вот он жил, но потом все-таки эмигрировал», — рассказал Кедров.

Более десяти лет друзья не виделись. За это время Хвостенко успел полностью влиться в сообщество русских художников-эмигрантов и даже вместе с писателем Владимиром Марамзиным начал издавать журнал «Эхо».

«В 1987 году я получил бандероль со сборниками Хвостенко и всей парижской братии, а также приглашение во Францию. В общем, я еду туда, Хвостенко меня встречает и первом делом говорит мне, что я должен обзавестись такими же мерцающими подтяжками, как у него. Мы пошли на парижский развал, и он мне их незамедлительно купил — я как настоящий советский человек был гол как сокол. А потом он решил, что мне нужен барабанчик, и тотчас его купил. А еще он мне купил автомат клавишный, который сам играет», — вспоминает писатель.

Он до сих пор удивляется, «как Хвост все это покупал, при условии того, что жил он в муниципальной квартире, за которую ему приходилось платить половину, ему постоянно приходилось вкалывать, и денег много не было».

Томики Пушкина и ностальгия

Кедров рассказал, что, несмотря на утверждения Хвостенко об отсутствии у него чувства ностальгии по России, многое говорило об обратном. Так, когда Кедров пришел в гости к Хвосту, то обнаружил, что вся комната «усеяна» томиками Пушкина. Как объяснил владелец странной библиотеки — «это для того, чтобы не забывать язык».

Впоследствии Хвостенко приезжал неоднократно в Москву, где иногда давал концерты, вызывавшие ажиотаж у столичных меломанов. Кедров вспомнил последний приезд музыканта в столицу.

«Он говорил, что ненадолго и что скоро уедет, но все не уезжал — ему не хотелось, потому что все его любили, помнили, устраивали концерты с ансамблем “АукцЫон”. Он утверждал, что никакой ностальгии по родине не испытывает, а главное для него — это свобода, но с отъездом тянул», — рассказал Кедров.

Тема свободы была главной в истории жизни Хвостенко, для которого, как пояснил Кедров, было важно быть свободным во всех отношениях. «Он таким и был, поэтому и стиль его музыкальный совершенно свободен — голос, неотделимый от человека, песня неотделима от общения, которая не поется, а проговаривается», — уверен поэт.

«Это человек-праздник. Как только он где-то появлялся, все вокруг сразу начинало кипеть и бурлить. Но себя он не жалел, потому и уход такой скоропостижный и преждевременный. Я видел его за месяц до его неожиданного ухода, когда он простудился и вот», — заключил писатель.

Париж без Хвоста и не Париж вовсе

Художник Дмитрий Шагин из питерской арт-группы «Митьки» рассказал РИА Новости, что перестал ездить в Париж после кончины Хвостенко.

«Я его помню с раннего детства — с Хвостом очень близко дружили мои родители, с конца 50-х годов. Мне было всего 10 лет, когда Хвост уехал жить в Москву, но детские впечатления остались: он такой был, подростковый очень. И при этом — невероятно светлый», — сказал Шагин.

Заново познакомились Шагин и Хвостенко в 1989 году, когда художник вместе с другими митьками приехал в столицу Франции для съемок в фильме «Митьки в Париже». В этом же фильме одну из ролей исполнил Хвост.

«“Митьки” тогда впервые приехали в Париж — я помню, что поразился, насколько по сути своей Хвост не изменился. Ну да, в Ленинграде он был нищий поэт и художник, а в Париже я уже видел такого матерого авангардиста, у него тогда вышла в Лондоне пластинка “Прощание со степью”. Но по сути своей Хвост остался прежним — совершенно магнетическим человеком, который, где бы он ни находился, везде притягивал к себе людей», — рассказал Шагин.

Он признался, что после кончины Хвостенко в Париже делать больше нечего.

«После его смерти я в Париж больше не езжу — что там делать? Хвост умудрялся создать какое-то совершенно невероятное культурное пространство вокруг себя. Я помню, что обалдел от этих сквотов, которые он постоянно устраивал, фабрики заброшенные захватывал — настолько там была “хвостовская” атмосфера. И только из-за Хвоста и я, и многие другие люди Париж воспринимали как артистический город», — отметил художник.

По его словам, все время, в Хвостенко «был какой-то трагизм, потому что в России много водки, а во Франции — вина, и он себя неуютно чувствовал, когда с ним здесь все хотели выпить — он уже привык к другой жизни».

Гений без понтов

Как рассказал РИА Новости шоумен группы «АукцЫон» Олег Гаркуша, музыканты рок-коллектива также познакомились с Хвостенко в Париже.

«Мы с ним познакомились, по-моему, в 89-м году в Париже. Он сразу произвел впечатление искреннего и харизматичного человека. Он очень хорошо относился ко мне. Добрый, отзывчивый, удивительный гений», — рассказал Гаркуша.

По его словам, Хвостенко оставил российскому року огромный подарок — «только его песня, известная всем в этой стране в двух трактовках — “Под небом голубым” и “Над небом голубым”, говорит о его месте в нашей культуре, а при этом он был не только музыкантом и поэтом, но и замечательным художником».

«Трудно его описать. Он был светлым человеком, без пальцев, гонора и гордыни. Как правило, такие люди себя так и ведут — такие по-настоящему талантливые и гениальные, в отличие от других — бездарных и наглых», — считает музыкант.

Алексей Хвостенко умер на 65-ом году жизни в Москве. Похоронен на московском Перепеченском кладбище.

Источник: ria.ru

Добавить комментарий