В жизни бывает много случаев, когда дети оказываются на улице, без крова над головой и без поддержки родителей
В таких случаях приходят на помощь социально-реабилитационные центры, которые и оказывают всестороннюю помощь. Один из таких — «Дом милосердия» — где подросткам помогают найти новую семью.
Социально-реабилитационный центр «Дом милосердия» работает с 1992 года и недавно отпраздновал своё 20-летие. Петербург, кстати, был одним из первых городов в России, где такие центры появились.
В жизни бывает много случаев, когда дети оказываются на улице, без крова над головой и без поддержки родителей
В таких случаях приходят на помощь социально-реабилитационные центры, которые и оказывают всестороннюю помощь. Один из таких — «Дом милосердия» — где подросткам помогают найти новую семью.
Социально-реабилитационный центр «Дом милосердия» работает с 1992 года и недавно отпраздновал своё 20-летие. Петербург, кстати, был одним из первых городов в России, где такие центры появились.
— Центры необходимы для того, чтобы служить социальным буфером между неблагополучной семьёй и обществом, — говорит директор «Дома милосердия» Владислав Никитин. — Мы выявляем семьи, где ситуация становится неблагополучной, работаем над тем, чтобы дети могли остаться в родных семьях. Если это не получается, проводим комплекс мер вместе с органами опеки и подбираем для ребёнка новую семью.
Искать неблагополучных детей, к сожалению, не нужно. Их было много в нашем городе как в начале 90-х годов, так и сегодня. Ребят направляют либо органы опеки и попечительства, либо органы внутренних дел. И поток этот не иссякает. Ежегодно в Доме милосердия в разное время проживает 150-200 детей. Одновременно там находится 43 подростка. С ними проводят занятия психологи, социальные педагоги, воспитатели, преподаватели по ИЗО, актёрскому мастерству, танцам и конечно же, обязательно посещение общеобразовательной школы. Сюда приезжают известные люди, такие, как Вячеслав Малафеев, Михаил Боярский, Николай Валуев, Алексей Кортнев.
— Главная задача социального работника — устроить ребёнка в семью, — считает Владислав Никитин. — Система первичного обустройства потихоньку налаживается, не без проблем, конечно, но всё же. Растёт число приёмных семей, число людей, готовых к этому шагу. И государственный Центр помощи семье и детям на Московском, 104, и мы, и общественные организации предлагают свою помощь, проводят курсы подготовки приёмных родителей. Но мало протестировать родителей, предоставить им базу данных детей, помочь оформить документы. Необходим специалист, который поможет совместить потребности ребёнка и возможности семьи, который станет ангелом-хранителем этой семьи в дальнейшем, помогая наладить взаимоотношения, справиться с неизбежными трудностями. В Петербурге, как и во всей России, существует проблема, когда детей берут на попечение приёмные родители, но через некоторое время готовы вернуть обратно. Причин несколько: неготовность родителей к возникшим сложностям, переоценка своих возможностей.
— Благодаря нашим специалистам риск вторичного отказа от ребёнка сокращается до 5%, — говорит Владислав Никитин.
— Без сопровождения эта цифра может доходить до 30%. То есть если новую семью и их приёмного ребёнка оставить один на один со всеми проблемами, каждого третьего возвращают в реабилитационные центры. Третье лицо — это человек, который выступает связующим звеном между ребёнком и его семьёй — как кровной, так и приёмной. Его задача установить тесный и доверительный контакт с родителями, помочь сгладить все шероховатости и острые углы новых отношений.
Специалисты оказывают семьям целый комплекс услуг: социально-правовую, психологическую, социально-медицинскую, экономическую помощь, содействие в решении бытовых проблем. То есть снимают бóльшую часть нагрузок, которые получают родители, получая статус приемных. Согласитесь, стать приёмными родителями — очень серьёзное испытание. И бывает, что обычные бытовые проблемы становятся препятствием для создания добрых человеческих отношений.
Желающих стать приемными родителями в нашем городе много. Но не все осознают, какие обязательства придётся взять на себя, беря в свою семью сложного подростка.
— Мы стараемся, чтобы в тренингах и занятиях с психологами участвовали оба родителя, — говорит заведующая отделением социально-правовой помощи центра «Дом милосердия» Анна Гедимина. — В течение полутора месяцев будущие родители обучаются, после этого наши психологи совместно со специалистами обсуждают возможность принять ребёнка и составляют заключение для органов опеки: готовы они воспитывать приёмного ребёнка или нет. Из 15 людей одобрение получают 3-4. Остальные либо уходят, либо продолжают работу с нашими специалистами. Сложный механизм, скажете вы? Да, отбор очень серьёзный. Но, согласитесь, лучше, если взрослые поймут, что не готовы взять ребёнка на попечение во время обучения в Доме милосердия, чем когда он уже будет жить с ними. Ведь когда подростка вновь сдают в приют, это наносит ему огромную психологическую травму.
Источник: spb.aif.ru