Благодаря «Зеркалу» Плес превратится в Канны

VII Международный фестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало» стартовал в Ивановской области. Специальный приз — «За выдающийся вклад в киноискусство» — вручили посмертно Алексею Герману В основной конкурс фестиваля вошло десять фильмов. В программе фестиваля — 90 авторских фильмов: художественных, документальных, анимационных. В рамках программы «Свои» покажут лучшие российские фильмы сезона.

VII Международный фестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало» стартовал в Ивановской области. Специальный приз — «За выдающийся вклад в киноискусство» — вручили посмертно Алексею Герману В основной конкурс фестиваля вошло десять фильмов. В программе фестиваля — 90 авторских фильмов: художественных, документальных, анимационных. В рамках программы «Свои» покажут лучшие российские фильмы сезона.

В час открытия кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» в Плесе хлынул проливной дождь. Журналисты, критики, жюри и президент смотра Павел Лунгин вынуждены ютиться под узким карнизом местного Дачного театра. О том, чтобы торжественно пройти в «Левитан-холл» по деревянным мосткам (здесь они вместо ковровой дорожки), пришлось забыть.

Открытие началось на полтора часа позже, но сразу с главного — вручения премии за вклад в киноискусство. Алексею Герману. Посмертно. Каким он был на съемочной площадке, видно на кадрах, которые с замиранием смотрит весь зал. Получать награду за мастера, которого не стало почти четыре месяца назад, вышли супруга Светлана Кармалита и сын — режиссер Алексей Герман-младший.

«Алексей Герман и Андрей Тарковский — два очень разных художника и два великих изобретателя киноязыка. Все российское киноискусство находится между этих двух маяков», — отметил Павел Лунгин, режиссер, президент VII Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало».

Киноязык Тарковского можно изучать по снимкам, которые сделал шведский фотограф Ларс-Олоф Лотвалл на съемочной площадке фильма «Жертвоприношение» 30 лет назад. Вот режиссер выстраивает кадр — старательно поправляет домик, который, по сценарию, сделал сын главного героя. Экспозиция называется «Андрей Тарковский, мой незнакомый друг». Как считает сестра Тарковского Марина Арсеньевна, Лотвалл понял о Тарковском далеко не все.

«Они знали, что желтый вульгарный цвет не должен быть на поляне перед домом героя, и Андрей попросил всех сорвать цветы. А Олоф подумал, когда они все начали рвать цветы, что он просто букетик собирает», — сказала Марина Тарковска.

Как Тарковский, стоя на коленях, рвал цветы, Лотвалл так и не снял, о чем постоянно жалеет. Он написал это в своих воспоминаниях. Их можно прочитать на той же выставке. Сам фотограф, котому уже за 80, в Плес приехать не смог.

Музей «Присутственные места», где проходит выставка, открылся в ноябре 2012 года. Как считают сотрудники, во многом благодаря тому, что в Плесе стали проходить мероприятия масштаба «Зеркала». Этот дом — памятник архитектуры — был построен в конце XVIII века для размещения уездных чиновников. Потом здесь был банк, училище, в советские годы — техникум. Последние лет семь здание пустовало и разрушалось. И только после того как в Плесе в прошлом году прошел фестиваль и сюда стали приезжать туристы, нашлись инвестиции — здание в считаные месяцы отреставрировали.

В конкурсе «Зеркала» — десять картин. Артхаус от Мексики до Китая. От режиссеров, которые, как говорит Павел Лунгин, Тарковскому не подражают, но творят в его духе. Все здесь, включая членов жюри — режиссера Сергея Лозницу, немецкого критика Клауса Эдера, датского продюсера Марианну Слот — поклонники Тарковского. Губернатор Ивановской области Михаил Мень тоже.

«Мой любимый фильм — „Сталкер“, хотя и „Андрей Рублев“ мне нравится. Но в „Сталкере“ есть что-то, что я пережил отдельно», — признается Михаил Мень.

Развивать Плес губернатор намерен с помощью так называемого «ивентового» или «событийного туризма», опираясь на европейский опыт, ведь именно фестивали и форумы сделали когда-то провинциальные города Канны и Давос культурными центрами Франции и Швейцарии.

До Европы Плесу пока далеко — гостиниц мало, в большинтве домов нет Интернета, плохо развит транспорт: железная дорога сюда не проложена. В XIX веке от нее, по легенде, откупились местные купцы. Но десять лет назад было еще хуже — ни кинозала, ни плитки на набережной. Безработица была страшная — в Плесе нет фабрик и заводов. Есть только пейзажи, которые воспел Исаак Левитан. Туризм вдохнул в город новую жизнь.

«На сегодняшний день мы имеем совершенно обратную картину — здесь не хватает рабочих рук. Сюда предприниматели вынуждены завозить рабочих из соседних городов», — сказал Михаил Мень. В прошлом году в города, в которых проходил фестиваль «Зеркало» — Плес, Иваново, Шую, Кинешму и Юрьевец — съехались почти 25 тысяч человек. В этом ожидают еще больше. На родине Тарковского теперь будет храниться его архив — его впервые покажут публике как раз на фестивале.

Ивановская область с помощью меценатов выкупила дневники, письма, аудиозаписи великого мастера на аукционе Sotheby\’s за 2,5 миллиона долларов, обойдя главного конкурента — Ларса фон Триера. Датский режиссер, впрочем, не очень расстроился. Он намерен на память о своем кумире заполучить что-нибудь другое, рассказывает бессменный продюсер фон Триера Марианна Слот.

«Я пообещала Ларсу, что привезу ему с родины Тарковского какой-нибудь сувенир. Пока не знаю, какой», — рассказала Марианна Слот.

В конкурсе и вне его на «Зеркале» покажут 90 фильмов, в том числе документальных и анимационных. Будет даже программа видеоарта, а также круглые столы, мастер-классы, поэтические вечера и научная конференция. В этом году «Зеркало» отразит больше, чем когда-либо.

Источник: vesti.ru

Добавить комментарий