Московский ампир Осипа Бове

Московский ампир Осипа Бове
Многое из того, что сегодня определяет облик Москвы, было создано после Отечественной войны 1812 года с Наполеоном выдающимся русским архитектором Осипом Бове — спроектировано им лично или под его руководством. Красная площадь, Александровский сад у Кремлевской стены, Большой театр…По меркам сегодняшнего времени Бове можно смело назвать главным архитектором российской столицы. 14 сентября 1812 года, после кровопролитного Бородинского сражения, Наполеон со своими войсками стоял на подступах к Москве, на Поклонной горе, и ждал, когда ему вручат ключи от древней российской столицы. Русские полководцы на военном совете решили оставить Москву, чтобы сохранить измотанную армию, собраться с силами для новых битв. Вид столицы, открывающийся с Поклонной горы, заставил Наполеона «остановиться в восхищении», вспоминали его приближенные. «Москва предстала перед изумленным взором» как воплощение «фантазии из сказок „Тысячи и одной ночи“». «Все дворцы огромны, обладают непостижимой роскошью, их архитектура, их колоннады восхитительны. Интерьеры этих огромных строений украшены с отменным вкусом; начиная с вестибюлей, лестниц, вплоть до чердака — все совершенно!». Но ключей от Москвы французы так и не дождались. А уже на следующий день, 15-го сентября, в столице начались пожары. Оставляя город французам, москвичи жгли свои дома, уничтожали запасы провианта, склады. Сгорело две трети города — практически весь центр. «Ужасный спектакль — море огня, океан пламени. Это был самый величественный и самый ужасный спектакль, который я видел за свою жизнь», — вспоминал в конце жизни Наполеон. Закончился этот «спектакль» бесславным бегством императора из Москвы, из России и полным крахом его завоевательских планов. Ну а москвичам, возвращавшимся в родные дома после отступления французов, открывалась страшная картина: вдоль улиц — ряды обгорелых стен, торчащие печные трубы, полное запустение… «Поэтому уже в самом начале 1813 года была создана специальная комиссия для строения города Москвы», — рассказала в интервью «Голосу России» старший научный сотрудник Московского музея архитектуры Зоя Золотницкая:»Восстановление Москвы было делом национальной чести. И не случайно сам император Александр Первый занимался этими вопросами. Есть точные сведения о том, что он лично рассматривал градостроительный проект восстановления и реконструкции Москвы, который начинали делать, кстати, в Петербурге». Тот первый проект не пришелся по душе московским архитекторам — участникам Комиссии по застройке, среди которых был и Осип Бове. Итальянец по происхождению, Бове так же, как и его земляки-коллеги — Росси, Растрелли, Кваренги, крепко связал себя с Россией. Ему, кстати, еще до нашествия Наполеона довелось работать под руководством Карло Росси, но также и с выдающимся русским зодчим Матвеем Казаковым. А в войне 1812 года Осип Бове участвовал в качестве ополченца. Когда началось восстановление Москвы Бове руководил воссозданием Кремлевских башен и стен, заново строил Гостиный двор рядом с Кремлем, лично проектировал или, что называется, доводил архитектурные проекты жилых и казённых домов. «Осип Бове был фактически главным архитектором города, — утверждает эксперт Зоя Золотницкая, — поскольку он отвечал за всю „фасадическую“, как тогда говорили, часть. Ни один дом не мог быть построен без его подписи на чертежах. И конечно, самые крупные градостроительные ансамбли, которые были тогда осуществлены, создавались, в основном, по его проектам. Это привело к тому, что была создана единая система застройки домами с классическими фасадами. Пусть они были сделаны из дерева и оштукатурены под камень, но все они соответствовали стилю московской архитектуры позднего классицизма или ампиру, который тогда существовал». Недаром выдающийся русский поэт и дипломат Александр Грибоедов посвятил возрожденной Москве такие строки: «Пожар способствовал ей много к украшенью… С тех пор дороги, тротуары, дома и всё — на новый лад…»»Первое, что было создано, — рассказывает Зоя Золотницкая, — это, конечно, Красная площадь. До пожара по периметру она вся была обнесена торговыми рядами, не просматривались даже стены Кремля, а вдоль них проходил ров, который существовал еще с древности. По проекту Осипа Бове площадь перепланировали. Кстати, открылся вид на собор Василия Блаженного, закрытый торговыми рядами. То есть площадь приобрела новый торжественный облик. Второй крупной градостроительной работой была, конечно, планировка Театральной площади. Раньше по этой болотистой местности во время разливов реки Неглинки даже проехать было трудно. А когда реку заключили в подземную трубу, появилась возможность создать и Театральную площадь, и Александровский сад рядом с Кремлем. Точные размеры планировки были предложены именно Осипом Бове — сохранился чертеж, подписанный им. Это прямоугольная площадь, в основе которой стало здание Большого театра, развернутое на саму площадь. Для того чтобы придать площади единый классический облик, Бове составил проекты строений вокруг нее, которые и были осуществлены». Творчество Осипа Бове, к сожалению, длилось немногим более двух десятилетий, замечает эксперт Зоя Золотницкая:»Его последняя работа — Триумфальные ворота на Триумфальной площади. Это, конечно, великолепный памятник, целый ансамбль, созданный в честь героической победы русских войск в 1812 году. И эти ворота, действительно, стали торжественным въездом со стороны петербургской дороги. К ней была обращена и колесница Победы, венчающая Триумфальную арку и распланированная тоже по проекту Осипа Бове. Но осуществить до конца этот проект довелось уже его родному брату Михаилу, тоже архитектору». Триумфальная арка — это первый в Москве памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Сейчас она возвышается в другом месте — рядом с Поклонной горой, где Наполеон ждал так и не преподнесенные ему ключи от Москвы…Многое из того, что сегодня определяет облик Москвы, было создано после Отечественной войны 1812 года с Наполеоном выдающимся русским архитектором Осипом Бове — спроектировано им лично или под его руководством. Красная площадь, Александровский сад у Кремлевской стены, Большой театр…По меркам сегодняшнего времени Бове можно смело назвать главным архитектором российской столицы. 14 сентября 1812 года, после кровопролитного Бородинского сражения, Наполеон со своими войсками стоял на подступах к Москве, на Поклонной горе, и ждал, когда ему вручат ключи от древней российской столицы. Русские полководцы на военном совете решили оставить Москву, чтобы сохранить измотанную армию, собраться с силами для новых битв. Вид столицы, открывающийся с Поклонной горы, заставил Наполеона «остановиться в восхищении», вспоминали его приближенные. «Москва предстала перед изумленным взором» как воплощение «фантазии из сказок „Тысячи и одной ночи“». «Все дворцы огромны, обладают непостижимой роскошью, их архитектура, их колоннады восхитительны. Интерьеры этих огромных строений украшены с отменным вкусом; начиная с вестибюлей, лестниц, вплоть до чердака — все совершенно!». Но ключей от Москвы французы так и не дождались. А уже на следующий день, 15-го сентября, в столице начались пожары. Оставляя город французам, москвичи жгли свои дома, уничтожали запасы провианта, склады. Сгорело две трети города — практически весь центр. «Ужасный спектакль — море огня, океан пламени. Это был самый величественный и самый ужасный спектакль, который я видел за свою жизнь», — вспоминал в конце жизни Наполеон. Закончился этот «спектакль» бесславным бегством императора из Москвы, из России и полным крахом его завоевательских планов. Ну а москвичам, возвращавшимся в родные дома после отступления французов, открывалась страшная картина: вдоль улиц — ряды обгорелых стен, торчащие печные трубы, полное запустение… «Поэтому уже в самом начале 1813 года была создана специальная комиссия для строения города Москвы», — рассказала в интервью «Голосу России» старший научный сотрудник Московского музея архитектуры Зоя Золотницкая:»Восстановление Москвы было делом национальной чести. И не случайно сам император Александр Первый занимался этими вопросами. Есть точные сведения о том, что он лично рассматривал градостроительный проект восстановления и реконструкции Москвы, который начинали делать, кстати, в Петербурге». Тот первый проект не пришелся по душе московским архитекторам — участникам Комиссии по застройке, среди которых был и Осип Бове. Итальянец по происхождению, Бове так же, как и его земляки-коллеги — Росси, Растрелли, Кваренги, крепко связал себя с Россией. Ему, кстати, еще до нашествия Наполеона довелось работать под руководством Карло Росси, но также и с выдающимся русским зодчим Матвеем Казаковым. А в войне 1812 года Осип Бове участвовал в качестве ополченца. Когда началось восстановление Москвы Бове руководил воссозданием Кремлевских башен и стен, заново строил Гостиный двор рядом с Кремлем, лично проектировал или, что называется, доводил архитектурные проекты жилых и казённых домов. «Осип Бове был фактически главным архитектором города, — утверждает эксперт Зоя Золотницкая, — поскольку он отвечал за всю „фасадическую“, как тогда говорили, часть. Ни один дом не мог быть построен без его подписи на чертежах. И конечно, самые крупные градостроительные ансамбли, которые были тогда осуществлены, создавались, в основном, по его проектам. Это привело к тому, что была создана единая система застройки домами с классическими фасадами. Пусть они были сделаны из дерева и оштукатурены под камень, но все они соответствовали стилю московской архитектуры позднего классицизма или ампиру, который тогда существовал». Недаром выдающийся русский поэт и дипломат Александр Грибоедов посвятил возрожденной Москве такие строки: «Пожар способствовал ей много к украшенью… С тех пор дороги, тротуары, дома и всё — на новый лад…»»Первое, что было создано, — рассказывает Зоя Золотницкая, — это, конечно, Красная площадь. До пожара по периметру она вся была обнесена торговыми рядами, не просматривались даже стены Кремля, а вдоль них проходил ров, который существовал еще с древности. По проекту Осипа Бове площадь перепланировали. Кстати, открылся вид на собор Василия Блаженного, закрытый торговыми рядами. То есть площадь приобрела новый торжественный облик. Второй крупной градостроительной работой была, конечно, планировка Театральной площади. Раньше по этой болотистой местности во время разливов реки Неглинки даже проехать было трудно. А когда реку заключили в подземную трубу, появилась возможность создать и Театральную площадь, и Александровский сад рядом с Кремлем. Точные размеры планировки были предложены именно Осипом Бове — сохранился чертеж, подписанный им. Это прямоугольная площадь, в основе которой стало здание Большого театра, развернутое на саму площадь. Для того чтобы придать площади единый классический облик, Бове составил проекты строений вокруг нее, которые и были осуществлены». Творчество Осипа Бове, к сожалению, длилось немногим более двух десятилетий, замечает эксперт Зоя Золотницкая:»Его последняя работа — Триумфальные ворота на Триумфальной площади. Это, конечно, великолепный памятник, целый ансамбль, созданный в честь героической победы русских войск в 1812 году. И эти ворота, действительно, стали торжественным въездом со стороны петербургской дороги. К ней была обращена и колесница Победы, венчающая Триумфальную арку и распланированная тоже по проекту Осипа Бове. Но осуществить до конца этот проект довелось уже его родному брату Михаилу, тоже архитектору». Триумфальная арка — это первый в Москве памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Сейчас она возвышается в другом месте — рядом с Поклонной горой, где Наполеон ждал так и не преподнесенные ему ключи от Москвы…Московский ампир Осипа Бове

Многое из того, что сегодня определяет облик Москвы, было создано после Отечественной войны 1812 года с Наполеоном выдающимся русским архитектором Осипом Бове — спроектировано им лично или под его руководством. Красная площадь, Александровский сад у Кремлевской стены, Большой театр…По меркам сегодняшнего времени Бове можно смело назвать главным архитектором российской столицы. 14 сентября 1812 года, после кровопролитного Бородинского сражения, Наполеон со своими войсками стоял на подступах к Москве, на Поклонной горе, и ждал, когда ему вручат ключи от древней российской столицы. Русские полководцы на военном совете решили оставить Москву, чтобы сохранить измотанную армию, собраться с силами для новых битв. Вид столицы, открывающийся с Поклонной горы, заставил Наполеона «остановиться в восхищении», вспоминали его приближенные. «Москва предстала перед изумленным взором» как воплощение «фантазии из сказок „Тысячи и одной ночи“». «Все дворцы огромны, обладают непостижимой роскошью, их архитектура, их колоннады восхитительны. Интерьеры этих огромных строений украшены с отменным вкусом; начиная с вестибюлей, лестниц, вплоть до чердака — все совершенно!». Но ключей от Москвы французы так и не дождались. А уже на следующий день, 15-го сентября, в столице начались пожары. Оставляя город французам, москвичи жгли свои дома, уничтожали запасы провианта, склады. Сгорело две трети города — практически весь центр. «Ужасный спектакль — море огня, океан пламени. Это был самый величественный и самый ужасный спектакль, который я видел за свою жизнь», — вспоминал в конце жизни Наполеон. Закончился этот «спектакль» бесславным бегством императора из Москвы, из России и полным крахом его завоевательских планов. Ну а москвичам, возвращавшимся в родные дома после отступления французов, открывалась страшная картина: вдоль улиц — ряды обгорелых стен, торчащие печные трубы, полное запустение… «Поэтому уже в самом начале 1813 года была создана специальная комиссия для строения города Москвы», — рассказала в интервью «Голосу России» старший научный сотрудник Московского музея архитектуры Зоя Золотницкая:»Восстановление Москвы было делом национальной чести. И не случайно сам император Александр Первый занимался этими вопросами. Есть точные сведения о том, что он лично рассматривал градостроительный проект восстановления и реконструкции Москвы, который начинали делать, кстати, в Петербурге». Тот первый проект не пришелся по душе московским архитекторам — участникам Комиссии по застройке, среди которых был и Осип Бове. Итальянец по происхождению, Бове так же, как и его земляки-коллеги — Росси, Растрелли, Кваренги, крепко связал себя с Россией. Ему, кстати, еще до нашествия Наполеона довелось работать под руководством Карло Росси, но также и с выдающимся русским зодчим Матвеем Казаковым. А в войне 1812 года Осип Бове участвовал в качестве ополченца. Когда началось восстановление Москвы Бове руководил воссозданием Кремлевских башен и стен, заново строил Гостиный двор рядом с Кремлем, лично проектировал или, что называется, доводил архитектурные проекты жилых и казённых домов. «Осип Бове был фактически главным архитектором города, — утверждает эксперт Зоя Золотницкая, — поскольку он отвечал за всю „фасадическую“, как тогда говорили, часть. Ни один дом не мог быть построен без его подписи на чертежах. И конечно, самые крупные градостроительные ансамбли, которые были тогда осуществлены, создавались, в основном, по его проектам. Это привело к тому, что была создана единая система застройки домами с классическими фасадами. Пусть они были сделаны из дерева и оштукатурены под камень, но все они соответствовали стилю московской архитектуры позднего классицизма или ампиру, который тогда существовал». Недаром выдающийся русский поэт и дипломат Александр Грибоедов посвятил возрожденной Москве такие строки: «Пожар способствовал ей много к украшенью… С тех пор дороги, тротуары, дома и всё — на новый лад…»»Первое, что было создано, — рассказывает Зоя Золотницкая, — это, конечно, Красная площадь. До пожара по периметру она вся была обнесена торговыми рядами, не просматривались даже стены Кремля, а вдоль них проходил ров, который существовал еще с древности. По проекту Осипа Бове площадь перепланировали. Кстати, открылся вид на собор Василия Блаженного, закрытый торговыми рядами. То есть площадь приобрела новый торжественный облик. Второй крупной градостроительной работой была, конечно, планировка Театральной площади. Раньше по этой болотистой местности во время разливов реки Неглинки даже проехать было трудно. А когда реку заключили в подземную трубу, появилась возможность создать и Театральную площадь, и Александровский сад рядом с Кремлем. Точные размеры планировки были предложены именно Осипом Бове — сохранился чертеж, подписанный им. Это прямоугольная площадь, в основе которой стало здание Большого театра, развернутое на саму площадь. Для того чтобы придать площади единый классический облик, Бове составил проекты строений вокруг нее, которые и были осуществлены». Творчество Осипа Бове, к сожалению, длилось немногим более двух десятилетий, замечает эксперт Зоя Золотницкая:»Его последняя работа — Триумфальные ворота на Триумфальной площади. Это, конечно, великолепный памятник, целый ансамбль, созданный в честь героической победы русских войск в 1812 году. И эти ворота, действительно, стали торжественным въездом со стороны петербургской дороги. К ней была обращена и колесница Победы, венчающая Триумфальную арку и распланированная тоже по проекту Осипа Бове. Но осуществить до конца этот проект довелось уже его родному брату Михаилу, тоже архитектору». Триумфальная арка — это первый в Москве памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Сейчас она возвышается в другом месте — рядом с Поклонной горой, где Наполеон ждал так и не преподнесенные ему ключи от Москвы…

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий